РУБРИКА "Некопеечное дело"Тарифная политика
Тариф нормальный Как выяснилось, в Башкортостане положение дел в сфере тарификации коммунальных услуг заметно лучше, чем в других регионах страны. В тех районах республики, где перекрестное субсидирование еще присутствует, рост тарифов составил 17-18 процентов. В тех, где оно ликвидировано, - 9-10%. Таким образом, средний показатель роста стоимости услуг ЖКХ составляет 13,5 %, что значительно меньше определенного российским правительством 25-процентного потолка. Следует также отметить, что основной рост пришелся на энергоносители, стоимость которых устанавливает Федеральный комитет по тарифам, в то время как плата за ремонт и содержание жилья, размер которой определяется на уровне муниципалитетов, поднялась только на 5%. - При среднем повышении квартплаты по Уфе, включая плату за энергоносители в 18-19%, тарифы на содержание и ремонт жилья повысились всего на 5%, при официальном уровне инфляции в 8,4%, - заявил мэр города Павел Качкаев. - Во время последней индексации мы не закладывали в расчеты даже повышение окладов сотрудников коммунальных служб. В структуре квартплаты есть услуги, которые подорожали совсем незначительно. Например, пользование домофоном и лифтом. А стоимость вывоза мусора вообще осталась без изменений. В отношении платы за воду могу сказать, что, несмотря на 30-процентный рост, из-за высоких эксплуатационных расходов рентабельность «Уфаводоканала» находится на уровне, которого едва хватает на то, чтобы платить установленные налоги. По словам Павла Качкаева, основной рост тарифов, больно ударивший по населению, пришелся на услуги естественных монополий в рамках ликвидации практики так называемого перекрестного субсидирования, когда предприятия доплачивают за граждан часть стоимости электричества, газа и тепла. В этом году электроэнергия в Уфе подорожала на 10%. Цена на газ для населения поднялась с 1 января на 5%, а с 1 апреля - еще на 15. Больше всего подорожало тепло - на 26%. Как проясняют городские власти, главная причина высоких тарифов на тепло и свет - рост оптовой цены на газ - основного топлива в региональной энергосистеме. С 2001-го по 2010 год газ подорожал в 5,8 раза. При этом в структуре тарифа на тепловую и электроэнергию стоимость топлива доходит до половины.
Деньги на счетчик Едва ли не единственный способ уменьшения коммунальных платежей в условиях постоянного роста аппетитов естественных монополий - 100-процентный учет поставляемых услуг и повышение общей энергоэффективности жилфонда. Эти задачи призвана решить принятая в Уфе городская программа энергосбережения, рассчитанная на 2009-2013 годы с перспективой продления до 2020-го. Одним из ее главных пунктов станет повсеместная установка приборов учета, позволяющих уйти от практики оплаты услуг по нормативам, где потребитель зачастую из своего кармана оплачивает немалые потери в транспортных сетях. Так, наличие обычных водосчетчиков без всякого ущерба для качества жизни уфимцев уже в 2012 году позволит снизить потребление воды на 10-15%, и, что не менее важно, выявить утечки в трубопроводах, и заставить эксплуатирующие организации заниматься их устранением. То же самое можно сказать в отношении подачи тепла. Экономия средств, которые потребители сегодня переплачивают за отопление, оценивается не менее чем в 22-26%. Для снижения финансовой нагрузки на население в 2009-2013 годах в Уфе смонтируют 4100 общедомовых приборов учета потребления тепла. На соцобъектах и в жилых домах будут внедряться многоставочные электросчетчики, благодаря которым потребители получат возможность платить за использованный ток как по стандартным дневным, так и по более дешевым ночным тарифам. Не менее важным шагом на пути оптимизации коммунальных платежей станет всеобщая энергопаспортизация жилфонда Уфы. Помимо точных сведений о способности здания сохранять тепло, энергопаспорта будут содержать информацию о домовом оборудовании и коммунальных сетях, включая дату выпуска, КПД и время работы в календарном году. Эти данные будут использованы при планировании капремонтов с широким внедрением энергосберегающих технологий, примерно на треть снижающих расходы на содержание жилья. Так, утепление кровли экономит 9%, фасада - 14% потребляемого тепла, а организация энергоучета позволяет снизить платежи в среднем на 11% по сравнению с расчетами по нормативам.
Капитальное обновление Второй после ежемесячных платежей глобальный вопрос коммунального хозяйства - капремонт жилья. Подавляющее большинство уфимских многоквартирных домов было построено в 60-80-х годах прошлого века, а в 90-е годы капремонт у нас, как и по всей стране, шел со значительным отставанием от нормативов. Неудивительно, что состояние жилья часто оставляет желать лучшего. На какое-то время остроту ситуации позволил снять Закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Благодаря федеральным субсидиям, средствам города и республики только в 2009 году в Уфе было капитально отремонтировано 246 многоквартирных домов площадью около миллиона квадратных метров. - Средняя стоимость отремонтированного квадратного метра у нас получилась в пределах 2 тысяч рублей, в то время как некоторые регионы на тот же квадратный метр тратили всего 300-500 рублей, - заявил первый заместитель главы администрации Уфы Ирек Ялалов. - Эта сумма позволила соблюсти оптимальный баланс между качеством работ и степенью охвата жилфонда. Что касается финансирования программы капремонта в 2010 году, то выделение дополнительных денег будет зависеть от решения Правления Фонда, которое примут исходя из наших отчетов за 2009 год и выводов комиссий, уже трижды инспектировавших отремонтированные объекты. Если дополнительные средства все же придут, их планируется направить, прежде всего, на замену около 200 наиболее износившихся лифтов. - Согласно новому законодательству, с 1 января этого года замена лифтового оборудования полностью ложится на плечи жильцов, - пояснил первый вице-мэр. - По нашим подсчетам, для этого с каждой квартиры придется единовременно собирать по 25-30 тысяч рублей, что для большинства уфимских семей просто нереально. В то же время финансовая помощь Фонда позволит сегодня снять эту острую проблему как минимум до 2013 года. Помоги себе сам Несмотря на значительный объем выделенных федеральных средств, их можно рассматривать лишь как временную меру. Во-первых, в адресную программу капремонта попало всего 7% уфимских многоэтажек, во-вторых, Фонд содействия реформированию ЖКХ прекращает свою работу уже в 2012 году. Современный Жилищный кодекс возлагает на собственников не только содержание комнат и квартир, но и общедомового имущества - лестничных клеток, лифтов, подвалов, мусоропроводов и т.д. При этом большинство уфимцев не способны самостоятельно содержать и ремонтировать собственные дома, как того требует Федеральное законодательство. Для выполнения в стандартном многоквартирном доме всего 2-3 видов основных ремонтных работ (замены кровли, сантехники, электросетей и системы отопления) с каждой квартиры необходимо собирать сразу по 25-40 тысяч рублей. Такая сумма совершенно неподъемна для малообеспеченных горожан и пенсионеров, составляющих значительную часть населения башкирской столицы. Ежемесячный платеж по графе «Капремонт» в размере 2 рубля 30 копеек за квадратный метр общей площади также не решает проблемы. Он позволяет собрать с одной квартиры около 1000 рублей в год, а на полноценный ремонт многоэтажного здания придется копить минимум четверть века. В сложившихся условиях единственной действенной мерой стало создание в Уфе в 2006 году Единого фонда капитального ремонта, который аккумулирует в себе средства населения и городского бюджета, и тем самым позволяет проводить ремонт там, где это действительно необходимо. Деньги Фонда могут использоваться только на обновление крыш, замену внутридомовых систем тепло-, водо- и электроснабжения, водоотведения и разработку проектной документации по указанным видам работ. Именно такая концентрация средств позволила избежать крупных коммунальных аварий. С начала 2006-го по декабрь 2009 года неотложный ремонт наиболее нуждающихся в восстановлении инженерных сетей и конструктивных элементов зданий был проведен в 890 уфимских домах. Единый фонд капремонта, несомненно, станет основным источником поддержки надлежащего состояния городского жилфонда после прекращения срока действия Федеральных целевых программ. Альтернативное управление Владельцам квартир, которые не хотят складывать деньги в общую копилку, Жилищный кодекс предлагает взять управление в свои руки, создав товарищества собственников жилья. В домах, входящих в состав ТСЖ, основные вопросы, например, - утверждение годового бюджета, размер обязательных взносов и платежей, принятие решений о сдаче в аренду общего имущества - рассматриваются на ежегодном общем собрании жильцов. В остальное время решением текущих задач занимается выбранное собственниками правление. Если жильцы не смогут сами добиться грамотного управления, они вправе выбрать управляющую организацию, которая и будет эксплуатировать дом. Исходя из опыта последних лет, эксперты выделяют как плюсы, так и минусы работы товариществ собственников жилья. К их несомненным достоинствам можно отнести способность жильцов напрямую влиять на решение важнейших вопросов, более эффективное использование собираемых средств, связанное с возможностью выбирать эксплуатирующую компанию, контролировать качество ее работы и при желании нанимать свой обслуживающий персонал. Кроме того, ТСЖ может получать дополнительные доходы, например, за размещение наружной рекламы на стенах домов и тратить их на общие нужды. Главный минус управления собственниками - более высокие расходы на содержание жилья. Хотя коммунальные тарифы одинаковы для всех, в ТСЖ в дополнение к основным платежам взимаются обязательные членские взносы, необходимые для оплаты труда председателя, управленцев, бухгалтера, юриста и т.д. Другие отрицательные моменты связаны с человеческим фактором. В соответствии с Жилищным кодексом, по большей части вопросов решения принимаются при получении чуть более 50% голосов. Остальные жильцы будут вынуждены мириться с принятым решением. При этом собрать всех жителей дома с сотней и более квартир бывает весьма проблематично. Подводя итог, можно сказать, что товарищества собственников жилья оптимальны для управления относительно новыми домами, не требующими значительных расходов на содержание и ремонт, жильцы которых могут позволить себе некоторую переплату за более высокое качество коммунальных услуг. Этот вывод косвенно подтверждают и цифры статистики - количество ТСЖ весьма тесно связано с вводом нового жилья и изменением качества жизни уфимцев. Если в 2008 году в городе было 529 ТСЖ, в управлении которых находилось 570 многоквартирных домов Уфы или около 5% от их общего количества, то в марте 2010 года число товариществ возросло до 912, а число подведомственных домов - до 1344 или порядка 12% многоквартирного жилфонда столицы.
Алексей ФАТЫХОВ |