РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Глаза наивной чистоты
Между прочим, это озорное действие происходит во владениях испанского графа Альмавивы - в замке Агуас Фрескас, в трех лье от Севильи. Так какой же «Фигаро» без «Арагонской хоты» Михаила Глинки? Русская труппа Национального молодежного театра РБ начинает репетиции с заводных испанских и латинских ритмов. Для постановки танцев приглашена профессор кафедры пластической выразительности Театрального училища имени Щукина Ирина Филиппова. До премьеры осталось немного. Граф Альмавива (Асхат Накиев) активно передвигает по сцене фрагменты беседки; его вдохновляют Марселина (Людмила Воротникова) и режиссер Мусалим Кульбаев. Графиня Розина (Лада Николаева), уже получившая свои роскошные туфли, наблюдает за ними из зала. Два Керубино (Дмитрий Гусев и Иван Кочубей) курят в коридоре. - А можно я свалюсь в фонтан? - раздается конструктивное предложение доктора Бартоло (Марата Курбангалеева). А на сцене Фигаро (Андрей Ганичев) проживает главную драму умного и опытного человека: он слишком много повидал для того, чтобы слепо доверять кому-нибудь. Даже своей невесте Сюзанне. (Ее будут играть Светлана Бронникова и Карина Ярмеева).
- Вам нравятся ловкие люди? - спросила я Асхата Накиева. - Смотря куда ловкость направлена. Фигаро, можно сказать, плут, но ему иначе нельзя: он должен думать на два хода вперед, чтобы обхитрить графа. Но и граф не может творить все, что вздумается: статус ко многому обязывает. У него есть свои понятия о чести. Он не может, например, сам ударить слугу. Еще он не слишком приспособлен к жизни. Какие у аристократа интересы, в чем он разбирается? Охота и женщины. Куда ему до Фигаро с его жизненным опытом! Он и вернулся в замок из-за Сюзанны. Заинтересовался ею, а она - нет! Это его раззадорило. «Как это так? Я же граф!» - А как же графиня? - У Бомарше сказано: «Задача мужчины - завоевать. Задача женщин - уметь нас удерживать». - Будь он немного проницательнее - и все хитрости Фигаро не помогли бы… - Да. У всех такие честные лица, но он постоянно чувствует, что они в заговоре против него. Вот вроде бы поймал - нет, опять вывернулись!
- Бомарше прав: женщина выходит замуж, говорит «Я тебя люблю» - и все. Я тоже была такой, думала, что все зависит от мужчины, - признается Лада Николаева. - А это нужно заново доказывать каждый день, эту энергетику нужно беречь. Вдвоем.
Ольга Мусина (другая Розина) и Светлана Бронникова вместе не только на сцене, но и в гримерке. К ним в гости зашел графский ловчий Педро (Линар Ахметвалиев). - Сюзанна - легкая, веселая, неунывающая, у нее быстрый, хваткий ум, - обрисовала Светлана свою героиню. - Мужчинам нравятся именно такие девушки, они не любят задумчивых и вечно страдающих. А еще предпочитают «веселых девушек» - в определенном смысле этого слова. Сюзанна балансирует на этой грани, но никогда ее не перейдет. - Но все-таки жизнь у нее трудная. От графа так просто не отделаешься… - Да она знает для этого тысячу и один способ! Это не проблема. В крайнем случае просто уедут вдвоем, и все - Фигаро везде возьмут на службу. Нет, она больше переживает за него. Он ведь, как настоящий испанский жених, должен завоевать невесту и отстоять ее честь. - А вы любите костюмные роли? - Конечно! Для нас, женщин, это всегда праздник. Иногда костюм помогает найти образ. Ищешь, мучаешься, а потом наденешь костюм - и вот он! - Вы знаете, какая у графини тяжелая семейная ситуация? - говорит Ольга Мусина. - Всего три года назад граф украл ее и женился по любви, и вот на тебе - хочет изменить с ее же служанкой! Все шушукаются, а графиня, конечно, узнает об этом последней - и должна делать вид, что все хорошо, сохранять лицо. И она начинает свою собственную народную испанскую войну - за мужа. Сначала боится, а потом - у нее ведь получилось! - С этим графом еще будут трудности, - предсказывает Сюзанна. - Еще что-нибудь придумает, - не сдается графиня. - Вот видите, это пьеса о противостоянии мужчин и женщин!
Ромео! Сумасшедший обожатель! Стань предо мной, как облачко, как вздох! Произнеси полстрочки, и довольно. Скажи «увы». Срифмуй «любовь» и «кровь». К Венере обратись иль Купидону. Скажи, что это мерзкий сорванец С подбитым глазом.
- Друзья всегда смеются, они же одна компания. Просто Ромео самый чувствительный и влюбчивый. А у нас к любви другой подход, - говорит Меркуцио (Салават Юлдашбаев). Режиссер Ильнур Муллабаев и башкирская труппа Национального молодежного театра, в которую влились свежие силы из Академии искусств, замахнулись на «Ромео и Джульетту». Перевод на башкирский (основанный на русском переводе Осии Сороки) выполнила доцент БГПУ, писательница и поэтесса Расима Ураксина. Премьера ожидается 24 марта.
- Чем вас привлекает образ Меркуцио? Мне он почему-то нравится… - Ну да. Пофигизм всем нравится. Шучу. Тем, что он, когда видит, что ничего не может изменить, пытается просто веселиться, радоваться жизни. «…Ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья» - это же не только про Верону. Люди все время этим занимаются. - А откуда берется любовь? - Она всегда приходит неожиданно. И меняет человека. За этим интересно наблюдать. И на сцене интересно показывать.
- Умереть из-за любви - это преувеличение или нет? - спрашиваю я Ромео - Роберта Елкибаева. - У них же переходный возраст! Дети из-за любви теряют голову. Могут решиться на что угодно. - А у вас какие ощущения от первой любви? - В любом случае она остается в сердце навсегда. А мы до сих пор вместе. Любовь - это как короткое замыкание: раз - и все! Бывает, конечно, что вроде бы влюбился, а потом оказывается - не то, это была просто симпатия… - А что вы делали ради любви? - Один раз - в прошлом году, на 8 Марта - я разложил записки, начиная от ее двери. Там были указания, куда идти. А конечным пунктом была остановка, где стоял я с тюльпанами.
- Как поставить по-новому? Это та же самая история, как с монологом «Быть или не быть», - рассуждает Ильнур Муллабаев. - У грузинского режиссера Роберта Стуруа Гамлет выходит на сцену с листом бумаги. Читает первую фразу, затем достает зажигалку - и сжигает лист. И сцена идет дальше. Я нашел такой ответ: будем решать пьесу актуально. Костюмы - странные, гламурные. В некоторых сценах текст будет произноситься актером в записи, а он будет проживать роль пластически. У нас Верона - это отдельная планета. Половина принадлежит Монтекки, половина - Капулетти. И как среди этого безумного мира, где постоянная резня, где все на продажу, вдруг возникла такая бешеная, чистая, безумная, настоящая любовь? Это я и хочу показать. Сейчас же какая любовь? «Я тебя полюблю, а что ты мне можешь дать?» - Так почему Ромео полюбил Джульетту? Она у вас довольно необычная… - Глаза. Полные открытости, наивности и чистоты.
Екатерина Климович |