ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Как расходовался бюджет
Около 15,5 миллиарда рублей составили расходы бюджета Уфы, включая средства федера...

И снова весна
В Доме Правительства Республики Башкортостан состоялось видеоселекторное совещ...

Большая вода
Организационный этап подготовки к паводку-2011 завершился. 
К 1 марта муниципал...


Молодые-ранние
21февраля «Молодой Гвардии Единой России» исполнилось 5 лет.
За эти годы «Молодая...


Лента дружбы
3 марта братская Республика Болгария празднует национальный праздник - День освоб...

Наш фильм о них
23 февраля стартовал всероссийский проект «Твой фильм о войне». Проект представля...

Эх, люди!
В начале марта нас ждёт событие - на сцене Башкирского государственного академиче...

За джаз!
В Уфе прошёл Первый региональный конкурс-смотр эстрадно-джазовых исполнителей и ...

«Грэмми» для уфимца
Наш знаменитый певец Ильдар Абдразаков, солист Мариинского театра Санкт- Петербу...

Модный город
В апреле в Уфе пройдет молодежный форум моды «Евро-Уфа-Азия - 2011».
В рамках ставш...


Золото для земляка
Столица республики сильна биатлонистами. Одно из последних радостных событий - уф...

Ух ты, Масленица!
Проводы зимы для нас всегда связаны с Масленицей. 
Этот весёлый праздник длит...


Ретрокалейдоскоп
210. В ночь с 11 на 12 марта (27 - 28 февраля ст. ст.) 1801 г. заговорщики убили императора Пав...




     №3 (112)
     март 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Невредная привычка"

Алексей Иванов «Хребет России»


В феврале 1703 г. в Москву прибыл первый караван с железом с Невьянского завода, в 1716 г. уральское железо было впервые отправлено за границу. К концу столетия на Урале действовало в 3 раза больше заводов, чем в Европейской России. 2/3 уральского металла, как наиболее качественного, шло на экспорт. Основным покупателем его была Англия. В начале 1790-х годов ежегодный экспорт составил 2,5 миллиона пудов. Затем началось снижение экспорта в связи с развитием английской металлургии.
Вот почему «Хребет России» (если у кого-то возникали вопросы). Во-первых, книга рассказывает об освоении Урала (а заодно и Сибири): начиная с Ермака и Строгановых, которые получили от царя право ставить таможни (в то время в России существовали внутренние таможни), изготавливать порох и владеть войском - «ближайший европейский аналог строгановских вотчин - британская Ост-Индская компания». Река, с которой началось путешествие Ермака, - Чусовая (единственная река, пересекающая Уральский хребет), здесь есть скала и пещера его имени. А как отправлялась продукция уральских заводов в Москву? По реке Чусовой, которая становится судоходной только в половодье - то есть всего на две недели (и если еще спустить воду из заводских прудов). За это время по ней походили по 500 барок, - наталкиваясь на скалы-«бойцы» Разбойник, Молоков и Горчак. За это скалы были в конце концов взорваны - но только в 1877 году, после того, как весной о скалу Разбойник разбилось 23 баржи и утонуло свыше сотни сплавщиков.
Первый завод на Урале появился в 1622 году: жители Ирбитской слободы выплавляли чугун. Во время Северной войны, когда железо для ружей приходилось покупать у той же Швеции, слухи о «мужицких заводиках» дошли до Петра I. В 1701 году основан Каменский завод, в 1702 году уже худо-бедно существовавший Невьянский завод был подарен Никите Демидову. Кстати, «горные заводы» - потому, что «вода была главным энергоносителем XVIII века… Небольшую речку запирали плотиной и наливали пруд, плотину строили между двух гор». Отсюда проистекает одна из основных мыслей автора: ландшафт определяет склад жизни на Урале.
А всего за 215 лет Демидовы построили 55 заводов; выжав из построенного «сливки», продавали - развивали производство экстенсивным методом. Почему? Все заводы подчинялись Обер-бергамту - главному горному ведомству в Екатеринбурге. «Особое уральское отношение заводчиков к земле называлось «посессионным владением». Оно началось с Берг-привилегии, которая объявила, что любой желающий может искать полезные ископаемые хоть где. Найдет - пускай ставит завод, если есть деньги. А горная власть обеспечит счастливчика крепостными рабочими и «лесной дачей»: отмерит ему леса под вырубку дров для плавильных печей. Но счастливчик будет владеть только заводом. И только до тех пор, пока будет выполнять приказы горного начальства». (Государство облагало промышленников десятиной с выпускаемой продукции, владельцы посессионных заводов не могли самостоятельно увеличивать или уменьшать производство, свободно распоряжаться рабочей силой - Прим. авт.) Все это приводит автора к представлению о том, что в матрице Урала «общей цепью неволя сковала и хозяев, и рабов». И отмена крепостного права не привела к модернизации заводов, а чуть было не разрушила горнозаводскую державу. Через 10 лет ее спас железнодорожный бум: заказы на рельсы. С этого времени стали появляться заводы нового типа: не горные, а просто металлургические, не с доменными, а с мартеновскими печами. Например, Чусовской завод, основанный французами. А затем Советская власть возродила заводской Урал в прежнем формате. «Опять люди для заводов, а не заводы для людей». «Из 72 тысяч строителей Магнитки 12 тысяч - зэки, а 40 тысяч - спецпереселенцы». Но и мимо величия Магнитки и Уралмаша не пройдешь: «на Курской дуге танки Челябинска и Тагила сломали позвоночник рейха». Однако «в 1970-е годы иссяк импульс, полученный Уралом от военной эвакуации»…
Главный человек на Урале - Мастер. Это и святой Симеон Верхотурский - по преданию, он ходил по окрестным городам и шил шубы. Бесплатно. И Данила-мастер, ушедший в подземные чертоги Хозяйки Медной горы - к древним легендам, языческим смыслам Урала. И златоустовский гравер Иван Бушуев, который довел до совершенства технику золочения, позолотил рыцарский доспех - подарок цесаревичу Александру - и отравился ртутью. И инженер Павел Аносов, восстановивший секрет дамасского булата. И Иван Ползунов, который изобрел «огнедействующую водяную машину» - паровой котел - за два десятилетия до Джеймса Уатта. «Ползунова отправляют с Урала на Алтай, и только там, сгорая от чахотки, Ползунов строит свой агрегат. … через неделю после его смерти машину пускают в ход. Машина работала три месяца, но протек котел. Как его чинить, никто не знал, Ползунов не успел выучить учеников. И агрегат сломали». В 1834 году история повторилась с мастерами Черепановыми: командированные в Англию, они увидели там паровоз. И построили паровоз у себя - сами, без всякого руководства. Два паровоза катались несколько лет, потом износились и сломались, а построить новые Черепановым не разрешили.
Но в основном, считает Алексей Иванов, уральские мастера доводили до совершенства уже известные технологии. Зачастую они обучались у иностранных специалистов. «Здесь и притаилась ловушка. Горная власть сочла, что иноземцы - единственный источник знаний… Неверие в свое не просто уязвляло самолюбие Урала. Оно стало главной причиной беды: отсутствия прогресса. Ведь купить можно лишь машины, а прогресс нужно создавать самому. Но без веры в себя его не создашь». «Вместо конвертеров и мартенов удваивали заводы». (Пример - Симские заводы, Верхний и Нижний). «Без прогресса дело - труба. Она и торчит над Камским водохранилищем». Это затопленный Пожвинский завод. И множество других заводов - к 1900 году они безнадежно устаревают. К тем же выводам, что и автор, пришел не кто-нибудь, а сам Дмитрий Менделеев, которого правительство попросило разобраться в этом вопросе. «В огромной книге «Уральская железная промышленность», изданной в 1900 году, Менделеев желчно пишет про Урал: «Старое здесь не старится».
Создатель главной уральской легенды Павел Бажов - журналист. Он исключен из партии, уволен с работы. Рассказы о хозяйке он слышал в детстве от бывшего старателя Василия Хмелинина, когда жил на Полевском заводе. Иванов рассказывает и о судьбе камня Данилы-мастера. В конце XVIII века война в Афганистане прервала поставки в Европу лазурита. Заводчик Алексей Турчанинов догадался заменить лазурит малахитом. Затем Медная гора иссякла, однако во владениях Демидовых отыскалось другое богатое месторождение. А по Европе пронесся слух, что война в Афганистане затихает. И Анатоль Демидов «разом вываливает весь малахит на рынок, лишь бы продать. Камня так много, что им облицовывают колонны в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Но цена малахита рушится. Камень-банкрот перестают добывать». Сейчас на Урале больше нет малахита - весь выбрали.
А в 1765 году в Мурзинке нашли аметисты, в 1829-м на реке Койве - алмазы.

На самом деле, читая книгу, первым делом смотришь, что написано про знакомые и родные места. Для начала экспедиция посетила место, известное каждому нашему туристу и каждому мистику (чаще всего это совмещается) - Аркаим. Осмотрев четырехтысячелетние руины, заметили: « С неба город ариев проявляется, как нарисованный… Аркаим стал эзотерической столицей Урала. Эзотерика - искусство придумывать реальным вещам фантастические объяснения. Но Аркаим непонятен. И потому притягателен для эзотериков любого, даже кухонного масштаба. (Об этом наш журнал тоже писал). Языческие смыслы Урала опять поработили умы, жаждущие неволи». Да уж - и все новые паломники вышагивают по спирали на горе Шаманке, чтобы «очиститься от грехов» (кстати, оказывается, это базальтовый купол палеовулкана).
«Башкирия (после присоединения) жила 20-летними циклами»: каждые 20 лет башкиры восставали. «Башкиры… не позволили России превратиться в колониальную державу западного типа. А этим уберегли ее от развала, когда гибли империи - Российская и советская». А мавзолей имама Хусейн-бека, построенный по приказу Тамерлана, восстанавливал русский архитектор Вельяминов.
В 1753 году губернатор Оренбургской губернии Иван Неплюев призвал заводчиков приходить в Башкирию (хотя начали приходить они и раньше). Тульский заводчик Перфилий Мосолов основал, например, Кана-Никольский завод. Симбирский купец Иван Твердышев и промышленник Иван Мясников «потрясли край металлургическими гигантами»: их - Катав-Ивановский и Белорецкий заводы, Усть-Катав, Юрюзань, Миньяр и Сим. А брат Ивана Матвей Мясников в 1757 году основал Благовещенский медеплавильный завод. А Ашинский завод - уже «нового типа», его построил промышленник Башлачев в 1899 году.
«Уфа - огромный и очень приятный южный город на впадении реки Уфы в реку Белую… Любая война на Южном Урале имеет эпизод взятия или обороны Уфы. Город чем-то напоминает Одессу, но тюркского оттенка. Центр весь старинный и очень красивый. Похоже, Уфа избавлена от транспортных проблем городов-миллионников: сквозь нее прорублен огромный проспект. (Похоже, проезжали по проспекту Салавата, а не Октября). Прекрасна набережная с памятником Салавату». Приятно, хотя не без преувеличений.

Только в Европе каждая старинная улица давно превращена в музей, и за осмотр берут приличную сумму в евро, что и внушает нам уважение. Но и на Урале есть на что посмотреть. Наклонная башня Акинфия Демидова в Невьянске, храмы Соликамска, завод-музей в Нижнем Тагиле, музей золота в Березове, самоцветов в Мурзинке и Миасский музей (вплоть до начала ХХ века золотодобыча была здесь основным градообразующим производством) и так далее - всего полсотни горнозаводских музеев. Плюс музей Ильменского минералогического заповедника (неподалеку от Миасса). И «Аллея братков» на одном из кладбищ Екатеринбурга. И в то же время заброшенные Кушвинский завод-дворец, Далматовский монастырь и завод Кын - первый в России завод, преобразованный в акционерное общество (что значительно продлило ему жизнь). И много обшарпанных старинных зданий, зафиксированных фотографиями, например, вокзал «Пермь-1». Не хватает нам самоуважения.
Осознав Матрицу, из-под ее власти можно выйти. Но все-таки многие заводы-гиганты продолжают жить, и даже заброшенные горные заводы - это памятники былых дел. Напоминание о том времени, когда все основные и необходимые вещи страна должна была производить сама. Вот этот принцип стоит помнить.


Екатерина КлимовиЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости