|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "Некопеечное дело"Производственный фактор
Промышленное производство дает 80% общей прибыли всех предприятий Уфы. В то же время для него, как и всей российской промышленности, характерен целый ряд системных проблем: высокий износ оборудования, сложности получения госзаказов, отсутствие условий для развития малых инновационных производств. Решение этих вопросов будет определять будущее производственной сферы и постепенный уход от нефтехимической «иглы» в область высоких технологий.
Нефтяная «игла» В структуре промышленности Уфы ведущую роль занимает нефтехимический сектор. Уфимская группа нефтезаводов, принадлежащая АНК «Башнефть», обеспечивает около 9% общего объема первичной переработки нефти в России и около 13% общероссийского производства автомобильных бензинов. Так сложилось исторически – в Башкирии добывалась нефть, здесь же был создан крупнейший в стране центр ее переработки. В обозримом будущем Уфа, как и республика в целом, будет и дальше сидеть на нефтехимической «игле» со всеми ее минусами и плюсами. Но сама «нефтянка» будет меняться. Стратегия развития АНК «Башнефть» позволяет заглянуть на четыре года вперед. По данным компании, приоритетом станет увеличение глубины переработки нефти с 85,9% в 2011-м до 94,4% в 2016 году – это позволит получать из каждой тонны «черного золота» больше светлых нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, керосин) с высокой добавленной стоимостью. К 2016 году «Башнефть», сохранив уровень переработки на отметке порядка 20 миллионов тонн, планирует поднять долю выхода светлых нефтепродуктов с 59,9% до 73,4%. При этом выпуск дешевого мазута и вакуумного газойля планируется свернуть уже в 2017 году. Параллельно будет идти работа по повышению качества производимого топлива в соответствии со стандартами Евро-4 и Евро-5. Дополнительных мощностей по переработке нефти в Уфе, как и республике в целом, в обозримом будущем, вероятнее всего, создаваться не будет. На это есть две веских причины. Учитывая сложившийся в России высокий железнодорожный тариф и малую протяженность нефтепродуктопроводов (около 16 тысяч километров, против свыше 120 тысяч в США), нефтезаводы во внутренних регионах страны наиболее рентабельны при работе на местный рынок - транспортировка продукции до экспортных терминалов обходится весьма дорого. Поэтому новые НПЗ выгоднее строить на конечных участках нефтепроводов или недалеко от морских портов. Для удовлетворения же внутреннего спроса хватит и существующих мощностей. Та же «Башнефть» в 2011 году отправила за рубеж 9,2 миллиона тонн нефтепродуктов, реализовав внутри страны 10,2 миллиона тонн, то есть для внутренних нужд объем производства явно избыточен. Второй момент связан с запасами сырья. По разным оценкам, при существующем уровне добычи (около 15 миллионов тонн в год) запасов нефти в Башкирии хватит на 25-30 лет. При этом только в Уфе в прошлом году было переработано 24 миллиона тонн нефти, то есть почти половина «черного золота» приходит к нам из других регионов. Увеличивать мощность НПЗ в условиях ограниченных сырьевых запасов и отсутствия средств для их дешевой доставки бесперспективно. В общем, пока будущее уфимской «нефтянки» - в модернизации и максимально эффективном использовании имеющихся мощностей. Но этот прогноз может легко измениться, например, при смене собственника, интересы которого пойдут вразрез с общей динамикой отрасли. Точки роста Уфимскую промышленность представляет не только «нефтянка», но и около двух сотен других производств. Судя по статистическим данным, большинство из них работает весьма успешно и справилось с кризисом. В январе-сентябре промпредприятиями получено более 58 миллиардов рублей прибыли. Доля убыточных производств сократилась с 23,2 до 20,4%. Численность рабочих возросла на 2%, а зарплата увеличилась на 12,5%, достигнув 28 тысяч рублей. Заводов, допускающих снижение производства в Уфе не так уж и много, причем, в большинстве случаев проблемы связаны с высокой конкуренцией или отсутствием спроса. Падение объемов отмечено на Башкирском троллейбусном заводе – сказывается узкий и весьма специфический рынок сбыта, где основным покупателем выступает ограниченный в средствах муниципалитет. Похожая ситуация сложилась на БПО «Прогресс», ориентированного на выпуск средств связи для Минобороны и так и не сумевшего получить необходимый объем заказов. Завод УЗЭМИК, специализирующийся на производстве резинотехнических изделий, работает в минус из-за жесткой конкуренции и демпинга цен, прежде всего со стороны дешевых китайских товаров. Для того чтобы выжить в условиях глобального рынка, производственникам нужно либо снижать издержки, либо налаживать выпуск новых востребованных изделий. Последнее касается как убыточных, так и вполне успешных заводов. К примеру, «Гидравлика» пытается освоить выпуск малогабаритных газотурбинных установок, рассчитанных на снабжение электричеством и теплом многоквартирных домов, небольших предприятий и коттеджных поселков. УМПО реализует крупный проект создания производства вертолетных двигателей на базе цеха, где раньше собирали моторы для «Москвичей». Объем инвестиций – 9 миллиардов рублей делает данный проект крупнейшим в сфере развития промышленности Уфы. В отличие от советских лет, в наши дни о создании «с нуля» новых заводов речи, как правило, не идет – уфимских производителей теснят конкуренты в России и за рубежом. Не занятых ниш остается не так уж и много. Президент Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров весьма перспективным видит развитие выпуска изделий для автопрома и IT-индустрии. - Хорошие перспективы может иметь ор ганизация в Уфе выпуска автокомпонентов, - считает он. – Об этом говорит успешный опыт работы компании «Витценманн Руссия» и планы её развития. Близость Белорецкого металлургического комбината – крупнейшего поставщика листового сталепроката - снимает вопрос поставки сырья и делает производство более рентабельным. Также нужно подумать о развитии IT-индустрии. У нас есть квалифицированные специалисты в этой отрасли и десятки предприятий, работающих на космос и авиацию, где новые технологии можно быстро ставить на поток. Технологическая помощь Одной из главных проблем уфимской, как, впрочем, и российской промышленности, остается устаревшее и изношенное оборудование. В этом году износ производственных мощностей на «Гидравлике» составил около 40%, на УМПО и УППО - более 50%, на УАПО и Башкирском троллейбусном заводе - более 60%. То есть оборудование на крупнейших заводах изношено более чем наполовину. При этом несколько лет назад дела обстояли значительно хуже – в последнее время уфимские предприятия активно вкладываются в модернизацию. Так, УМПО только в 2012 году планирует потратить на эти цели 1,7 миллиарда рублей, «Гидравлика» и УППО, соответственно, более 200 и 65 миллионов рублей. Но быстро ликвидировать техническую отсталость, копившуюся десятилетиями, невозможно. А для субъектов малого и среднего бизнеса современные станки часто просто не по карману. За рубежом этот вопрос успешно решается с помощью аутсорсинга, когда одно предприятие выполняет для другого часть производственных функций. К примеру, в двигателе газонокосилки может быть несколько частей, требующих сложной и точной обработки на высокотехнологичном станке. Небольшая фирма вполне может заказать эту услугу на стороне, снизив тем самым свои издержки. В производственном аутсорсинге заинтересован не только малый и средний бизнес, но и крупные игроки. В Башкирии такой вид услуг предлагается развивать в рамках разработанной Торгово-промышленной палатой РБ программы создания «Центра прецизионного машиностроения» (ЦПМ). Место его размещения пока не определено, но скорее всего это будет одна из площадок в Уфе. В Центре планируется оказывать широкий спектр высокотехнологичных услуг - цифровое проектирование, малотоннажное точное литьё, обработка металлов на самых современных станках, нанесение высокоэффективных защитных покрытий, производство технологической оснастки. По словам Юрия Пустовгарова, сегодня такие услуги уфимские предприятия в основном получают за рубежом, но создание ЦПМ откроет доступ к высоким технологиям как для крупных заводов с устаревшим оборудованием, так и субъектов малого и среднего бизнеса. Проект планируется реализовать за три года. В 2013 году будут решены оргвопросы, создан Центр быстрого прототипирования и лаборатория цифрового проектирования, два следующих года уйдут на закупку высокотехнологичного оборудования, а в 2016 году начнется оказание услуг. Предполагается, что Центр займет относительно небольшую площадь – около 3 тысяч квадратных метров. Общая стоимость проекта превышает полмиллиарда рублей. Площадка для развития В постсоветские годы по всей стране начали массово останавливаться производства. Освободившиеся цеха в крупных городах стали приспосабливать под торговлю и офисы. Явление времени не обошло стороной и Уфу. Хлопчатобумажный комбинат и швейная фабрика «Мир» превратились в торговые центры. Свободные площади сдаются на «Геофизприборе», «БЭТО», целом ряде других некогда мощных промпредприятий. С одной стороны, это можно оценить как вполне естественный процесс. Ряд крупных заводов, созданных в условиях плановой экономики, не выдержали конкуренции и новых условий рынка, вынуждены были закрыться, другие хотят вынести производство за пределы Уфы – о таких планах, в частности, недавно заявила дирекция УЗЭМИКа. Что не менее важно, цеха, строившиеся в расчете на технологии середины XX века и крупногабаритное оборудование, стали не нужны с появлением современных, относительно небольших по размерам и высопроизводительных станков. Пустующие производственные корпуса со временем будут перепрофилированы или снесены, но поступать так со всей заводской недвижимостью – большая ошибка. Бывшие цеха могут стать отличной площадкой для размещения небольших производственных фирм, многие из которых работают в инновационной сфере. Пример – уфимская компания «ЕСМ», один из ведущих мировых производителей уникальных электрохимических станков. Об их качестве говорит тот факт, что в октябре первый электрохимический станок отправился в Японию, а в перспективе такая продукция будет поставляться в Южную Корею и Тайвань. История «ЕСМ» началась в подвале учебных корпусов УГАТУ, а в 2010 году при поддержке «Роснано» было организовано серийное производство, которое к 2015 году будет выпускать 470 уникальных станков. При этом производственный цех занимает относительно небольшое двухэтажное помещение на территории завода «Промсвязь». Вложив сравнительно небольшие средства в пустующие заводские корпуса, расположенные в удобных районах, имеющих всю инфраструктуру и подъездные пути, можно получить практически идеальный «инкубатор» для развития небольших производств с инновационной направленностью, зачастую не способных реализовать свои проекты именно из-за отсутствия или дороговизны помещений. - В Уфе нужно сделать ревизию брошенной инфраструктуры и просчитать возможность её использования, - считает Юрий Пустовгаров. – В качестве примера можно привести простаивающий корпус завода УППО площадью 20 тысяч квадратных метров, расположенный по улице 50 лет СССР. Он находится в конкурсном управлении, поэтому помещение можно купить за относительно небольшую сумму - около 150 миллионов рублей и дать инвесторам как инфраструктуру. В этом вопросе мы должны занимать агрессивную позицию. Ведь наличие свободных площадей напрямую определяет объем инвестиций и развитие перспективных производств.
В последние годы практически все крупные производства Уфы вошли в состав общероссийских холдингов и вертикально интегрированных компаний. С одной стороны, это хорошо - предприятия могут участвовать в реализации крупных проектов, в которые им было бы сложно войти самостоятельно. В то же время дирекция на местах утрачивает самостоятельность, а местные власти часто не могут пролоббировать интересы городских предприятий. - С вхождением в холдинги Центр принятия решений смещается в Москву, а руководителям региональных заводов бывает крайне сложно достучаться до курирующих их работу федеральных министерств, - говорит управляющий директор ОАО «УМПО» Александр Артюхов. - Поэтому нужно создать мощное региональное лобби на базе башкирского отделения Союза машиностроителей и Минпрома РБ, что позволило бы привлекать федеральное финансирование. Мы должны использовать этот шанс. Одна только программа развития авиационной промышленности РФ до 2025 года финансируется в объеме 2,3 триллиона рублей. На мой взгляд, сегодня нужно оценить все существующие федеральные целевые программы и рассмотреть возможность участия в них предприятий Уфы. С этим мнением согласен и президент Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров: - Все направления, где лежат федеральные деньги, - работа территорий. К примеру, мы потеряли часть заказов для вертолетного завода в Кумертау, после того как один губернатор пролоббировал перевод выпуска перспективных вертолетов Ка-226 на завод в Улан-Удэ. С этой точки зрения активная позиция региональных властей играет огромную роль.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|