|
РУБРИКА "ПРОГУЛКИ ПО УФЕ"Ах, река-рука, памяти крыло…
Мне всегда художники казались могущественнее, чем фотографы. Ведь те могут останавливать время и даже своим объективом «снять» любого сильного мира сего. Зато художники могут не только обратить время вспять или поблуждать в переулках будущего, но и сотворить совершенно новую реальность. Вот, к примеру, на картине Раиса Гаитова «Нулевой километр» художник своей волшебной кистью смог сделать то, что пока никак не под силу целому Министерству внутренних дел – убрал с улицы Ленина и Коммунистической автомобили.
-Уфа – город, в котором я влюблялся, женился, падал, поднимался, опять падал и опять поднимался, - рассказывает Раис Гаитов, пока мы с ним рассматриваем пейзажи, подготовленные художником для выставки в галерее «Мирас». – Я любил джаз, бегал на Гоголя в филармонию. А в мае каждый год уже открывал купальный сезон. Вода холодная была, но смелость берет города, а я «брал» реку. Представь - все цветет, идешь с девушкой. С беседки спускаешься, а там уже плитами мощеная набережная, разбежался по ней - и в реку. Сердце колотится, вода обжигает – восторг. Этот восторг ощущается и сейчас. В каждый городской пейзаж Гаитов добавляет брызги и витальность того юношеского восторга. Вот на фоне стадиона «Динамо» по произволу мастера вдруг появляются купола, напоминающие нам о существовавшем некогда в тех местах архиерейском доме. - У меня давно есть такая мысль – по дореволюционным фотографиям сделать серию акварели или эдакого гризайля. К примеру, есть у меня женский монастырь, сейчас там фундамент только остался, возле монумента. Ведь раньше в старой Уфе на каждом пересечении улицы стоял либо храм, либо мечеть, либо синагога. - И все же какая она, наша Уфа, глазами художника? - Понимаешь, вот сегодня очень многие любят говорить про какой-то особый уфимский дух. Но для меня он сопряжен с какой-то новорожденной чистотой и запахами. Вот представим, зима. Выходишь в тот район улицы Цюрупы, где стояли одноэтажные дома. Кругом деревянные заборчики, фонари, свежий снег. Снег чистый, потому что выхлопных газов столько не было. А если это весна, то здесь черемуха так цвела, что от запахов ноги подкашивались. Наверное, поэтому большая часть картин на выставке представляет город с его потаенной стороны - тихие дворики, сохнущее на веревках белье. Пафосные тона чужды этим уютным для человека городским миркам. - Раньше у нас ведь как вопрос стоял? – удивляется собеседник. - Архитекторы жаловались, что ГОСТы и планы им все диктуют, убивают всякую возможность творчества. Но вот пришло новое время, и я вновь спрашиваю их: «Сейчас-то вам что мешает делать настоящую красивую архитектуру?!». Нет ответа. На Чернышевского поставили этот стеклянный куб, называемый арт-галереей. А четыре классических дома снесли, оставив для потомков просто фасад, обманку. Это же вандализм! В прошлом году, когда я начал собирать материал по студенческим воспоминаниям, пошел по Аксакова. И нашел один дом, еще не снесенный. Какой-то, видимо, «морской волк» там жил или живет. Двухэтажный такой деревянный особнячок с резными окнами, а наверху якорь. У этого дома есть лицо. Своеобразие есть, своя красота, теплота. И сердце сжимается, когда подумаю, что эта теплота уйдет. Кстати, тоже интересный момент - из современных домов в поле зрения художника попали только здания так называемого сталинского ампира. Вот две «восьмиэтажки» беспечно глядят на набегающие облака, сверкая свежей, только что омытой весенним дождем краской. В настоящее время Гаитов живет и работает в Черниковке, в которой и сегодня продолжает сохраняться тот самый старый уфимский дух. - У меня есть такое изображение – улица Калинина, переходящая в Архитектурную. И в этом самом месте тот самый ампир, который так модно было ругать, смотрится неимоверно красиво и естественно. Да и сама Черниковка в районе застройки по ленинградскому проекту – застывшая гармония соразмерности. У меня есть фотографии 50-х годов, где вокруг кинотеатра «Победа» домов еще нет, но рядом с ним стоят шары, а еще поодаль четыре всем знакомые скульптурных композиции – мальчик, вытаскивающий занозу, дискобол… А на самом верху, на здании «Победы», знаменосцы стоят. Вот в этом была наполненность пространства. - А вот если Уфу попытаться представить как живое существо, это что? - Как Юра Шевчук поет: «Ах, река-рука…». Это очень точное сравнение. Во-первых, она – неимоверно длинная. А, во-вторых, ассоциируется с потоком, с движением. Причем эта река, к сожалению, меняется не в лучшую сторону. Сколько раз я уже говорил знакомым архитекторам: «Мужики, у нас Уфа на таком выгодном месте стоит». В архитектурном смысле наши горки – это же находка, которая могла бы стать концептуальной.
Раис Гаитов родился 6 января 1956 года в городе Октябрьском. В 1981-1986 годах учился на худграфе БГПИ. С 1991 года член Союза художников России. Заслуженный художник РБ с 2007 года. С 1980-го – участник и лауреат республиканских, международных и зарубежных, в том числе специальных (графика), зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Его картины хранятся в музеях и частных собраниях России, Испании, Македонии, Сербии, Болгарии, Польши, Японии, Румынии, Китая.
Владимир СОЛОВЬЕВ |
|
|