|
РУБРИКА "Классный час" Когда жизнь не лучше смерти
Два партизана, Рыбак и Сотников, идут в ближайшую деревню за провизией для оставшегося на болоте отряда. Дорога очень трудна и опасна, так как проходит через захваченное врагом пространство. Кроме того, действие происходит зимой, когда не дают пощады жгучие февральские морозы. В результате целого ряда случайностей Сотников и Рыбак оказываются в ситуации, где им оставлен единственно возможный выход. Столь разные люди могли встретиться только на войне. У Сотникова обостренное чувство долга, поэтому, несмотря на недомогание, он вызывается идти, потому что «другие отказались». Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Он ловок, предприимчив, беспокоится о своих товарищах-партизанах. Уже убежавший от полицаев, возвращается, чтобы спасти Сотникова. И все это искренне и не напоказ. Но в момент, когда единственно возможным выходом из ситуации является смерть, Рыбак находит третий путь: сделать вид, что собирается служить немцам. И в итоге становится предателем. Законы войны жестоки, но в них есть некая определенность: ты знаешь, кто твой враг, и если не ты его, то он тебя. Библейские заповеди: не убий, возлюби врага своего - остаются в мирной жизни. Вспомним знаменитый сталинский приказ №227. Вот его фрагмент: «Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины». Можно ли было в таких условиях сохранить гуманность?
Как вы понимаете выражение «Законы военного времени»? Василь Быков пишет: «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. Он все выносит. Речь идет не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой. Это крайние случаи войны. Но это своего рода и чистые случаи, когда без ярких, нарядных эпитетов видно, как и почему побеждает человеческое, духовное». Вилена: - человек на войне следует своему долгу и чести, невзирая на страхи и боль. Приходиться жертвовать многим, чтобы защитить свою родину. Амир: - это правила, следуя которым человек пытается выжить. Алсу: - все объединяются против общей цели - победить врага. Антон Е.: - законы военного времени превращают человека в дикого зверя, пытающегося спасти свою жизнь. Аня Б.: - солдат должен беспрекословно выполнять свой долг. Настя Ч.: - люди ведут себя на войне жестоко. Аида: - нужно быть сильным, самоотверженным и храбрым, быть горой за свою родину и товарищей. Данил Ш.: - если бы жалели солдат, то исход был на стороне Германии. Наталья Ш: - на войне каждый сам за себя. Дима С.: - там действуют другие нравственные законы. Азалия: - важна не человеческая жизнь, а результат войны. Дима С.: - законы эти ужасны и страшны. Тимур С.: - если следовать по совести во время войны, то можно погубить себя. Почему Рыбак становится предателем? Василь Быков: «Мне думается, что причина падения Рыбака в его душевной всеядности, несформированности его нравственности. Он примитивный прагматик, совершенно не соотносящий цели со средствами. Война для него - простое до примитива дело, выраженное постулатом «чья сила - того и право», и еще: «своя рубашка ближе к телу». Он не враг по убеждению и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть». Ксения: - человек является творцом своей судьбы, но в данном случае здесь сыграло роковое стечение обстоятельств. Дима С.: - он уподобился фашистам. Гриша: - он пытается найти виноватого, а значит Рыбак - слабый человек. Залифа: - считаю, что Рыбак не виноват, ведь если бы не больной и раненый Сотников, все могло сложиться по-другому. Тимур С.: - он просто попал в ловушку, сам того не ведая. А чтобы успокоить свою душу, пытается найти виновного. Вилена: - Рыбак не виноват, просто так получилось. Ульви: - и винит он Сотникова по праву, потому что если бы не его болезнь, рана и упрямство, то он бы выжил. Алсу: - он пытается найти оправдание, в конце его мучает совесть, была попытка повеситься. Амир М.: - никто не виноват. Дима: - трагическое стечение обстоятельств. Настя М.: - человеку всегда сложно признаться в том, что он в чем-то виноват, тем более что все произошло по стечению обстоятельств, на которые он повлиять не мог. Гриша: - слабый человек всегда ищет крайнего. Он показал, что слабее немцев. Тимур С.: - просто попал в ловушку, сам того не ведая, и чтобы успокоить душу, ищет виноватого. Предавали ли вы кого-нибудь? Все мы не безгрешны, и любой человек совершал поступок, за который ему потом было стыдно. Главное, мне кажется, - помнить свою вину. Настя М.: - других не выдаю и товарищей в трудные минуты не бросаю. Дима С.: - предательство - самое низкое деяние. Амир: - был случай в летнем лагере после 1-го класса: заложил ребят, ушедших без спросу в киоск за сухариками. Но больше никого не выдавал. Вилена: - по мелочи, но потом поняла, что кому-то от этого было больно. Люди учатся на своих ошибках, и больше этого не повторяла. Алсу: - друзья могут на меня положиться. Егор: - один раз предал, а потом долго страдал от угрызений совести. Почему физически немощный Сотников оказывается духовно сильнее своего товарища? Вот мысли самого героя повести: «Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе - зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу». Тимур С.: - жизнь человека, по мнению Сотникова, очень легко оборвать, как паутину, разбить, как хрустальную вазу и т.д. Именно этим обуславливается факт высокой ценности жизни. Ксения: - Сотников думал о других, его душа была здорова, в отличие от Рыбака, который имел здоровье, но не имел чистую душу. Настя Ч.: - по контрасту: Сотников много думающий, рассуждающий, справедливый, а Рыбак - наоборот. Амир: - Сотников обдумывает поступок, а Рыбак сразу идет вперед. Алсу: - он в душе не сдался, хотел спасти всех невиновных, а Рыбак изыскал выгодный для себя выход. Аня Б.: - Сотников не готов к войне, но в любую минуту готов умереть за родину. Рыбак - изворотливый и шустрый. Ульви: - если бы Сотников был сильным и энергичным, то не особо думал бы о смысле жизни.
Можно ли предателей разделить по степени виновности перед собой и Родиной? Данил Ш.: - если ты убил своих соотечественников, то встал на самую «высшую ступень подлости». Аида: - нельзя, люди должны ощущать чувство вины одинаково, но перед собой сильнее. Даниил: - можно, есть люди, которые идут к фашистам сами, а есть по принуждению, и именно они испытывают перед собой муки совести. Ульви: - можно разделить на тех, кто пошел ради выгоды, и на тех, у которых не было выхода. Вилена: - они все хотели спасти собственную шкуру, предав свое достоинство и честь. Амир: - нельзя: они все люди. Наталья Ш.: - предателям нет оправдания. Залифа: - перед родиной они виноваты в превосходной степени. Она - родной дом. Лучше умереть за свою родину, чем жить как предатель. Можно ли простить Рыбака? Люди моего поколения ответили бы на этот вопрос однозначно - нет. Тогда наши деды-фронтовики были еще молоды, а воспоминания о войне свежи. Нынешнее поколение мыслит глобально: железного занавеса уже нет. Они не вздрагивают, услышав немецкую речь. Германская нация не ассоциируется у них с врагом. Недаром один восьмиклассник поведал мне, что Гитлер признан самым умным человеком в мире. Мы учим детей толерантности и гуманности. Их ответы - подтверждение того, что время стирает ненависть к вчерашнему противнику. Антон Е.: - невозможно, даже Бася, 13-летняя девочка, приняла смерть, а он позорно стал прислуживать фашистам. Амир: - можно простить. Алсу: - Рыбак испугался. Я бы простила, ведь любой мог так поступить. Аня Б.: - простила, потому что я такой человек, а Родина бы его не простила. Гриша: - нет, он осознанно шел на предательство. Анатолий: - простить можно любого, главное, чтобы он раскаивался. Наташа: простила, судьба его и так наказала, и он мучился после своего поступка. Азалия: - думаю, поступила так же. Стыдно как-то. Вилена: - прощать ли его или относиться к нему с отвращением, не знаю. Ульви: - простил, потому он понял свою ошибку. Настя М: - неизвестно, как бы ты поступил в этой ситуации. Данил Ш.: - однозначно - нет. Он предал своих, чтобы спасти себя. Но отдать жизнь за других - не лучшая ли смерть? Дима Ш.: - если все прощать, то люди будут этим пользоваться. А это неправильно. Как воспитать в себе силу духа? Бесспорно, Сотников - идеал человека, сумевшего победить самый сильный инстинкт - жажду жизни. Как воспитать в себе этот внутренний стержень, который позволит не сломаться и принять единственное возможное решение? Василь Быков: «Я за то, чтобы человек, в особенности молодой, был подготовлен к незнакомому, необычному. А ведь необычное чаще всего - заурядное. Но - на пределах возможного. Такова судьба … того же Сотникова, да и старосты, и Демчихи… что особенного совершили они? Да ничего. И - многое, если мерить иначе: они сумели остаться людьми…». Дима Ш.: - все зависит от самого человека. Если он тряпка, то им все будут пользоваться. Жизнь такая штука, что нельзя быть слабым, нужно быть сильным и храбрым. Это мой принцип жизни. Амир: - человек должен верить в себя и свои возможности, быть морально сильным. Ульви: - надо пройти в жизни через трудности. Дима С.: - силу духа нельзя воспитать в обычной жизни. Вилена: - все начинается с детства, как тебя воспитывают родители, а еще жизнь. Азалия: - нужно очень чего-то хотеть и, чтобы достичь, тренировать силу воли. Аня Б.: - серьезно заниматься спортом, Даниил: - воспитать силу духа можно, только побывав в армии. Настя: - не бояться и начинать с малого. Перебарывать свои страхи, делать чуть больше. И не терять времени. Тимур С.: - чтобы не сломаться, нужно иметь просто алгоритм. Мышление. Ведь чем проще механизм, тем дольше он работает. Аида: - тренироваться и развивать в себе хорошие качества. Тема войны вызвала у ребят неподдельный интерес, но и показала их неоднозначное отношение к тем событиям. Что сказали бы им выпускники школы №1 1941 года, услышав, что «если бы немцы победили, мы жили бы в Европе»? Батяня комбат В жизни всегда есть место подвигу. Недавно эти слова в очередной раз нашли свое подтверждение: поступок майора Сергея Солнечникова, накрывшего собой гранату и спасшего ценой своей жизни солдат, вызвал большой резонанс в обществе. Судьба дала комбату всего три секунды на решение. И он сумел сделать правильный выбор. Отец майора сказал, что его сын поступил как настоящий мужчина. И тут не сфальшивишь и не наденешь маску… Перед лицом смерти все равны, но только некоторым дано остаться Человеком.
Советский генерал-лейтенант Власов, командовавший 2-й ударной армией, добровольно сдался в плен 12 июля 1942 года. Первая удача для немцев - не каждый день в плен попадает генерал, командующий армией. А вот вторая удача - Власов выложил «все». Все что знал. Хотя, как свидетельствуют источники - мер физического воздействия к нему не применялось, видимо, из уважения к его воинскому званию, но, скорее всего, его не «тронули» потому, что он сразу заявил о своем намерении, «голубой мечте детства» - бороться с большевиками. Плененные в годы войны генералы Карбышев, Лукин, Снегов, Понеделин подобных мыслей не имели, поэтому о них мы вспоминаем как о героях… Русская православная церковь за границей выступила в защиту генерала Андрея Власова, в годы Второй мировой войны сотрудничавшего с нацистской Германией. «Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России», - говорится в заявлении архиерейского синода РПЦЗ, размещенном на его официальном сайте. Зарубежная церковь откликнулась на книгу церковного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоирея Георгия Митрофанова «Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века». «На вопрос, был ли генерал Власов и его сподвижники предателями России, мы отвечаем - нет. Все, что было им предпринято, делалось для отечества в надежде, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России», - говорится в отзыве РПЦ за рубежом.
Эльвира Шамсутдинова, преподаватель русского языка и литературы:
-В программе по литературе для 5-9 классов произведениям о Великой Отечественной войне отведено всего два-три часа. Это или уроки внеклассного чтения, или обзор поэтических произведений. В выпускном классе проза о войне также изучается только в обзоре. Конечно, этого недостаточно. Представления ребят о событиях, которые происходили в те годы, очень поверхностные. Они понимают, что надо с уважением относиться к памяти павших в этой войне. Но если у нас герои войны вызывали чувство восхищения, то у нынешнего поколения чаще возникают вопросы, почему многие так безрассудно жертвовали своей жизнью. По их мнению, можно было найти какие-то другие пути решения и сохранить жизнь не только себе, но и многим другим. Мы со своей стороны стараемся заинтересовать учащихся литературой о войне, устраиваем читательские конференции, конкурсы чтецов. Ребята с удовольствием принимают в них участие. Но, по-видимому, что-то уже упущено нашим обществом, и трудно донести до ребят суть понятия «патриотизм».
Светлана ЯНОВА |
|
|