ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Шакша, на коньки!
-Здесь будет крытый ледовый каток! - пообещал в 2008 году юным спортсменам северной ч...

Нам нужен вокзал
16 декабря в Доме Республики Президент Башкорто-
стана Муртаза Рахимов провел ра...


Наши дети в Кремле
На традиционной Президентской елке, прошедшей в Государственном Кремлевском Дво...

Спасибо сельчанам!
Проведение предновогодних сельскохозяйственных ярмарок стало в Уфе доброй тради...

Модернизация и консерватизм
В Башкортостане, на базе регионального отделения партии «Единая Россия», очередн...

Что же в цене?
В Уфе прошёл II Всероссийский фестиваль СМИ «Система ценностей» - крупнейший росси...

Новоселье на Северодвинской
После капитального ремонта гостеприимно распахнул свои двери небольшой, но очень...

Идём в цирк!
На премьерное представление Большого советского цирка, состоявшееся в Уфе, почти ...

История Янбики и Айтугана
В Башкирском государственном театре оперы и балета (БГТОиБ) 25 декабря прошла миро...

Жёсткий отбор
23-24 января 2010 года на уфимском стадионе «Строитель» состоится 14-й чемпионат Европ...

Академики танца
Создатель Государственного академического ансамбля народного танца Файзи Гаска...

«Лыжня румяных»
В дни зимних школьных каникул в спортивно-оздоровительном комплексе «Биатлон» со...

Ретрокалейдоскоп
310. В России введён юлианский календарь: после 31 декабря 7208 года «от сотворения мир...




     №1 (98)
     январь 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Поток времён не смоет берега


Позже мы с Олей Любимовой и Наташей Орловой оказались в одной школе. К старшим классам Ольга превратилась, без преувеличения, в самую красивую девушку 39-й школы, воплощение вкуса и изящества. Большие серо-голубые глаза, бесподобно уложенная русая коса, увенчанная большим шифоновым бантом, едва уловимый горьковато-желудевый запах модных тогда рижских духов. Но было в ней что-то еще, наверное, самое главное, отличавшее ее от других красавиц. Повторю вслед за Вениамином Кавериным, заметившим эту особенность в понравившейся ему гимназистке, - «сдержанность хорошего воспитания». Эта черта была свойственна и Олиной маме - Мире Васильевне Новичковой, преподававшей у нас математику, и ее бабушке, тоже учительнице - Варваре Гавриловне, не говоря уже о «бабусе Любимовой», Прасковье Осиповне, получившей дворянское воспитание, но об этом позже.
Такие, как Варвара Гавриловна, при любой власти - хоть при царе, хоть при Сталине - остаются людьми. Вспомним годы репрессий. Если в школе с утра не разговаривают с какой-то учительницей - значит, ночью у нее кого-то арестовали. Варвара Гавриловна всегда разговаривала и продолжала относиться к человеку, как и прежде. У Веры Алексеевны Зайковой забрали мужа, а позже сына. Варвара Гавриловна не прервала дружбы и по-прежнему ходила к ней домой, а та - к Новичковым. По меркам того времени, это был подвиг.
Варенька Баталова с молодых лет была смелой, справедливой и строгой. В сегодняшней России забылось, что такое «благородство души», «служение людям». В начале прошлого века эти понятия были жизненными принципами прогрессивных молодых людей, в том числе и Вареньки.
«Невысокого роста, живая. В ее соразмерных движениях чувствовалась энергия. Пышные, слегка вьющиеся волосы были аккуратно причесаны и забраны гребенкой. В простом костюме: расклешенной, с широкими бретелями юбке и белой, хорошо выглаженной, с накрахмаленным воротником блузке… Большие открытые глаза она слегка прищуривала… С ранних лет не расставалась с очками, а последнюю пару лет носила не очки, а пенсне, к которому был прикреплен черный шелковый шнур… Причем, когда она не читала и не писала, пенсне держала в кармашке». Такой увидел ее будущий муж Василий Ефимович Новичков и сразу потерял голову. Описание Вареньки - из неопубликованной автобиографической повести Василия Ефимовича о земских учителях, то есть о них с Варенькой. Судя по всему, впервые молодые люди встретились в 1914-м в учительском доме уездного земства, где оба ждали назначения после окончания семинарий. Варенька училась в Перми, а Василий - в Челябинске.
Первым местом ее работы стала деревня Матвеевка, что в нынешнем Кушнаренковском районе, там она учительствовала до 1917 года.
Василий был зачислен учителем Андреевской школы Покровской волости Уфимского уезда, но через год его мобилизовали и как образованного направили в военное училище, которое он окончил прапорщиком. В действующей армии, в 152-м Владикавказском полку, он чуть ли не за год дослужился до подпоручика. Однажды рядом с Василием взорвался снаряд, его контузило и сильно засыпало землей. После боя откопали молившиеся на него солдаты-башкиры, от имени которых он писал письма с фронта домой. В семинарии Василий выучил башкирский язык, и вот - кто бы мог подумать - на войне пригодилось. Знания, и в самом деле, лишними не бывают. После контузии, в начале 1917-го, попал в Петроградский тыловой распределитель, подлечился, вернулся домой, в Благзавод, где в 1918-м наконец женился на Вареньке. Название «Благзавод» (усеченное от «Благовещенский завод»), похоже, появилось в первом десятилетии прошлого века. Сложносокращенные слова - отнюдь не изобретение большевиков, они возникли до революции. Так и Благзавод. Тогдашняя молодежь охотно подхватила это звонкое, короткое имя, и оно до сих пор благополучно существует в разговорной речи старожилов, хотя Благовещенский завод давным-давно перестал быть заводом, а в
1941-м и вовсе получил статус города Благовещенска.
Варенька тоже была благзаводская. На свадьбе все нахваливали молодоженов: так они были пригожи и подходили друг другу. Их сравнивали с родителями Вареньки - когда-то Гаврила Баталов и Екатерина Боброва считались здесь самой красивой парой. Стоило им в какой-нибудь праздник, нарядным и счастливым, промчаться на пролетке по поселку, встречные замирали в немом восхищении. Происходили эти поездки в 80-90 годах девятнадцатого века. Еще были живы братья Дашковы - Дмитрий Дмитриевич и Андрей Дмитриевич, владельцы Благовещенского завода.
В 1839 году хозяйкой завода стала их мать Елизавета Васильевна Дашкова (урожденная Пашкова). Елизавета Васильевна была вдовой Дмитрия Васильевича Дашкова, известного государственного и литературного деятеля, дипломата и юриста. А.С. Пушкин считал его своим другом. С 1815 по 1818-й Дашков был членом общества «Арзамас».
По девятой ревизии 1850 года у Дашковых в Благовещенском заводе, а также в Никольской и Дмитриевской слободах было 2606 душ крепостных крестьян (364 двора). Видимо, они-то и составляли основную рабочую силу. В ревизской сказке перечислены самые распространенные фамилии жителей этих слобод, среди них и Баталовы. Предположительно, Гаврила был из этих Баталовых, крестьян, вывезенных из какой-нибудь центральной губернии. Во всяком случае, у Варвары Гавриловны, по словам внучки Ольги, в Дмитриевке жили родственники. Хотя носителями этой фамилии в России были люди разных сословий. Может быть, по удивительному совпадению, здесь оказались другие Баталовы, например, из так называемых самовольных переселенцев.
Перед самой отменой крепостного права, в 1860 году, на заводе было открыто «Механическое заведение г.г. Дашковых», просуществовавшее до 1917 года. (Сама медеплавильня закрылась в конце XIX века.) Здесь производились веялки, сортировки, пожарные машины. После смерти А.Д. Дашкова «Заведение» сдали в аренду Уфимскому земству под изготовление веялок «Уфимка». Во время Первой мировой войны завод выпускал фургоны, двуколки, артиллерийские сани.
Еще при Дашковых в «Заведении» работал токарем брат Екатерины Бобровой - Василий Андропович. Он содержал там отдельное помещение вроде собственной мастерской, где вместе со своим помощником вытачивал детали для веялок. Об этом рассказала недавно Ольге его 97-летняя дочь Клавдия Васильевна Боброва (Позднякова).
Вполне возможно, что Гаврила Баталов вначале тоже трудился в «Заведении» - где же еще работать кузнецу? Хотя известно, что последние годы жизни он провел на строительстве моста по Самаро-Златоустовской железной дороге. К тому времени многое изменилось: начали прокладывать «железку», на заводе появилось много новых пришлых людей. «Свои», наоборот, разъехались кто куда - в Уфу, Белебей, Стерлитамак, Бирск. Больше всего - полторы тысячи человек - подались было в Томскую губернию, причем после бунта, но потом многие вернулись к Дашковым.
Братья Дашковы во многом отличались от остальных представителей своего класса. «Для меня было удивительно, что оба брата недружелюбно относились не только к бюрократии, но и к дворянству, в особенности к верхнему слою, примыкавшему к бюрократии, - писал в своих воспоминаниях врач-революционер Сергей Елпатьевский, проведший четырехлетнюю ссылку в Уфе и в Благовещенском заводе. - И в Уфе они держались особняком, не бывали у мундирных и фрачных людей - оба брата ходили в поддевках - и не принимали их к себе: не принимали участия в дворянских делах, не посещали дворянских собраний и вели знакомство только с людьми, принимавшими деятельное участие в земской работе».
Смысл своей жизни братья-аристократы, широко образованные, ярые сторонники реформ Александра II, видели в «устроении народной жизни». Дмитрий Дмитриевич в молодости жил в Париже, досконально изучил историю Великой французской революции, много времени проводил в доме Бальзака - Эвелина Ганская, жена знаменитого писателя, приходилась Дашковым родственницей. Он был одним из самых известных деятелей по народному образованию. В 1879-м был избран гласным Уфимского земского собрания. Благодаря таким, как он, в России начиналась эпоха Просвещения, обещавшая небывалый расцвет страны.
Дашков всерьез был озабочен судьбой своих крестьян. Однажды Елпатьевский спросил его: почему он не закрывает завод, приносящий сплошные убытки. Тот ответил: «А что же будут делать рабочие, особенно старики, отвыкшие от крестьянского труда?»
2 сентября 1876 года на Благовещенском заводе открылась учительская семинария. Она была построена по инициативе Дмитрия Дашкова и, конечно, на его средства. Многие крестьянские дети мечтали поступить туда. Вскоре профессия земского учителя стала самой популярной в здешних местах, да и вообще дети вчерашних крепостных жадно рвались к знаниям, надеясь, что они откроют им путь в нормальную свободную человеческую жизнь, которой были лишены их деды и отцы.

Выдающееся усердие
Иосиф Баталов, старший брат Вареньки, тоже хотел учиться. Когда не стало их родителей (Гаврила и Екатерина умерли в 1895-м, в те годы свирепствовала холера), двухлетняя Варенька и восьмилетний Иосиф остались на попечении восьмидесятилетней дальней родственницы Матрены Сидоровны. При поддержке родственников, а, быть может, и самих Дашковых, мальчику удалось окончить двухклассное училище, поступить на завод чертежником. Работал он и в имении. От кого-то узнал или кто-то подсказал, что хорошее образование можно получить в Уфимском землемерном училище, где дают разносторонние знания, и форма у студентов гораздо красивее, чем у гимназистов и реалистов - бушлаты с золотыми пуговицами, и на балах в Дворянском собрании они пользуются большим успехом у девушек. Но Иосифу было не до романов.
«Два года дед упорно готовился к поступлению в Землемерное, - рассказывает ученый-лесовод, кандидат сельскохозяйственных наук Андрей Александрович Баталов, троюродный брат Ольги. - Поступил в 1905-м. Стал получать стипендию от Главного управления землеустройства и земледелия, сумма которой за три года учебы составила 900 рублей. Чтобы содержать себя, бабушку и сестру, ему приходилось давать частные уроки. Эта поддержка позволила впоследствии его сестре окончить Пермскую женскую учительскую семинарию и стать учительницей. Она много лет проработала в различных школах, в том числе и в уфимской средней №3, бывшей Мариинке.
Иосиф Гаврилович окончил Землемерное училище в 1908 году с отличными способностями и отличным поведением и поступил на службу в Землеустроительные комиссии Уфимской губернии. С 30 декабря 1908 года высочайшим приказом по гражданскому ведомству он был утвержден в чине коллежского регистратора со старшинством. Так началась его карьера на землемерном поприще. В конце 1911 года дед становится губернским секретарем, спустя три года его произвели за выслугу лет в коллежские секретари. «За успешность в работах 1909 года и выдающееся усердие», как сказано в формулярном списке о службе Иосифа Гавриловича, он был награжден денежной премией в размере 175 рублей. Годовое содержание губернского землемера составляло: жалованья 600 рублей, столовых 600, квартирных 300, а всего 1500 рублей.
В 1913 году дедушку наградили медалью, учрежденной в честь 300-летия царствования Дома Романовых.
Знаете, землемеру не страшны ни революции, ни войны. Работы по землеустройству не прерываются. После 1917-го менялись названия, структура учреждений, а суть оставалась прежней. В начале 20-х Иосифа Гавриловича назначили руководителем землеустроительных работ по Уфимскому уезду. Позже он трудился в Башнаркомземе. Потом возглавил партию по гнездовому землеустройству в Месягутовском кантоне. Там, в поле, встретился с почвенными отрядами Башкирской комплексной экспедиции АН СССР. В итоге была составлена сводная почвенная карта равнинной части Башкирии. Думаю, ученые и землемеры оказались друг другу полезны.
В 1932-м дед получил должность землеустроителя по пригородной зоне, а в конце 1933-го стал руководителем архитектурно-планировочного сектора Уфимского горкомхоза, принимал участие в составлении первого Генерального плана реконструкции и развития Уфы».
В том же 1932-м брат и сестра Баталовы со своими семьями купили двухэтажный дом на улице Цюрупы, 64. В одной из квартир на первом этаже поселились Варвара Гавриловна, Василий Ефимович, его отец Ефим Иванович, их дочери Мира и Оля, Варина тетушка Прасковья Андроповна Боброва, не расстававшаяся со своим большим сундуком, отделанным изнутри сандаловым деревом. Когда ключ поворачивали в замке, сундук «пел», вызванивая мелодию, и источал приятный запах. Самым дорогим сокровищем тети Прасковьи была, по ее словам, лежавшая на дне шуба из ценного меха, в которой она раньше ездила на балы к Дашковым. Сколько ни расспрашивали Прасковью Андроповну, в качестве кого она являлась к господам, так ничего и не добились. А когда все-таки тетушка решила взглянуть на шубу, оказалось, что та давно рассыпалась, превратилась в прах.
У Варвары Гавриловны тоже был заветный сундучок, в котором хранился ее свадебный наряд. Иногда она его открывала и показывала внучкам узконосые белые ботиночки со шнуровкой, на фигурном, рюмочкой, каблуке, а еще тонкие-тонкие белые лайковые перчатки. Когда Ольга уже была студенткой иняза, Мира Васильевна наконец разрешила взять поносить эту прелесть в дополнение к белой мохеровой шапочке.
Покупке дома предшествовала целая череда неприятных событий, начавшихся еще в 21-ом году.

Окончание следует.

Сведения о Благовещенском заводе и о Дашковых - из книги Г.Ф. и З.И. Гудковых «Из истории южноуральских горных заводов XVIII-XIX веков». Башкирское книжное издательство,
Уфа, 1985.

Рашида КРАСНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости