 |
РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"Третий вагон с хвоста
Первые электрички прошли через станцию «Уфа» в 1959 году. До массовой раздачи земли под сады было еще далеко, и основной задачей электропоездов стала перевозка пассажиров. Учитывая разбитые дороги и допотопные автобусы, долгие годы электричка оставалась самым быстрым и комфортным видом транспорта. Пассажиров было много, а потому поезда ходили длинные: вагонов по восемь. Самым веселым всегда оказывался третий вагон с конца. Здесь ездили туристы. Любимое направление - белорецкое. …О водопаде-выстреле еще лет 60 назад в республике слышали многие. Из уст в уста передавались легенды о красотах тех мест, и уже шепотом (так как любая мистика была запрещена) говорилось, что место это непростое и открывается только людям с чистым сердцем. Водопад встречался и в записках Рычкова, и у академика Оли. Но найти его и нанести на карты удалось лишь в 1964 году. Сейчас он известен как водопад Атыш. Каждый год увидеть его приезжают тысячи туристов со всей страны. Сергей Леонидович Огнев в походы сейчас не ходит. Отшучивается, что в серьезный уже не сможет, а матрасничать не привык. - Сейчас же - не походы, а сплошное баловство, - утверждает он. - Раньше занятия туризмом давали серьезные навыки выживания в лесу. Каждый мог разжечь костер без спичек, сориентироваться по звездам, и ходили не в «поход выходного дня», а проводили в лесу недели две, а то и месяц. Главная причина тому - недоступность объектов. Это сейчас, чтобы добраться до водопада, нужно выйти на 71-м километре Инзерской ветки, пересечь вброд Инзер, пройти через перевал (дорога километров восемь), преодолеть вброд реку Лемезу и все - водопад перед вами. Однако Инзерская ветка появилась лишь в конце 70-х. До этого времени на реку забрасывались через Белорецк или Ашу. - Атыш нас волновал не на шутку, - вспоминает Огнев. - Водопад открыли случайно. На Лемезе проходили соревнования байдарочников. Накануне гонки члены оргкомитета стали проверять трассу и у местных жителей заодно спросили про водопад (ведь было мнение, что и нет никакого Атыша, что он выдуман). На берегу была деревенька Березняки (сейчас жители давно покинули эти места, а туристы разобрали все постройки на дрова), люди примерно указали местонахождение водопада, после соревнований в газетах вышли статьи про Атыш, и все захотели его увидеть своими глазами. Сергей Леонидович на тот момент только поступил в БашГУ. Неотъемлемой частью студенческой жизни были занятия в турклубе. - Сейчас, когда говорят про туризм, чаще имеют в виду соревнования водников, пешеходников, горников. Тогда соревнования тоже проводились, но это была своеобразная проверка навыков, - говорит Сергей Леонидович. - Мы особо категорий не искали, просто ходили в походы, как только появлялась возможность. На маевку современные туристы едут на Инзер или на Айгир (последний поселок, кстати, и сейчас труднодоступен), а для Ришата Садыкова знаковым местом остается Зилим. Ришат Гумерович работал на моторо- строительном заводе и в походы ходил со своими сослуживцами. - Культовым местом для нас, ходивших в походы в 70-е, была дорога Уфа - Белорецк, не современная, а узкоколейка, - вспоминает он. Непонятно как, но дорога из одного города республики до другого составляла 989 километров! Она была настолько извилистой, проходила через десятки деревушек, которых уже и на карте-то нет. В 1967 году принимается беспрецедентное решение - ликвидировать дорогу и построить новую. Десять лет спустя появилась ветка - Белорецк - Карламан. Новую дорогу частично прокладывали на месте старых путей, но оставалось достаточно много узкоколейных участков, по которым продолжали курсировать составы. Садыков с друзьями добирался на узкоколейке до Тукана или деревеньки Букаево, где удобнее всего вставать на воду сплавщикам. - От Тукана даже построили ши- рококолейную железную дорогу, - вспоминает Ринат Садыков. - Помню, в 1991 году мы вместе с друзьями решили поехать на Зилим, приехали в Белорецк, а поездов до Тукана нет. Мы бегом в справочную, там нам говорят, что поезд отменили. За нами женщина стояла в очереди, она в гости к родственникам в Тукан приехала. Расстроилась, ведь другой возможности добраться до поселка не было. До 1993 года пассажиров до Тукана еще изредка перевозили, а потом ширококолейную железную дорогу постепенно стали разбирать. Узкоколейка уже не возила пассажиров, по ней отправлялись грузы Белорецкого металлургического комбината. В 2002 году компания приняла решение отказаться от перевозок по узкой колее, и железная дорога была ликвидирована. До Тукана теперь ходят автобусы, а туристы, приезжая в этот поселок, нанимают машины, чтобы добраться до деревень, которые после разбора линий оказались отрезанными от цивилизации. Вообще в республике, помимо Белорецкой, существовали Яман-Елгинская узкоколейка (находилась в Нуримановском районе, соединяла между собой поселки Красный Ключ, Атняш, Урмантау и другие) и Симкинская (тоже в Нуримановском районе, соединяла поселок Чандар с деревнями Симка, Березовка). Все они вначале были закрыты, а потом разобраны на металлолом. - Чрезмерно романтизировать узкоколейки я бы не стал, - рассуждает Ринат Садыков. - Поезда по ним шли 3-5 километров в час, были участки, где состав полз от силы со скоростью 2 километра. Такими поездами пользовались, если честно, только потому, что туристское снаряжение тогда весило неприлично много, особенно у водников. Уже разбив лагерь, мы налегке бегали по путям в деревню за тушенкой, пряниками и другими продуктами. Но даже самый опытный турист никогда не обгонит «поезд здоровья». Такие появились в 1966 году. Решение было принято на всесоюзном уровне. Цель - обеспечить жителей отдаленных населенных пунктов доступом к медицинским приборам последнего поколения, провести диагностику. Специальные составы прижились, и помимо них зародилась идея пускать поезда туристские. По всему Союзу курсировали «Лыжники» и «Туристы». В республике поезд звался «Снежинкой». В путь состав отправлялся в субботу утром, а вечером забирал накатавшихся туристов домой. Точка всегда была одна - станция Бианка на Симском направлении. Ее выбрали не случайно - недалеко от станции есть запасные пути, на которых поезд ждал лыжников. В 1991 году «Снежинка» лыжников никуда не повезла. - Да, поезда не было, но на прогулки мы все равно выбирались, они назывались «Снежники», - рассказывает Марат Габдуллин. Рядом с Бианкой нет никакой инфраструктуры, а потому туристы облюбовали Миньяр и Ашу. Там есть лыжные трассы, дешевые турбазы, да и поезда ходят регулярно. Марат в Ашу до сих пор выезжает, правда, лыжи у него теперь горные. Да многие уже и забыли, что такое простая пробежка по лесу без крутых склонов и вечно волнующегося инструктора. Вот уже года три как на федеральном уровне принято решение - поезда типа «Снежинки» возрождать. В этом году спец- поезд сделал один рейс, собрав порядка 350 пассажиров, что на 250 человек больше, чем в позапрошлом году. Многие доехали до Бианки на личном автотранспорте. …Говорят, что только на пространстве бывшего СССР есть туристы, которые, взвалив на себя десятки килограммов груза, отправляются в лес на несколько недель. Наталья Ивановна Рычагова из Спелеоклуба имени Нассонова вместе со своими учениками на соревнования традиционно ездит на электричке. - Мы собрались на 53-й километр Симского направления, - говорит она. - Конечно, можно было бы нанять автобус, но у нас всегда много груза с собой, в «ГАЗель» все просто не поместятся. К тому же мы едем на несколько дней, электричка высадит нас и уедет, а водителю пришлось бы ждать. Группа Натальи Ивановны на перроне не одна. Пешеходники и спелеологи из турклубов и «дикари» постепенно собираются со всего вокзала в ожидании электрички. Составы теперь короткие, всего по четыре вагона, но туристы до сих пор ищут третий вагон с хвоста. По старой памяти.
Рита ЛЕСНАЯ |
|
 |