ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Деды-плясуны
В Уфе прошёл парад Дедов Морозов.
27 декабря более 500 людей в костюмах сказочно...


Ключ к успеху
В конце декабря Башкортостан принимал высоких гостей из соседней, братской Респу...

Оптимистичный бюджет
На последнем в уходящем году, 32-м заседании Горсовета депутаты утвердили проект б...

Свеча любви
На площади Ленина в Уфе прошли торжества по случаю Хануки - одного из крупнейших п...

Мы - лучшие!
Журнал «Уфа» одержал победу в конкурсе «Лучшее муниципальное образование Респуб...

В эфир слетелись «соловьи»
На победу в юбилейном Х конкурсе-фестивале эстрадной песни «Хрустальный соловей»...

Новая команда - «Уфа»
У нашего журнала появился тёзка. «Уфа» - так будет называться главная футбольная к...

Елка – тысячи огней!
Тысячи уфимских детей кружили хороводы вокруг зеленой красавицы, смотрели театра...

Мальчики - о девочках
В кинотеатре «Родина» прошёл Третий уфимский открытый кинофестиваль коротком...

Все в горы!
25 декабря на склонах горнолыжного центра «Олимпик-парк» стартовал Открытый ку...

Ретрокалейдоскоп
Январь-2011
90. 3 января 1921 года радиостанция университета Висконсина впервые перед...





     №1 (110)
     Январь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

О чём не ведала Ирэн…


Оказывается, известный всему музыкальному миру наш земляк, ведущий солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков назван в честь своего прадеда по материнской линии Ильдархана. Наверное, тот хорошо пел, иначе вряд ли бы у сына его Нагимзяна оказался по-настоящему оперный голос, который унаследовала - в женском варианте - дочь Нагимзяна красавица Таскиря. Своего деда она видела только на старых фотографиях, потому что родилась через год после его кончины. Однако от своих родителей знала, что происходил он из бедной крестьянской семьи, а потому женился сначала ради богатства, но потом увез эту жену в деревню и до конца дней связал свою жизнь с Рахимой Батыргареевной.


Таскиря Нагимзяновна шутит, что дед её был владельцем парка такси - имел он в Уфе каретный ряд и действительно содержал тогдашних «таксистов» - ямщиков. Из Благоварского района перебравшись в город, он сумел не только построить просторный дом для своей большой семьи, где подрастал десяток детей, но и заработать авторитет. Когда на углу улицы Проломной стали возводить огромную по тем временам мечеть, ему доверили быть казначеем.
В тревожные дни Гражданской войны семья спасалась в холодном погребе, который располагался под одной из дворовых построек. Когда выглядывали наружу, видели то белых, то чапаевцев. При тех и других замерзали в своем подполье рядом с глыбами льда. Две девочки умерли, жестоко простудившись.
Дед Ильдара и его старшего брата Аскара, тоже востребованного на престижных сценах мира певца, а ныне министра культуры Башкортостана, был уже вполне городским жителем. Нагимзян Мирсаяпов учился в школе, окончил автодорожный техникум. Служил в армии. Когда началась война, ему исполнился 21 год. Он воевал, начал свой боевой путь с Кировограда. До сих пор у народной артистки СССР Гюлли Мубаряковой хранится письмо с фронта, адресованное ее отцу, - легендарному артисту Арслану Мубарякову. Благодарные слова ему за роль в фильме «Салават Юлаев» написал молодой боец, будущий дедушка талантливых братьев Абдразаковых. Кстати, забегая вперед, надо сказать, что позже он стал заведовать наградным отделом Совмина, был знаком со многими артистами, интересовался театром, любил петь, особенно арии из опер Газиза Альмухаметова.
Домой его привезли раненого, сопровождала девочка-подросток - больше не с кем было отправить. В 45-м году, за несколько месяцев до смерти своего отца Ильдархана, Нагимзян женился на Ямиле, молодой работнице швейной фабрики. Родословная Ямили Хайбрахмановны уходит корнями к князьям Еникеевым. И, может быть, гордая осанка обоих прославленных братьев, которые на сцене и в жизни выглядят даже не князьями, а королями, как раз и берет начало в дворянских истоках по материнской линии. Да и мама их Таскиря по сей день сохранила величественную стать, которую принято считать наследственно- элитной.
Хотя если вспомнить, как благородно выглядел и вел себя незабвенный Амир Абдразаков, видный кино- и телережиссер, муж Таскири и отец их двух сыновей, то выяснится, что не только ответственность за высокие титулы формирует личность, но, прежде всего, духовное наполнение родительской семьи. Амир родился в селе Каипкулово, откуда когда-то старшина Каипкул вел подкрепление к Салавату Юлаеву. Отец, который в колхозе работал экспедитором - «доставальщиком» и часто ездил в Уфу, рассказывал ему и об истории села, и о том, что в свое время здешних детей учил известный Мухаметша Бурангулов, - как раз Габдульман Абдразаков у него в отличниках ходил. Когда началась Первая мировая война, аксакалы Мухаметшу выбрали муллой, чтобы не забрали его в армию - берегли неординарных людей.
В семье Габдульмана и Ханифы подрастало семеро детей, и самая младшая Фаузия, которая живет нынче в Оренбурге и преподает математику в школе, вспоминает, как отец хорошо пел, как старший брат Сулейман играл на мандолине, и от них интерес к музыке передался Амиру.
Актерские таланты у Амира - по отцовской линии, красота облика - от матери, считает Фаузия Габдульмановна. А характер, упорный и целеустремленный, плюс к крепким крестьянским генам добавила жизнь, что легкой не была. Отца мобилизовали еще на Финскую войну, в 1939-м, когда он только было начал строить новый дом, развалив негодный старый. И семья осталась в амбаре с крохотным оконцем. Не успела закончиться одна война, как грянула другая, куда более затяжная. В 43-м Габдульман Галиахметович заехал после ранения домой на неделю и едва успел отстроить кухню, как его направили на трудовой фронт, в лесорубы, и под Бузулуком на заготовке леса он оставался аж до 1948 года. Так что детство у Амира было военное, холодное и не слишком сытое. Однако увлечению музыкой никакие трудности не могли помешать. Стоило Сулейману уйти, как братишка хватал мандолину, бежал на берег речки и перебирал струны до изнеможения, а, став постарше и получив в подарок от старого солдата привезенный им из Германии единственный трофей - скрипку, самостоятельно овладел этим сложным инструментом. В клубе, где частенько выступал на концертах, придумал всех потрясавший номер: выходил на сцену с тяжеленными гирями, потом опускал их на пол, становился на них и играл на скрипке.
Амир Габдульманович, создатель многих документальных и художественных фильмов о родном Башкортостане, его богатой истории, волшебной природе, лучших людях, - в республике личность известная. Он занимался организацией киностудии «Башкортостан». Сам писал сценарии к своим фильмам, увлекался историей родного края. Никогда не забывал своих друзей - артистов, с которыми учился в Москве, в башкирской студии ГИТИСа, а потом играл серьезные роли на сцене Башкирского драмтеатра. Актерскую страсть победила другая - любовь к кино и телевидению: он стал мастером режиссуры.
Не один раз приходилось слышать от него то ли в шутку, то ли всерьез, что является «погубителем» актерского и вокального таланта своей жены. Ей пришлось выбирать, какое предназначение главнее: быть женой и матерью оказалось не менее сложным и благородным делом, нежели профессия актрисы. Любовь Николаевна Павлова, бывший директор школы №35, которую окончили оба брата Абдразаковы, рассказывала, какие это были вежливые, тактичные и самостоятельные ребята, как почитали своих родителей, гордились ими, и как замечательно пели на всех школьных концертах. Просто так, без влияния семьи, не вырастают хорошие дети. Увлеченность музыкой, одержимость творчеством, постоянная работа над собой - все это передалось от старших одаренным сыновьям.
Нельзя не удивиться, что определенная похожесть жизненного выбора возникла и у жены Аскара - Елены, солистки Башкирского государственного театра оперы и балета. О ней педагог братьев Абдразаковых профессор Миляуша Галиевна Муртазина отозвалась, как об очень талантливой певице, которая, не принеси она себя «в жертву» мужу и дочерям, могла бы добиться не меньших успехов на поприще искусства, став также известной не только в Башкортостане. Но Ирэн и Марианна, которые тоже очень способные, требуют маминой заботы. У Лены, между прочим, дед был комендантом театра, дядя - певцом, прадед по папиной линии играл на флейте, папин отец Константин Семенович Кочетов, машинист-орденоносец, перевозивший во время Великой Отечественной войны эшелоны под бомбежками, был женат на Марии Васильевне Рябцевой, которая пела в хоре и при этом растила пятерых детей. Их сын Виктор, хоть и стал инженером-энергетиком согласно моде советских времен, но не расставался с гитарой, играл на мандолине и балалайке, прекрасно пел, передав свои способности детям Елене и Александру, который пел в Москве в знаменитом хоре под управлением Минина. Мама Нонна Гавриловна танцевала в кордебалете, всегда интересовалась искусством, любила музыку. Лена поначалу училась игре на фортепиано, даже пробовала себя концертмейстером, когда поняла, что гораздо больше хочет петь. Имея красивое меццо-сопрано, надеялась попасть в класс Муртазиной, а та взяла некого Абдразакова. По блату, - с обидой решила Лена, зная про его известного папу, однако с первых же уроков объективно признала его необыкновенную артистичность, данный природой великолепный голос и неустанное стремление совершенствоваться в мастерстве. Став его женой, она поддерживает всеми силами это умение работать в отличие от многих других женщин, пытающихся оторвать мужей от дел в угоду своим желаниям.
Недавно по одному из каналов телевидения транслировали беседу известного ведущего Виктора Топаллера с Ильдаром Абдразаковым, который тогда гастролировал в Нью-Йорке. Задавались вопросы про выступления по всему миру на самых престижных сценах, про совместную работу с известнейшими дирижерами и режиссерами, Топаллер спрашивал и про легендарных партнеров, и про жену - знаменитую Ольгу Бородину, и про востребованность небезызвестного старшего брата, и про башкирские корни. Отвечал со скромным достоинством, с легким юмором, в конце исполнил башкирскую народную песню.
Прошло две недели, и во время гала-концерта «Шаляпинских вечеров в Уфе» увидела обоих братьев воочию. Арию Дона Базилио они пели так музыкально и зажигательно, сорвав бурю аплодисментов, что невольно подумалось, как важно в жизни, чтобы все умное и талантливое, накопленное поколениями, передавалось «по эстафете» потомкам и несло этот негасимый свет в будущее.
Редакция благодарит Мирсаяпова Анвара Нагимзяновича за помощь в подборе фотографий.

Алла Докучаева








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости