|
РУБРИКА "Классный час"Чуть-чуть изменить мир…
Четверг, середина школьной недели. Кабинет литературы №24. За партами 24 ученика 11 «Б». На стенах ничего лишнего: оформление не пестрит излишней информацией. Ребята о нашем журнале слышали и рады возможности пропустить даже нужную для поступления в вуз химию. У каждого на груди бейджик с именем, без фамилии, беседа не формальная, надеюсь, что будет равный диалог, поэтому сажусь за учительский стол. Лицеисты изучают меня, а я - их. Мне труднее: я как на ладони, а они могут спрятаться за спинами товарищей. Как в добрые старые времена, когда я была учителем, урок начинается с призыва к вниманию, потому что высокий парень с «камчатки» пытается привести жалюзи в удобное для себя положение, явно испытывая мое терпение. Для обсуждения я выбрала тему, которая затрагивает все сферы нашей жизни и приобрела нынче масштабы настоящей катастрофы. Мещане... Это слово у детей ассоциируется со словом «обыватели», а кто-то даже обозвал их «дворянами». Вспоминаем героя рассказа Чехова, который всю жизнь мечтал купить имение и вырастить крыжовник. Ради этой кислой ягоды он лишил и себя, и близких многого. Получил то, что хотел и теперь доволен своей судьбой и самим собой. Неужели, человеческое счастье - такое грустное явление, спрашиваю их. Почему в глазах Антона Павловича, непримиримого врага с пошлостью, человек, достигший цели в жизни, довольный собой, вызывает чувство, «близкое к отчаянию»? - О чем вы мечтаете? - ЕГЭ сдать, в институт поступить, - слышится с разных сторон. - Это скорее - цель, - прерываю поток не устраивающих меня ответов. - А мечты у вас есть? В классе некоторое замешательство. Только один парнишка со второго ряда робко поделился, как он говорит, наивной мечтой - изменить окружающий мир к лучшему. Я намеренно провоцирую ребят своими вопросами: - Значит предел ваших мечтаний: престижная работа, хорошая зарплата, дом - квартира - машина? Поднимите руки, для кого это важно! Больше полкласса. - Значит, вы мещане? И тут началось… Тема мещанства разрослась в нашем диалоге поистине до вселенской проблемы. Вдруг выяснилось, что все так или иначе определяется мещанской психологией. Ребята горячатся, обвиняя меня в «неправильных вопросах». Разговор затягивается на два урока. О чем мы только не спорили: о людском равнодушии, социальной несправедливости, о проблеме отцов и детей, о нравственном выборе, который рано или поздно придется сделать, об отношении к пожилым людям… О том, что естественный отбор стал превалировать в человеческом обществе, что легко потерять себя… Сумбурность разговора, метание из стороны в сторону, неподдельный интерес ребят показали, что выпускникам грядущего 2012 года не все равно, в какой стране они будут жить, и что духовные ценности для них - не пустой звук. Привожу лишь некоторые их высказывания, без купюр. Лиза: - Я по складу ума - гуманитарий, выбрала физико-математический класс, потому что ребята подобрались хорошие. Окончила музыкальную школу с отличием. Хочется стать музыкантом, но перспектива после долгих лет учебы получать зарплату в 5 тысяч пугает и меня, и родителей. Папа говорит: давай в Авиационный. Конечно, родители прислушиваются к моему мнению, но и я завишу от них. Лилиана: - Мне всегда нравилось руководить, я староста класса. Поэтому хочу заняться предпринимательством, может быть, в Питер рвану. Вижу в будущем себя независимой. А в семейной жизни буду поддерживать своего любимого человека во всем и вместе идти к цели, а потом плавно уйти на второй план, потому что женщина должна оставаться женщиной. Не потому ли сейчас так много инфантильных мужчин, что мы стремимся занять несвойственное нам место? Хочу иметь троих-четверых детей. Аня: - Я рисую, и неплохо, вижу себя в творчестве, в живописи. Это возможность сказать о жизни что-то свое, выразить себя… Наше общество по большей части потребительское, и мне это не нравится. Если бы спросили меня, что хочу изменить, ответила: нынешнюю систему образования. Оно, в том числе и высшее, должно быть только бесплатным. И вообще, реализовывать себя надо в том, в чем разбираешься лучше других. Лариса: - Считаю, что в отношениях с родителями существует дискриминация. Мама часто перегибает палку: любит приводить в пример других, а когда я говорю, что кто-то хуже учится, заявляет: меня другие дети не интересуют. Я за постоянство во всем, стабильность. После окончания химфака БашГУ буду преподавать или наукой заниматься где-то в лаборатории. Моя собственная семья будет построена на уважении и дружбе, а не на чувствах. Они непостоянны. Любовь? Многие в нее верят, но я предпочитаю чувствам разумное начало. Не хочу открываться, чтобы потом больно не было. Артур: - Выберу и востребованную, и интересную профессию, что-то связанное с программированием, родители в этом со мной согласны. Времени свободного совсем нет, изредка выхожу прогуляться, сделать пробежку. Мои родители дали мне правильное воспитание. Ради денег не собираюсь перешагивать через свои принципы. Уверен, что смогу противостоять соблазнам. Может, это по-детски, но хочется хоть чуть-чуть изменить мир, чтобы в нем стало больше справедливости. Рустем: - Я поздний ребенок. Родители часто возвращаются в свою юность, приводя в пример свое поколение. А я считаю, что сравнивать нельзя. Люди сейчас более самолюбивые, что ли, безжалостные. Быть хорошим стало невыгодно. Лозунг: не делай добра - не получишь зла - очень актуален. Я все время занят: учеба, репетиторы, занятия баскетболом - 4 раза в неделю. Наш директор руководит секцией, с удовольствием занимаюсь, побеждали неоднократно на различных соревнованиях. Девушки нравятся умные, трудолюбивые, целеустремленные, на одну только внешность не куплюсь - неинтересно. Нелли: - Иду на золотую медаль. Всегда была максималисткой: довожу все до конца или вообще не берусь за дело. Хочу попробовать поступить в МГИМО на менеджмент, работать в какой-нибудь международной компании, путешествовать по миру. Мои родители принимали участие в благотворительной акции - помогали людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. Собственными руками готовили для них домашнюю горячую еду. Я тоже мечтаю о такой деятельности. Если ты помог хоть одному человеку, значит, живешь не зря. Я горжусь своими родителями, они неравнодушные люди. Данил: - Мой отец всего добился сам, он всем помогает: и своим родителям, и маминым. Мне приятно видеть, что родители любят друг друга: ведут себя иногда как дети, шутят, смеются. В эти моменты я счастлив. Надеюсь, что в моей семье будет так же: все неурядицы, препятствия преодолевать вместе, а еще уметь прощать, особенно близких. Лена: - Тревожит, что родителей интересует только моя успеваемость, а что я думаю, им неинтересно. Проблема отцов и детей существует. Надеюсь, что у моих детей будут со мной более доверительные отношения. Денис: - У нас только папа работает. Мама - домохозяйка. Конечно, мы от него зависим. Но если у него что-то не заладится, не будем его укорять, а наоборот, поддержим. Так должно быть в семье. Моральный стержень важнее материального благополучия. Ксения: - Моя семья для меня - идеал. У родителей хорошая работа. Я мечтаю о карьере врача. Руслан: - Хорошо если человек учится на чужих ошибках, а не на своих. Но так редко бывает. У родителей опыт жизненный, а у нас больше амбиций. Мы свои шишки набиваем. Классный руководитель 11 «Б», преподаватель русского языка и литературы Зульфия Хусаенова работает в этой школе с 1991 года, это третий ее выпуск. В 5-м классе учителя начального звена передают в ее руки эстафету, и она ведет дальше мальчишек и девчонок. Семь лет - срок немалый, особенно для подрастающего поколения. - Я называю их классом-мечтой, - говорит Зульфия Рвинатовна, - потому что каких-то существенных проблем с ними никогда не было. Класс с физико-математическим уклоном, но тяга к гуманитарным предметам сильна, хотя не может реализоваться в полной мере: просто у ребят нет времени. Поэтому обычный подход тут неуместен. Иногда ставишь высокую оценку только за нестандартность мышления. Помните пушкинские строки: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»? И вдруг на уроке по роману «Евгений Онегин» меня спрашивают, а как «смотреть в окно и мух давить» вяжется со служением родине? Заметили! Думают, сопоставляют, они же математики, у них с логикой порядок. Да, они прагматики, иногда через край. Единый государственный экзамен не только формализировал некоторые предметы, но и сделал их прикладными, нацеленными только на конечный результат. Материальные блага, карьера - для большинства жизненные приоритеты. Они не такие самостоятельные, как поколение их родителей. Молодые не виноваты, что мир изменился, и деньги порой становятся синонимом счастья. Мы, взрослые, несем за это ответственность. С нашего молчаливого согласия многое в нашей стране произошло. Я очень беспокоюсь за своих детей. Они выросли в благополучных семьх, почти в тепличных условиях. В чем-то по-хорошему наивные, они рано или поздно столкнутся с реалиями жизни. Чтобы поступить в вузы (и они этого не скрывают), готовы платить. А потом уже доказывать, чего они стоят. Уроки литературы у нас часто превращаются в разговоры по душам, в споры о нравственном выборе. Горький писал: в жизни всегда есть место подвигу. Но не все молодые люди с этим согласны. Спасти ребенка из горящего дома? Да, кто-то, не рассуждая, бросится в огонь… а кто-то, не поддаваясь порыву, подумает о собственных родителях, которые будут переживать боль утраты. А не так давно они меня удивили. Бомжа увидели, лежащего возле школы. Вызвали «скорую», добились, чтобы его забрали в больницу, помогли погрузить в машину.
Светлана ЯНОВА |
|
|