РУБРИКА "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"Сохраненная мечта
«Эй, Шопен, постой на воротах!» - В детстве я был и футболистом, и боксером, и уличным бойцом, и музыкантом, - рассказывает Хайдар. - Тогда, в начале-середине 70-х годов дворовые войны между пацанами случались отнюдь не шуточные. Я терпеть не мог, чтобы меня «трогали», чуть что - сразу в кулаки. Справиться со мной могла только мать - она безжалостно хватала меня за ухо (между прочим, она по образованию и своему призванию учитель) и тащила в музыкальную школу. Мама была хорошим педагогом, сумела в нашем бандитском микрорайоне (детство и ранняя юность прошли в Магнитогорске) организовать самых трудных подростков, создав лучший в городе детский клуб «Мечта». Мы, задиристые пацаны, своими руками выгребали грязь из подвалов и обустроили помещение под свой клуб. А потом оно приглянулось кому-то, и нас решили выгнать. Но мы, отстаивая свое детище, даже перевернули милицейскую машину. «Мечту» и нас оставили в покое. После занятий в музыкальной школе, на которых педагог по фортепиано нещадно била ученика по рукам за то, что «пальцами не вышел», - слишком короткие для музыканта, он снимал стресс все в том же дворе. «Эй, Шопен, быстрей на ворота!» - друзья уже томились в ожидании его. И через пять минут только что старательно игравший сюиты и этюды «Шопен» в высоких прыжках и отчаянных падениях спасал от гола ворота своей команды. Потом опять сидел с баяном, и вместо одной вещи, которую задавала на дом педагог, разучивал три, а то и четыре и безошибочно исполнял на следующий день. И сердце педагога было завоевано. Хайдар стал одним из лучших учеников музыкальной школы. Его даже приглашали на работу баянистом в пионерские лагеря. Играл на зарядках, линейках, конкурсах, часто импровизировал - такая «отсебятина», как он сам говорит, нравилась и ребятам, и вожатым. Бокс или музыка? Тренер по боксу, которого однажды на улице он чуть не нокаутировал, предложил: «Пойдем, ты можешь стать выдающимся боксером» и привел в секцию бокса. Но педагог по баяну, сказал: «Выбирай: музыка или бокс, занялся одним делом - заверши его». - Хайдар послушался и выбрал музыку. В училище, по его выражению, стал «рыть окопы в полный рост», то есть занимался много и с удовольствием. Первый успех пришел на конкурсе молодых баянистов «Кубок Урала», на котором он стал лауреатом. После музучилища решил продолжить образование и поступил в Уфимский институт искусств. По главной улице с оркестром... Занятия спортом и опыт дворовых «боев» иногда пригождались в жизни. Как-то в армии (служил после окончания УИИ в Оренбургском высшем военном летном училище) четверо «дедов» начали не по делу приставать к «салаге» Якшибаеву, когда тот что-то играл на гитаре. Но не на того напали: не долго раздумывая, он отметелил гитарой всех четверых так, что, убегая, все четверо застряли в дверном проеме. До сих пор сожалеет лишь о том, что испортил инструмент. Вскоре его, простого солдата с высшим музыкальным образованием, взял под свое крыло дирижер оркестра майор Жуков. А когда узнал о блестящих способностях подчиненного, то и вовсе уступил место за дирижерским пультом: «Ты - профи и лучше меня с этим делом справишься». Военный оркестр был довольно большой - только музыкантов-сверхсрочников числилось более 40 человек. И не раз доводилось ходить со всей атрибутикой по главной улице города во время праздничных маршей и парадов. Талантом - в родителей, характером - в деда - Отец Султангарей Мухаметкильдинович хотя и имел среднее образование, но мозги у него «кипели» как у толкового инженера, все время что-нибудь изобретал, недаром главный механик металлургического завода, где отец работал мастером, ходил с ним, что называется «в обнимку», - с теплотой рассказывает Хайдар о своих родных. - Отец очень хорошо играл на гармошке, а мать - на скрипке и мандолине. Дед по материнской линии Руфагат по своей натуре - воин, в него-то я и пошел характером. Отличный охотник, он еще во время финской бил противника прямо в глаз, чтоб «шкурку не испортить». В Великую Отечественную воевал в составе 112-й Башкирской кавдивизии. Однажды в боях под Сталинградом от отчаяния (на немецкие танки бросили конницу с шашками) проявил невиданную смелость, граничащую с дерзостью: на скаку с коня перепрыгнул на фашистский танк и, засунув шашку в смотровое отверстие, порубил фашистов. Также смело дед воевал с японскими самураями. Ударом кулака он мог усмирить жеребца, не раз один на один ходил на медведя. Любовь с первого звука Свою вторую половинку Хайдар встретил еще будучи студентом Уфимского института искусств. - Однажды, поднимаясь по лестнице, я услышал завораживающую мелодию флейты, доносящуюся откуда-то сверху, - вспоминает Хайдар тот счастливый миг своей жизни. - Непременно захотелось увидеть того, кто извлекает такие нежные звуки. Глянув на девушку с длинной косой, я сразу понял: это и есть Она. Однажды по дороге домой Хайдар спрыгнул на полном ходу с поезда, нашел деревню Баимово, дом своей будущей невесты, и сказал её отцу: «Меня зовут Хайдар. Я из Уфы. Хочу жениться на вашей дочери». С женой Сафиной они счастливы вот уже 30 лет, у них два сына и дочь. Женщину Хайдар сравнивает с музыкальным инструментом: чтобы он зазвучал, на нем надо просто уметь играть. Какое-то время они жили в поселке Байрамгулово Аргаяшского района, где им дали коттедж. Хайдар организовал там музыкальную школу. Однажды, открыв газету «Советская культура», Хайдар прочитал объявление о том, что в Череповце проводится отборочный конкурс на должность главного баяниста Государственного ансамбля песни «Русский Север» с предоставлением жилья. О творческой работе мечтал давно. Поехал и победил. «Как это вы такой нерусский так хорошо играете по-русски», - сказал самый главный из жюри и пожал руку. Десять лет, что он проработал в этом коллективе, считает одними из самых счастливых и продуктивных в своей профессиональной деятельности. Но во времена перестройки, когда по Москве ходили танки, горели болота возле Череповца, семейство Якшибаевых вернулось в Башкирию. Поехал, сыграл, победил Как-то случай свел его с ведущим передачи «Играй, гармонь!» - оба были очарованы друг другом. Хайдар увидел в Геннадии Заволокине настоящего искателя и ценителя народных талантов, а тот в Хайдаре - незаурядного музыканта. И даже предложил: а почему бы в Башкирии не создать гармонное движение. Эта идея до сих пор не дает покоя Хайдару. Дети Геннадия Заволокина - Анастасия и Захар, продолжающие дело отца после его гибели, в канун празднования 450-летия присоединения Башкирии к России вели съемку у Монумента Дружбы. В это время Хайдар проезжал мимо на велосипеде. - Можно, я вам что-нибудь сыграю? - спросил он, на что те не очень-то охотно отреагировали, дескать, много тут вас ходит. Хайдар мигом «слетал» за своей гармошкой и стал играть с особым воодушевлением. -У-ух, ты-ы! - вся съемочная площадка была просто изумлена. - Мы вас обязательно пригласим на фестиваль, - пообещала Анастасия Заволокина и свое слово сдержала. На фестиваль съехались настоящие ценители народного творчества не только со всех уголков России, но и Украины, Молдовы, Казахстана, Германии, были даже гармонисты из Израиля. Всего около трёх тысяч исполнителей. Раздольные и задорные песни, наигрыши, страдания, частушки - практически были представлены все жанры и весь колорит музыкального народного творчества. А вот Хайдар, в силу своего характера (приехал только победить), пошел «против течения» и представил свою звонкую гармонику в совершенно ином свете, удивив и восхитив виртуозной игрой всех участников и гостей праздника. Конечно, самородков по всей стране у нас очень много, возможно, какой-нибудь самоучка из глубинки и сможет дать фору иным профессионалам, но все же вряд ли сумеет исполнить на гармонике серьезные классические произведения. Хайдару удалось именно это: «подчинить» себе свою гармонь-хромку, подобранную в истерзанном виде на помойке и им же самим отреставрированную, и исполнить знаменитую «Летнюю грозу» Антонио Вивальди, «Либертанго» Астора Пьяццоллы, отрывки из мюзикла Ллойда Уэббера «Призрак Оперы», свиридовское «Время, вперед!», башкирские наигрыши. Эти произведения композиторов с мировыми именами написаны для целого оркестра, а он умудрился-таки исполнить их на одной гармошке. 200-летняя любимица Хайдар Якшибаев стал играть на гармони немногим более пяти лет назад и, что называется, «влюбился» в этот инструмент. Собирает наиболее интересные экземпляры. Особенно ценной, по признанию самого музыканта, является английская гармоника «Концертино сопрано», которой уже более 200 лет - она досталась ему от прадеда и до сих пор вдохновляет на творчество. Такому редкостному экспонату однажды удивился даже многое повидавший на своем веку ведущий ТВ-программы «Культурная революция» Михаил Швыдкой, который долго разглядывал ее на выставке в Академии искусств. Сам себе режиссер - Я по-настоящему счастлив, что участвовал в Первом Международном фестивале «Играй, гармонь!», - делится впечатлениями Хайдар Якшибаев. - Ездил на конкурс за свой счет, поскольку не нашел понимания и поддержки у городских и республиканских чиновников от культуры. Там, в Новосибирске, действительно царила потрясающая атмосфера доброжелательности, направленная на раскрытие в полной мере достоинства и красоты народного искусства и желания показать как можно большему количеству зрителей во всем мире величие национальной культуры нашей Родины.
Светлана КИЯШКО |