ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ждем День республики
В День республики уфимцев и гостей города ждет разнообразная программа.
Спортив...


Эстетика с рождения
Акушерское отделение Городской клинической больницы №3 возобновило свою работу. ...

Нашей славе - 150
В Уфе состоялись юбилейные мероприятия в честь 150-летия Михаила Нестерова. В Башки...

Ярмарки снижают цены
Сельскохозяйственные ярмарки в Уфе побили ценовой рекорд.
Стартовали ярмарки в...


Мотоциклы - детям
В Уфе открылась детско-юношеская спортивная школа по мотоспорту. Располагается о...

Раннее тепло
Впервые в истории Уфы отопительный сезон в городе начался 17 сентября.
Традицион...


Мустай остается с нами
20 октября Мустаю Кариму исполнилось бы 93 года. В следующем году на улице Кирова до...

Мельпомена ждет
Любителям театра есть куда пойти уже сейчас: в Уфе открылись четыре театра - Башки...

Спасибо Президенту!
Дольщики, купившие квартиры в доме по адресу Мушникова, 17, наконец, празднуют ново...

Сколько читают уфимцы?
Городской конкурс «Лето и книга» собрал в этом году 1240 участников. В рамках подгот...

Почта отмечает
9 октября уфимскому почтамту исполняется 55 лет.
Хотя история уфимской почты нач...


Кросс всем
В девятый раз в Уфе прошел «Кросс нации».
Формат всероссийского дня бега в этот р...


Ретрокалейдоскоп
430. 4 (14) октября 1582 г. по распоряжению папы Григория XIII вводится новый (григориански...




     №10 (131)
     октябрь 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

В поисках сувенира


В эпоху тотального дефицита, отправляясь в другой регион, было принято привозить оттуда то, чего нет в родном городе. Сейчас понятие «сувенир» восстановлено. 

Вообще-то слово это появилось в лексиконе россиян еще в XVIII веке и в переводе с французского означало «воспоминание», «память». Привычка обмениваться подарками есть у каждого народа. Девушки вышивали женихам, отправляющимся на войну, кисеты, те в свою очередь привозили из заморских походов яркие ткани и сияющие самоцветы. С появлением туризма как индустрии производство сувениров выделилось в отдельную сферу, причем, весьма доходную. Как обстоят дела с сувенирным бизнесом в нашем городе? Чтобы понять это, корреспондент журнала «Уфа» взглянул на столицу глазами туриста.
Железнодорожный вокзал. Первый этаж еще ждет реконструкции, возле киоска с газетами и журналами многолюдно. Магнитики, зажигалки с видами Уфы - ассортимент невелик.
- Что привезли, то и продаем, - заявила продавец и углубилась в работу. Конечно, вокзал еще переживает реконструкцию, однако тем, кто часто путешествует, не может не броситься в глаза: торговых точек на вокзале очень мало. А сувениры - только в газетном киоске, что является нонсенсом: обычно в городах на вокзалах есть специализированные магазинчики. Предприниматели делают бизнес, а люди увозят сувениры, а заодно и рекламируют посещенные регионы. Так происходит во Владивостоке, Иркутске, Красноярске, Абакане и других городах.
Южный автовокзал тоже не радует отдельной «точкой», хотя магнит, если поискать, найти можно. Зато в аэропорту «Уфа» сувенирные лавки есть. Выбор - на любой вкус и кошелек. Правда, кошелек скорее должен быть толстым. Упор на сувениры премиум-класса - тенденция все больше российская и потенциально порочная. Очевидно: забить сумку такими сувенирами в подарок близким может далеко не каждый. Нередко премиум-сувениры используются для презентов коллегам по бизнесу. Это только российская практика: в странах «золотого миллиарда» существуют законы, которые приравнивают подарок более чем в 50 долларов к взятке. Именно поэтому сегмент дорогих сувениров там не превышает 10 процентов.
Приехав в любой город, турист идет гулять. Во всех ТСК столицы имеются сувенирные магазины или киоски, есть и крупные магазины, например, «Семь девушек» от Объединения художественных промыслов «Агидель». В принципе, это предприятие должно было обеспечивать потребности в сувенирах и подарках. Аналогичные организации есть практически во всех регионах страны.
- Работать с таким предприятием удобно, - говорит Лилия Сергеева.
Она продает сувениры в ТРК «Семья». До этого работала продавцом детских игрушек, канцелярских товаров, одежды. Общий стаж в торговле восемь лет. - Представьте, приносят товар на реализацию. Он должен всегда отвечать нескольким критериям: во-первых, должны быть документы. Для игрушек, например, обязателен сертификат соответствия. Раньше такой же документ требовался и на сувенирную продукцию, сейчас это требование отменили, в целом в отрасли много кустарей. Им сложно в одиночку проходить этот путь, отдавать товар на исследование, получать заключение. К тому же кустари, как правило, индивидуальные предприниматели, сегодня они выпускают одно, завтра - другое. И что, снова сертификат получать? Когда речь идет об официальной артели, все просто. Нужны документы на товар? Будут. Второй момент - партии. Особенно в сегменте премиум-класса кустарь не будет делать много предметов, а мне как продавцу это неудобно. Представьте, пришел покупатель, выбрал вещичку, пообещал зайти завтра и купить, а вечером ее уже взяли, и новую пока кустарь сделает, может пройти уйма времени.
Председатель Ремесленной палаты РБ Алевтина Ильинцева не согласна. Она утверждает: художественными промыслами можно заниматься и в одиночку.
- Члены нашей ассоциации заключают договора с сувенирными лавками и поставляют туда свои изделия. Многие работают и на заказ, делая не сувениры, а подарки, - говорит она. - Проблема в том, что самих точек по продаже сувениров у нас немного.
И действительно, в разгар сезона вдоль набережной Владивостока стоят палатки, где продают различные вещички из ракушек. Такие же ряды можно увидеть в Хабаровске, Новосибирске, Иркутске.
Галина Сабитова в Ремесленную палату не входит. Она вообще по профессии социальный педагог, но каждое лето у нее аврал. Только недавно девушка вернулась с «вахты». Так она называет свои ежегодные поездки на Аркаим. Живет там в палаточном лагере и занимается в ремесленной мастерской изготовлением глиняных чашек с надписью «Аркаим».
- Глину мы берем прямо на месте, - рассказывает девушка. - Добавляем в нее мелкий песок, а потом на гончарном круге делаем сувенирную посуду. Училась я примерно недели две, потом наловчилась. В день делаю пару дюжин кружек. Неделю они сохнут, потом обжигаются в печи. Затем раскрашиваются глазурью.
Не сказать, чтобы Галина стала за это время олигархом или перетрудилась, но полученных средств ей хватит на пару месяцев безбедного существования. Готовые кружки она отдавала в сувенирные киоски, которые в сезон открываются на Аркаиме. Говорит: туристы разобрали все.
Аналогичные мини-производства характерны для самых посещаемых туристских мест региона. В хакасском лесу за скалой может притаиться хитрый торговец, который обязательно «толкнет» туристу фирменную хакасскую матрешку. Возле любого крупного кемпинга на Байкале обязательно найдется своя «сувенирка». Жители маленького поселка Хужир и вовсе поняли: жить за счет туризма можно. На картах до середины 90-х культового ныне названия «остров Ольхон» не было. Был поселок Хужир, который находится на острове, где практически нет деревьев, дует пронзительный ветер баргузин, а чтобы попасть в поликлинику или магазин, нужно ехать на большую землю (это час на машине и полчаса на пароме). В середине 90-х работы в поселке не стало вообще, но зато появились туристы. Сейчас хужирцы сдают приезжим жилье, открывают кафе и делают сувениры. На красоту или тем более качество обычно не смотрят. Если получилось совсем непонятно что, всегда можно сказать: «древний шаманский символ». Туристы благоговейно верят.
У нас в республике населенных пунктов, живущих за счет туризма, пока нет, и более или менее разнообразный выбор сувениров можно найти лишь в столичных магазинах.
- А где же еще? - спросит читатель, и автор с ним не согласится. Куда идет турист после того, как прогуляется по центральным улицам города? Правильно, в музеи. Музейная торговля - не миф, а реальная перспектива. Аналитики торговой недвижимости всерьез рассматривают галереи и выставочные комплексы как наиболее выгодные в будущем площадки. Действительно, если магазин в его традиционном понимании подразумевает, что много времени там могут проводить лишь шопоголики, то сама аура музея или галереи располагает к тому, чтобы задержаться там подольше. Кроме того, ниша практически не занята. Понятно, что селедка в греческом зале навсегда останется в разряде шуток, но музеи России уже активно штурмуют предприниматели. Например, в Центральном музее Абакана есть две торговые точки. Одна собственно музейная, а вторая - частная. Ассортимент в них практически не различается: характерные куклы, украшения, статуэтки, магнитики, книги. В музее Новосибирска точка одна, но сувениры из музея уникальны. Пока я крутилась у прилавка, с новой партией товара пришел ювелир Александр Климов.
- У нас в области часто проходят археологические раскопки и в экспозиции музея оказываются достаточно интересные вещи, например, украшения древнего человека, - рассказывает он. - В основном различные личины, призванные отгонять злых духов. Как-то посетив экспозицию, решил, что сделаю несколько таких украшений для своих близких. И, знаете, столько людей стали проявлять интерес, что я начал делать копии с древних подвесок.
В музей Александр приходит часто. Не только отдать новую партию подвесок, но и посетить выставки, походить по запасникам, вдруг еще что-то интересное археологи нашли.
А в музее археологии и этнографии Хабаровска туристы могут сделать сувенир сами. Здесь работает отделение экспериментальной археологии. В половине залов реальные находки, в другой - дерево, сваленное каменным топором за 20 минут, изготовленные по древним технологиям клинки и керамика. Попробовать сделать горшок «родом из палеолита» может каждый желающий.
Можно долго перечислять, что у нас есть, а чего нет, но разговор сведется к модному нынче слову «бренд». Многим регионам даже не пришлось сильно заморачиваться на этот счет. В Бурятии сделали ставку на Байкал и буддизм, в Иркутской области - на Байкал и шаманизм. Что станет брендом нашей республики - вопрос открытый на всех уровнях.

Магнит: не все так просто
В Уфе производством магнитов с видами города и республики занимаются три фирмы, причем для всех них это - сопутствующая деятельность. Изначально они производили рекламную и промо-продукцию.
Сделать такой сувенир совсем не просто. Магниты, производящиеся промышленным способом, бывают восьми видов: закатные (когда в качестве основы используется корпус под значок, но вместо застежки ставится магнит), акриловые, виниловые (они делаются из магнитного винила, очень тоненькие и на них сразу печатается картинка, за счет этого они очень дешевы, себестоимость одной штуки не превышает пяти рублей), с заливкой смолой (кажется, что в таком магните есть какая-то жидкость, они достаточно дорогие, себестоимость в районе 40 рублей за штуку), также выделяются традиционные акриловые магниты с календарями, термометрами, блокнотами и виниловыми магнитами, разрезанными на пазлы. Есть еще так называемые объемные магниты в виде фигурок. Бытует мнение, что это керамика, но на самом деле их делают из полистоуна, который заливается в формы, а потом при необходимости вручную раскрашивается.
Для крепления подойдут не все магниты. Если магнит кусочком, то значит, он неодимовый (с добавлением редкого металла ниодима, а также сплава железа и бора). Их изобрели чуть больше 20 лет назад. Свойства неодимовых магнитов удивительны: высокая мощность даже при небольших размерах кусочка, они не размагничиваются больше десятка лет. На обычный магнитик картинку не повесить: упадет с холодильника через несколько месяцев. Таких в Уфе не выпускают и не продают. Берут их предприниматели на московских оптовых базах. В основном на неодимовые магниты крепят объемные магниты, в остальных используют винил. Этот материал также закупается на оптовых складах рулонами и режется любыми ножницами. Фотография или рисунок, который, собственно, и ассоциируется с магнитом, ламинируется, а затем наклеивается на виниловую основу. В регионах, где туристы идут сплошным потоком, магниты на виниле часто делают кустари-надомники. Примечательно, что это производство не является исключительно внутрирегиональным делом. Например, есть серия «Города России» (тоненькие виниловые магниты с рельефным рисунком), которая сделана в Китае. Такой сувенир автор этих строк приобрела в Омске.

Сувенир из Поднебесной
Во всем мире сувениры позиционируются как продукт народных промыслов, то есть, потенциальный хенд-мейд. Однако в крупных туристских центрах, где работают сетевые магазины по продаже сувениров и речь идет об оптовых партиях, встречаются товары промышленного производства. Например, один из фирменных петербургских сувениров «яйца Фаберже» продавцы стараются реализовывать без упаковки, потому что на ней имеется надпись «Made in China».


Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости