ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Два приёма и гостинцы
В День Победы фронтовиков и ветеранов ждут в Конгресс-холле и ресторане «Айтон». З...

Требуется эффективность
Экономические итоги первого квартала этого года, реализация выполнения Постанов...

«Единороссы» сверят часы
22 мая в Уфе состоится отчетно-выборная конференция Башкортостанского региональн...

Победная «георгиевская лента»
Более миллиона цветов ежегодно высаживают работники муниципального предприятия ...

Энергетический коктейль
С 26 по 29 мая в Уфе будут проходить VIII Конгресс нефтегазопромышленников России и XVII...

Все бегут
9 мая на Советской площади стартует Открытая 61-ая легкоатлетическая эстафета, пос...

Ника уехала в Стерлитамак
В Башкирском государственном академическом театре драмы имени М. Гафури состояла...

Кому - звонок, а кому - экзамены
23 мая для более 8 тысяч уфимских выпускников 11-х классов прозвенит последний школь...

Явление Прометея
25 и 26 апреля в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась мирова...

Мамы третьего тысячелетия
Насколько новое поколение готово к продолжению жизни на Земле? Этот важный вопрос...

«Бронзовые» клинки
На первенстве мира среди юниоров и кадетов в Белфасте (Великобритания) башкирская...

Положительный «Полюс»
Во втором региональном этапе всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регио...

Самородок Уральских гор
В Башкирском издательстве  «Китап» имени Зайнаб Биишевой вышел в свет иллюстри...

Ретро-новости

100 лет. 30 апреля (13 мая) 1909 г. освящено место строительства Аксаковского народного...




     №5 (90)
     май 2009 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДВЕ ПОЛОВИНКИ"

Скажем мы друг другу: «Браво!»


Любимец публики и завидный жених
К моменту их знакомства в 1967 году Равис Харисов уже обрел статус «завидного жениха»: был одним из ведущих солистов прославленного ансамбля танца имени Файзи Гаскарова. Он рассказывает, что поначалу увлекся танцами, глядя, как лихо отбивает чечетку и стэп дядя. И у него тоже стало получаться. Заметив способность сына, отец отвел его в танцевальную студию при Театре оперы и балета. Равис с большим желанием участвовал в различных конкурсах и фестивалях самодеятельного творчества и за нефтяной техникум, и за химзавод, за ДК железнодорожников. Яркого, артистичного паренька трудно было не заметить на сцене. Его пригласили в ансамбль имени Файзи Гаскарова.
Тут-то и началась настоящая творческая жизнь артиста.
- Это кому-то может показаться, что танцевать легко и приятно, хотя на сцене мы зачастую и сами «заводились», - говорит Равис Мударисович. - Не отрицаю, что аплодисменты зрителей и внимание поклонников доставляют удовольствие. Но за всем этим - огромный труд: не один сапог истоптан, не одна майка сгорела от пота. Если надо выйти на сцену, забываешь и о высокой температуре, и растянутых ногах.
Особую популярность Равису Харисову принесла хореографическая  композиция «Три брата», в которой он исполнял роль младшего. А за «Подарок», где его партнершей была Асия Тутманова, на Всесоюзном фестивале ансамблей народного танца председатель жюри Игорь Моисеев вручил ему диплом лауреата «За актерское мастерство» и именные часы.
Выпускница Вагановки
Светлана Казакова только начинала свой творческий путь в качестве солистки Башкирского театра оперы и балета после окончания Ленинградского академического хореографического училища имени Агриппины Вагановой.
Она стала балериной благодаря своему отцу, инвалиду Великой Отечественной войны, Анвару Акрамовичу Казакову. Он показал дочку педагогу, приехавшему в Уфу из Ленинграда специально для отбора способных детей в знаменитую Вагановку.
- Я к тому времени занималась в балетной танцевальной группе и по физическим данным соответствовала больше, чем ребята из районов, - вспоминает Светлана Анваровна. - Всего нас отобрали двенадцать человек. Первый раз я поехала так далеко от дома, в 10 лет. Помню, в Москве очень боялась спускаться в метро, а когда мы увидели, что в автобус входит негр, некоторые даже вскрикнули.
Морально и физически было невероятно тяжело - воспитатели, как и обещали  родителям, держали приезжих детей в «ежовых рукавицах». В интернатовской комнате с колоннами жили двадцать девочек. Они почти каждый вечер плакали. Света Казакова тоже в письмах слезно умоляла маму забрать ее отсюда. А утром письма рвала и шла на занятия.
Потом их перевели в новое здание интерната, где уже в комнатах жили по два-три человека, сюда же селили и иностранных студентов. С каждым годом морально становилось легче, а физически - труднее: нагрузки возрастали. Даже на каникулы девочки не могли поехать домой, так как были заняты почти во всех спектаклях Мариинского театра. Уже на второй год учебы их ставили и в «Спящую красавицу», и «Щелкунчик».
-  Мы застали еще Нуреева, который работал в Кировском театре. Во время занятий мы выбегали на переменку, и, если в это время у артистов балета были репетиции, Рудольф иногда подходил к нам и спрашивал: «Ну что, башкирята, как дела?» А то возьмет да и подбросит кого-нибудь из нас, легких, как пушинки, вверх. Помню, когда он эмигрировал, нас всех вызвали в кабинет директора и строго-настрого дали понять, что Родину предавать нельзя. А когда он приезжал, то запрещали вступать с ним в контакт. Не все из наших выдержали испытание учебой продолжительностью целых восемь лет: из 12 человек в Уфу вернулись всего пятеро. Элеонора Куватова, Раиса Халитова, Роберт Валиуллин, Зуфар Галимов и я осенью 1967 года начали свой творческий путь в театре.
Репетиция
длиною в жизнь
Как всегда к ноябрьским праздникам в Театре оперы и балета шла подготовка к торжественному собранию и большому концерту. Участвовали в нем лучшие коллективы республики. Балетная группа должна была исполнить отрывок из «Журавлиной песни». Ну и, конечно, ни один концерт правительственного уровня не мог обойтись без гаскаровцев.
- Артисты собирались на сводные репетиции, от которых все очень уставали, - вспоминает Светлана Анваровна. - Видимо, поэтому в перерывах нас буквально «прорывало» - и мы прослыли хохотушками.
Кстати, я никогда не видела воочию концерт гаскаровцев - на него просто невозможно было попасть. А тогда наконец-то удалось посмотреть от начала до конца, правда... из оркестровой ямы.
Равис Харисов особо выделялся экспрессией и темпераментом. А в композиции «Три брата» он так входил в роль, что не влюбиться в него было просто невозможно. А он, кстати, тоже во время репетиций заприметил молоденьких балерин-хохотушек, и одна из них ему понравилась. Поначалу они просто общались, хотя встречи были редкими. У него - постоянные поездки по Советскому Союзу и за границу, а летом уезжал на гастроли Театр оперы и балета, где Светлана была занята во многих спектаклях. За 20 лет она исполнила сольные партии в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Бахчисарайском фонтане», «Журавлиной песне», «Золушке», «Дон Кихоте», «Шопениане».
В ноябре 1970 года они поженились. С тех пор по жизни рядом, радуясь успехам, поддерживая друг друга в самые тяжелые моменты. В то время, пока Равис работал в ансамбле имени Файзи Гаскарова, супруги часто разлучались, поэтому каждый месяц, проводенный вместе, был как медовый.
- Он даже уговаривал меня перейти в их ансамбль, - говорит Светлана Анваровна. - Но ведь я, классическая балерина, не могла даже представить себя в роли артистки фольклорного коллектива.
Испытание на прочность
1988-1989 год.  Равис Мударисович - художественный руководитель ансамбля имени Ф. Гаскарова. А она, заканчивая карьеру балерины, решила поехать на учебу в Питер, чтобы получить диплом педагога-хореографа. Вскоре пришел вызов. Но тут случилось непредвиденное: на имя министра культуры поступил пасквиль от коллег, с которыми она проработала более 20 лет, дескать, не стоит Светлане Анваровне давать направление, так как она... профнепригодна. Вернувшийся с гастролей Равис был в шоке. Он, конечно, мог бы своим авторитетом повлиять на ситуацию, но Харисовы решили, что нужно быть выше этого. Их поддержали друзья и близкие по духу люди Светлана Баишева и Владимир Гончаренко (сейчас они живут в Белоруссии, у них тоже есть детский коллектив), а также коллеги по театру Раиса Хабирова, Флюра Рахманкулова, Клара Исмагилова. К тому времени Светлана Анваровна уже попробовала себя в качестве хореографа - занималась с детьми в ДК, ставила композиции. Ей это дело пришлось по душе, и они с Рависом Мударисовичем решили создать свой театр танца.
«Браво», браво!
Почему театр? Потому что хореографические отрывки, композиции и постановки, исполняемые коллективом, объединяют различные жанры танцевального искусства. Это классика, танцы народов мира, эстрада.
У нас тогда не было ни помещения, ни костюмов - только энтузиазм и идеи,   - рассказывает Равис Мударисович. - По предприятиям собирали разноцветные флаги, чтобы шить из них костюмы. А для танца маленьких арапчат даже сняли подходящие шторы у матери в комнате. Постепенно наша квартира превратилась в костюмерную: Светлана не только сама придумывает, но и шьет костюмы.Чуть позже один из банков стал спонсором, благодаря чему воспитанники «Браво» смогли дать достойный  концерт в Большом зале Филармонии. Так начался новый этап в жизни супругов Харисовых, до отказа наполненный творческими идеями, конкурсами и фестивалями.
Уже в 1993 году «Браво» выступает на сцене Московского дворца съездов, участвуя в программе «На балу у Золушки». Затем последовали приглашения на Международный фестиваль, посвященный 850-летию Москвы, конкурс «Душой исполненный полет», посвященный 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В 1995 году коллектив выезжает на Международный фестиваль в Польшу, затем на гастроли по Италии, Турции, Венгрии, Германии, Испании. 1999 год принес коллективу Гран-при на Фестивале Уральского региона и диплом лауреата на конкурсе классического танца «Жар-птица». В 2001 году «Браво» исполняется 10 лет, и он получает звание «Народный». За это время создано более 70 постановок. И в последующие годы уникальный коллектив удостаивался самых престижных наград и званий на многих международных конкурсах и фестивалях, выступал за рубежом. Трижды становился обладателем Гран-при. Но самая главная награда для Харисовых - благодарность учеников, которые стали для них как родные. За девятнадцать лет школу «Браво» прошли тысячи уфимских детей, для некоторых из них искусство танца так же как для Светланы Анваровны и Рависа Мударисовича стало главным делом жизни.

Светлана КИЯШКО








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости