РУБРИКА "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"«Звериный» стиль от сарматов
-Александр Данилович, в прошлом году вы впервые участвовали в конкурсе и сразу завоевали первое место с коллекцией «Золотое кольцо Башкортостана». Какие впечатления вынесли из нынешней поездки? - Во-первых, встретился с близкими мне по духу людьми, уникальными дизайнерами со всех уголков России, Литвы, Грузии, Хорватии, Голландии и Монголии. Во-вторых, нашу мастерскую пригласили участвовать в издании книги «Высокая мода национального костюма», которую выпустят в этом году. Она будет разослана по всем музеям Европы, в том числе в парижский Лувр и в музеи Рима. Также мы получили приглашение на культурные мероприятия в Хорватию, Нидерланды и Монголию. Очень благодарны участницам творческой студии «Хылыукай», которые продемонстрировали в Москве не только наши коллекции, но и работы дизайнеров Забайкальского края, Карачаево-Черкессии, Сахи (Якутия), Калмыкии, Казахстана и Грузии. - По каким критериям эксперты оценивают национальные костюмы? - Вообще говоря, их сравнивать очень трудно. Авторы должны найти свой подход, современное необычное решение и при этом сохранить народные традиции. Конкурсу 10 лет, в нем участвуют представители многих стран ближнего и дальнего зарубежья. В этот раз специальный приз «Золотые ножницы с бриллиантом» вручили мастерам из Хорватии, Нидерландов, Монголии и Китая. Их получают те, кто занимал призовые места более трех раз и доказал свое мастерство. Хорваты, например, изготавливают свои модели из тканей ручной работы с ручной вышивкой. - Коллекция народных башкирских костюмов, собранная в XIX веке этнографической экспедицией, хранится в музее этнографии в Санкт-Петербурге. Вы сотрудничаете с музеем? - По старинным фотографиям позапрошлого века, которые экспонируются в музее, мы воссоздали башкирский костюм с головным убором из бересты, обтянутым натуральной кожей. Музей планирует приобрести этот костюм у нас. - В «Сарматском золоте» вы обращаетесь к «звериному» стилю. Какой смысл несет эта коллекция? - Основная идея - противостояние кризису и упадническим настроениям. Фигурки зверей, найденные при раскопках нашими археологами - визитная карточка республики, но используются они очень редко. «Звериный» стиль всегда был неотъемлемой частью мира евразийских кочевников и входил во все сферы их жизни (украшение одежды, оружия, конского снаряжения, ритуальной посуды). При этом изображения не просто украшали изделия, а играли роль знака. Образы лошадей, оленей, грифонов, змей символизируют силу, власть и наступательный характер. Сакральное содержание звериной символики, золотой и серебряный отлив изделий, иллюзия змеиной кожи увеличивают престижность, пышное великолепие коллекции. Новизна ее заключается в сочетании «варварского великолепия» «звериного» стиля со сложным европейским кроем. - Как вы стали художником-модельером? - У меня шила мама, и уважение к этому мастерству я, что называется, впитал с материнским молоком. Скоро будет почти сорок лет, как я работаю в швейном деле. После окончания Московского института текстильной легкой промышленности работал в ателье, в уфимском Доме моделей, потом возглавил цех по пошиву кожаных изделий. Постепенно пришел к организации своего предприятия и возглавил Центр дизайна и выставочной деятельности при УГАЭС. Кстати сказать, её руководитель Александр Дегтярев предложил идею названия коллекции «Золотое кольцо Башкортостана». - Как вы оцениваете современную моду? - Сегодня много разных стилевых решений. Посмотрите, к примеру, на коллекцию Джона Гальяна. Там сочетаются и африканские, и русские элементы. И все выглядит очень убедительно. - Каким модным тенденциям должны следовать горожанки нынешним летом? - Призывать кого-то следовать определенной моде и тем самым ограничивать, было бы несправедливо. То, как человек одевается, во многом зависит от его стиля жизни и пристрастий. Кто-то выбирает одежду, в которой комфортно, другой наряжается в пух и перья. Что-то конкретное рекомендовать сложно. Ищите свой стиль!
Татьяна ШАНГИНА |