 |
РУБРИКА "Классный час"Человек заплатит за все
«Природа – мастерская, а человек в ней - работник». Заявление нигилиста Евгения Базарова стало своеобразным манифестом для последующих поколений. Технический прогресс неумолимо движется вперед, опустошая земные недра, отравляя атмосферу, флору и фауну. Природа отвечает ему масштабными катаклизмами: зноем и многолетней засухой, землетрясениями, ураганами. Кто выиграет в этой непримиримой схватке: люди или натура? И чем это грозит человечеству? Можно ли, только проникнув в сложные механизмы существования всего живого на Земле, дать ответ? Какое место в школьной программе занимает сегодня биология, что интересует нынешних исследователей окружающего мира? Озадачившись этими вопросами, мы отправились в школу № 35.
Отличник образования РБ, победитель приоритетного национального проекта «Образование», «Учитель года-2008» Ленинского района Светлана Ильясова после окончания биологического факультета БГУ вела научную работу в Южно-Уральском заповеднике: изучала экологию и физиологию растений в условиях заповедной природы. С 1995 года Светлана Анатольевна преподает в известной своими славными традициями 35-й. Биология начинается в 6 классе. В учебник включены сразу все разделы: ботаника, зоология, анатомия, общая биология. Программа построена так, что одни и те же темы с каждым учебным годом все более детализируются и усложняются. - У ребят, пришедших в 10 класс, создается представление, что они все уже изучали: «опять то же самое», - говорит педагог, - но это далеко не так. Объем информации, который надо усвоить, очень большой, и, как правило, знания оставляют желать лучшего. Один час биологии в неделю в 6-м, а с 7-го по 9 классы - два. Это - капля в море. Другое дело профильные - химико-биологические, там идет более углубленное изучение предмета, например, темы «Строение и взаимодействие генов». Мы побывали в 8 классе на лабораторной работе «Микроскопическое строение эритроцитов». Ученики исследовали образцы крови человека и лягушки, сравнивали и делали выводы. Такое практическое занятие позволит восьмикласснику «прочитать» анализ и определить, есть ли отклонение по красным кровяным клеткам. Есть предметы, где наглядность играет первостепенную роль - к ним относится биология. В наше время категория «потрогать своими руками» перешла в разряд виртуальной. Существуют специальные компьютерные программы, с помощью которых можно моделировать различные процессы и явления, а потом проецировать на интерактивную доску. ЕГЭ по биологии в прошлом учебном году выбрали 18 человек - те, кто хочет поступить в Медицинский университет или на биофак. Тесты охватывают все разделы с 6-го по 11 классы. Базовые задания - под силу большинству ребят, а повышенной сложности - далеко не каждому. Кроме того, в экзамен включены и практические задачи по генетике. Дети должны знать молекулу ДНК и весь молекулярный уровень. Задания ориентированы на базовые учебники и предполагают не только проверку знаний, но и умение логически и творчески применять их. XXI век называют веком биологии! Расшифрован геном человека, впереди - открытия в лечении передаваемых по наследству заболеваний. Natura sanat - medicus curat (природа оздоравливает - врач лечит) Более полувека назад в школе появились так называемые медицинские классы. Когда-то их выпускники попадали в профильный институт без экзаменов. Сейчас они поступают на общих основаниях, но от этого интерес к профессии врача не упал. Один день в неделю ученики 10-х и 11-х классов проводят в БГМУ или в одной из городских больниц. Ребята слушают лекции преподавателей вуза, набираются практических навыков. В течение двухгодичного курса они сдают 12 зачетов. Это позволяет в реальности примерить на себя и белый халат, и студенческую жизнь. Получив свидетельство о базовом медобразовании, выпускник без труда может сделать укол, запеленать ребенка, оказать первую медицинскую помощь. Но самое главное, он уже на школьной скамье принимает решение - готов ли стать врачом, не испугают ли кровь и страдания больного. - Моя бабушка всю жизнь проработала врачом, - говорит ученица 11 «А» Катя Пенкина, - я видела, как она заботится о своих пациентах и с какой благодарностью они отзываются о ней. - Мы присутствовали на операциях, - делится Сабина Валеева, - и я поняла, что стану хирургом. Роман Шихов считает, что изучать медицину полезно, знания пригодятся для своего и чужого блага, но врачом быть не хочет. Медицина пока бессильна перед многими болезнями, да и человек еще изучен не полностью. Парадоксально, что в ответах ребят на вопрос, что произвело на них самое большое впечатление, многие ответили: «мертвое человеческое тело». Откуда есть пошла… Земля? Ученые умы до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении жизни на нашей планете. Креационисты, как известно, придерживаются теории сверхъестественного вмешательства в процессы мироздания. Верят, что Вселенная - дело рук Бога. Эволюционисты стоят на позициях материализма. И доказывают, что Бога нет, а Вселенная появилась сама по себе в результате так называемого Большого взрыва. Обе идеи абсолютно равнозначны в силе своей аргументации. Ни та ни другая стороны не находят пока стопроцентно убедительных доводов. Разве что эволюционисты чуть-чуть опережают противников. Если верить наблюдениям и соответствующим образом их толковать, то Вселенная расширяется до сих пор, открыт «базон Хигса». Что косвенным образом подтверждает материалистические идеи. Когда хотят побольнее уесть креационистов-идеалистов, то выстраивают простую логическую цепочку. «Хорошо - Бог сотворил все кругом. А кто сотворил Бога?» Креационисты злятся и теряются. Но наиболее продвинутые и образованные находят чем крыть. И задают оппонентам «симметричный» вопрос: «Что было до Большого взрыва?». На какой же позиции стоят вы-пускники 11 «А» 2012/13 года? Катя П.: - хоть мы и проходили по биологии учение Дарвина, я верю, что все живое создано Богом. Дана К.: - придерживаюсь теории трансформизма, естественным путем в ходе эволюции. Владлена Ш.: - жизнь попала на нашу планету извне - по гипотезе панс-пермии (в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни»). Станислав Р.: - в результате биохимической эволюции и в некоторых моментах теории креационизма. Юлия П.: - есть над нами что-то святое, и кто-то управляет нашей судьбой. Сабина В.: - теории Взрыва. Живое произошло от неживого: микроскопические комки, содержащие белок, и стали пучками жизни. Влада С.: - все создал Бог, но не знаю, каким образом. Юлия С.: - теории панспермии, считаю ее более вероятной с научной точки зрения. Иоан Х.: - теории Опарина-Холдейна, то есть, жизнь появилась в результате биохимической эволюции углеродных соединений. Но должна быть сила, создавшая эти углероды. Я думаю, это - Бог. Аскар А.: - не могу представить зарождение живых существ самопроизвольно. Обезьяна - наше все Учение Дарвина в последнее время все больше подвергается сомнению. В его защиту в 2007 году выступил Совет Европы. В принятом документе осуждаются попытки введения в школьные программы преподавания креационизма. Уже есть прецеденты. Судебное разбирательство прошло в Петербурге: школьница и ее отец обратились в суд с требованием включить в программу теорию творения человека Божественной силой вместо, по их словам, устаревшего и ошибочного дарвинизма. Перед вами ответы одиннадцатиклассников Аня П.: - моя мама придерживается версии «Адам и Ева», а папа, как врач, считает, что человек произошел от обезьяны. Доказано, что жизнь зародилась сама. Но откуда взялись микробы? Тут идут мысли о инопланетном вмешательстве. Катя П.: - человек создан Богом по образу и подобию божию. Дана Б.: - в ходе эволюции обезьян, так как не верю в Бога. Владлена Ш.: - теории эволюции Дарвина. Человек не появился внезапно, а эволюционировал из менее развитых видов. Станислав Р.: - в процессе макроэволюции: от древних приматов. Это доказывает наше внешнее и внутреннее сходство. Юля П.: - проблема не достойна обсуждения, верю в сверхъестественные силы и сотворение мира. Влада С.: - человека создал Бог, чтобы наша планета не была такой скучной. Аскар А.: - от отряда приматов. Доказательство: конечности хватательного типа, ногти, расположение глаз, замена молочных зубов на постоянные, сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа. Развитие человека осуществлялось под воздействием тех же факторов, что и других живых организмов, мутации, дрейфа генов, изоляции и естественного отбора. Миша С.: - не придерживаюсь ни одной гипотезы, так как все расплывчаты и не точны. Дарвин, например, не отрицал существование Творца и верил в него. Спор о Создателе Российские писатели весьма пессимистичны в прогнозах экологического будущего планеты. Достаточно вспомнить «Царь-рыбу» Виктора Астафьева или «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. Татьяна Толстая пошла еще дальше. Ее роман «Кысь» — о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, по воле автора, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, люди мутировали и живут по правилам игры в «кошки-мышки». «Кысь» - естественно-научная энциклопедия России. Это роман-предупреждение: бесконечный и всеобъемлющий технический прогресс может погубить все живое. Что может произойти, если человек будет бездумно использовать природу? Оля М.: - настанет конец всему живому, мир будет похож на пустыню, люди приобретут первобытный вид: будут охотиться на животных, а потом друг на друга. Из-за нехватки ресурсов вымрут и они. Остается надеяться, что какой-нибудь гений построит новый ковчег, соберет каждой твари по паре, завезет на другую планету, где может зародиться новая жизнь. Аня П.: - а кто сказал, что будет «будущее»? Сейчас все говорят о конце света. Мишель Нострадамус сказал, если люди будущего смогут понять свои ошибки, то они могут избежать конца света. Катя П.: - если вода и кислород станут дефицитными, начнется борьба: люди будут прислушиваться к своим инстинктам, нежели к морали и разуму. Человек станет биологическим существом. Владлена Ш.: - экология плачевна: люд и живут в каменных джунглях. Интернет и социальные сети отдаляют нас друг от друга, мы становимся социофобами. Общество грубеет, нет терпимости к окружающим. Михаил С.: - идет технический прогресс, но мораль и физиология человека регрессируют. Гульназ М.: - человечество, изобретая новые технологии, выходит за рамки разумного. Иоан Х.: - люди перестают двигаться, чаще пользуются транспортом. Не интересуются ничем, кроме работы, едят в «макдональдсах». Аскар А.: - мы - убийцы всего живого на нашей Земле. Человек звереет от хаоса, созданного им же. Последователи Линнея и Левенгука Несмотря на то, что слово «экология» исчезло из списка предметов в аттестатах о полном среднем образовании, интерес к этому разделу биологии с каждым годом растет. Ученики Светланы Ильясовой неоднократно становились призерами олимпиад различного уровня: от городских до Всероссийских. Одна из последних побед одиннадцатиклассника Рустама Нагаева - третье место на Международном слете экологов. Три года наблюдений вылились в работу «Степень загрязнения реки Берсувань на примере беспозвоночных». Юноша исследовал реку на всем ее протяжении - 48 километров. - Я обеспокоен проблемами экологии с точки зрения здоровья человека, - говорит Рустам. - Мы хотим пить чистую воду и купаться в незагрязненных реках. Данные из моей работы будут использованы в одной из научных работ. Никита Трофимов за «компанию» изучил флору и фауну Берсувани. Альбину Асадуллину заинтересовала тема: «Лишайники как индикаторы загрязнения атмосферы». Выяснилось, что в Демском районе воздух по сравнению с двухтысячными стал чище. Меньше стало грязных производств, обновился автопарк.
Правила экологии гласят: все связано со всем, природа знает лучше, за все надо платить. Важно, чтобы цена не была слишком высокой и Человек осознал: он только часть природы, и, уничтожая живое, homo sapiens приближает собственную катастрофу.
Член Всемирного конгресса археологов, автор нашумевших книг «Запрещенная археология» и «Неизвестная история человечества» Майкл Кремо утверждает, что человек не произошел от обезьяны. Существа, подобные нам, жили на Земле 50 млн. лет назад. А официальная наука якобы утаивает от общественности археологические находки, опровергающие теорию Дарвина. По мнению ученого, теория эволюции выгодна тем, кто заинтересован, чтобы у человека не было никакой высшей цели, чтобы весь смысл нашего существования сводился к наслаждению материальными вещами.
Светлана ЯНОВА |
|
 |