|
РУБРИКА "Ценомер"Молочные реки
Редакция журнала «Уфа» анализирует цены. В центре нашего внимания, с одной стороны, продукты социальной группы, с другой – предметы роскоши, самые дорогие товары в своем классе, которые можно купить в столице.
Казалось бы, что может быть проще пакета молока? За год трудоспособный россиянин может выпить его 290 литров. В Уфе молоко 3,2-процентной жирности можно приобрести от 30 до 42 рублей. Во врезе сознательно не написан объем, потому как на прилавках наряду с литровыми упаковками попадаются коробки емкостью 0,9 и 0,8 литра. Самое дешевое молоко, которое нашел автор данных строк, – Дюртюлинское, а фраза на упаковке: «Не содержит порошкового молока» подкупает. Но правдива ли она в феврале-то месяце? С таким вопросом мы обратились в Аграрный университет, на факультет пищевых технологий. Помочь нам согласилась доцент кафедры технологии мяса и молока, кандидат биологических наук Ирина Миронова: - Сейчас технологии значительно изменились. Если раньше с наступлением холодов все молоко в магазинах было только порошковым, то теперь есть возможность получать круглый год и натуральное молоко. На крупных фермах создают такие условия для коров, чтобы часть поголовья давала молоко и зимой.Порошковое тоже осталось, однако, по новым регламентам, оно не может называться молоком, только молочным напитком. Часто хожу по магазинам, но отчего-то никогда не видела такой фразы на упаковке. Единственное, что может насторожить, если молоко сделано по ТУ. Технические условия дают производителю больше возможностей для изменения рецептуры, а в ГОСТе все четко: молоко делается из молока и точка. В самом по себе порошковом молоке наш спикер ничего дурного не видит. - Этот продукт используется для производства йогуртов, мороженого, его добавляют в кондитерские изделия. По калорийности оно особо не отличается от настоящего, то же количество белков, жиров, углеводов, однако, витаминов и микроэлементов там, конечно, несравнимо меньше, - говорит Ирина Миронова. При этом откровенно порошкового молока сейчас не так уж и много. Уважающие себя предприятия стараются не связываться с нарушением закона, предпочитая делать молоко, которое не портится месяцами. - Используется технология ультрапастеризации. Если во время привычной пастеризации, молоко нагревают до 70-80 градусов, то при ультрапастеризации температура достигает 130 градусов. Воздействие кратковременное, и молоко разливают в герметичную стерильную упаковку. Ничего криминального в такой технологии нет, и все больше предприятий отдает ей предпочтение, - считает Ирина Миронова. – В последние годы сильно изменилась и нормативная база. Например, сильно ужесточены требования к сырью, тому самому молоку, которое сдают фермеры на молокозаводы. Если раньше была фиксированная стоимость исходя из жирности, то теперь предъявляются требования и к определенному содержанию белков. Предприятия иногда отказываются от молока третьего сорта, им удобнее иметь дело с высококачественным сырьем. Тогда и продукт получится классом выше (и, соответственно, ценой), само же производство выходит безотходным. Так, несколько крупных компаний наладили производство сыворотки, продукта, который отечественным потребителем откровенно недооценен. Сыворотка получается в процессе производства творога, ее особенность в том, что в ней практически нет жиров, зато высокое содержание белков. То есть продукт полезный и интересный для любителей диет, но, подчеркну, такие производства требуют наличия высоких технологий. Многие сейчас выбирают парное молоко. Конечно, в нем содержатся все необходимые элементы, более того, у здорового животного оно, можно сказать, стерильное. Но в процессе дойки в парное молоко нередко попадает посторонняя микрофлора, виной тому и не очень чистые перчатки доярок, и бактерии на доильном аппарате. На заводах молоко проходит жесткий химический контроль, при покупке с рук такое, увы, невозможно. Ну а что же цена? Раньше в молочном сегменте сезонность была налицо: летом молоко дешевело, зимой дорожало. Сейчас же, в связи с технологическим прорывом и жесткой конкуренцией, время года большой роли не играет. Цена на молоко изменяется в векторе общих инфляционных процессов.
Взрослая игрушка
Сейчас можно купить любую машину. Пусть в Уфе нет официальных дилеров «роллс-ройсов» или «порше», при большом желании (и, естественно, возможности) такой автомобиль пригонят под заказ. Но и в автосалонах столицы встречаются автомобили, сравнимые по цене с хорошей квартирой в новостройке. Самую дорогую машину мы обнаружили в салоне «Мерседес». Люксовый кроссовер класса GL модель 500 4MATIC BlueEFFICIENCY продают за 5 миллионов 534 тысячи 415 рублей.
- Машина, конечно, очень хорошая, - полагает эксперт по исследованию транспортных средств департамента автотехнических экспертиз Уфимского центра судебных экспертиз Евгений Рязанов. –Относится к внедорожникам, но не надо путать внедорожник с вездеходом. Сомневаюсь, что владелец такой машины поедет на ней, к примеру, на рыбалку. Это скорее статусный автомобиль для города. Но неужели все это стоит пять с половиной миллионов рублей, особенно учитывая, что на Украине такую машину официальный дилер в пересчете на рубли продает за 3 миллиона 191 тысячу 735, а в Казахстане – за 3 миллиона 712 тысяч 200? Разница, в первую очередь, из-за пошлины. При ввозе за новую машину необходимо заплатить 25 процентов от ее стоимости. На Украине пошлина на новые автомобили составляет 10 процентов, такой же тариф в Казахстане. Есть и расчет по «кубикам» - 0,1 евро за сантиметр. Прибавьте к этому стоимость перегонки автомобиля, страховку, обслуживание самих дилерских центров и дополнительное оборудование. Все это дает надбавку почти в два миллиона рублей. Правда, цена на машины может меняться в обе стороны. В том же салоне «Мерседеса» люксовый автомобиль Mercedes-Benz S 350 4MATIC BlueEFFICIENCY Long тестовый с пробегом продают в Уфе по акции за 4 миллиона 450 тысяч рублей, а изначальная цена – 5 миллионов 91 тысяча 743 рубля. Таким образом, скидка превышает 600 тысяч, сумму, достаточную, чтобы купить бюджетную легковушку! - Тут самые главные слова «тестовый с пробегом», - объясняет Евгений Рязанов. –Потенциальные покупатели приходили, смотрели ее, катались на ней, проверяли работу всех систем, поднастраивали их под себя. То есть в полном смысле новой такую машину уже не назовешь. Тестовые автомобили есть в каждом автосалоне и везде при их покупке предусмотрены скидки. Кроме того, машина за 5 с половиной миллионов вышла с конвейеров только в конце прошлого года, модель со скидкой более ранняя. Правда, большой беды в том, что машина уже ездила, Евгений не видит. Он утверждает: люксовые автомобили отличаются удивительным качеством. - Той же стали существует множество всяких разновидностей, которые практически не подвержены коррозии, обладают максимальной прочностью. Сплавы, из которых сделаны машины бюджетных моделей и дорогих, различаются по свойствам и, естественно, по цене, - говорит он. – К примеру, болт от бюджетного автомобиля после двух-трех лет эксплуатации может просто развалиться, а сделанный из качественной стали открутится без особых проблем. Покупателей люксовых автомобилей в Уфе не так уж и много, поскольку людей, готовых взять и отдать такую сумму, единицы. - Покупка автомобиля не может рассматриваться как инвестиция, - говорит Евгений. – Как только машина выезжает из автосалона, она уже теряет в стоимости, и этот процесс постоянно продолжается. Автомобиль может стоять в гараже и дешеветь при этом, так как появляются новые модели, внедряются технологии, она просто перестает быть актуальной и по техническому решению, и по дизайну. Если ее эксплуатируют, то падение цены ускоряется. В среднем за первый год теряется 20 процентов от первоначальной цены, за три года – все 50. Но в то же время определенный спрос на люксовые подержанные автомобили в Уфе есть. В основном речь идет о машинах не старше пяти лет. По цене они сравнимы с новыми иномарками. Эксперт считает, что берут их исходя из двух соображений: качество и статус (куда же без него).
Выбирая машину, покупатели, прежде всего, голосуют рублем. В прошлом году лидером продаж стала продукция отечественного автопрома. Пользуются спросом и бюджетные иномарки. Более 40 процентов всех машин в стране берется в кредит.
Рита ЛЕСНАЯ |
|
|