|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Два колеса и море возможностей
На заре третьего тысячелетия, когда я побывала в Германии по студенческой обменной программе, самую большую зависть у меня вызвало не магазинное изобилие. И не красивейшие церкви на каждом шагу. Самое классное было то, что множество жителей перемещались по городу на велосипедах! А сегодня большие шаги в этом направлении делает и Уфа.
-Пять лет назад в нашем городе можно было кататься только в парках. Сегодня же администрация Уфы поставила перед собой цель «закольцевать» ее – сделать так, чтобы, двигаясь по обособленной велодорожке, можно было попасть в любой район. На проспекте Октября для нас выделили дорожку, а в этом году убрали пересекавшие ее бордюры, сделав тем самым доброе дело и для мам с колясками, и инвалидов. Ведутся работы на улицах Жукова и Сельской Богородской - велодорожку на улице Хадии Давлетшиной соединяют с Сипайлово и Инорсом. В Деме сделали замечательную прогулочную дорожку, - радостно суммирует нововведения активист движения «Велоуфа», председатель Федерации велотуризма РБ Виталий Земляной. - На улице Менделеева есть обособленная велодорожка – пешеходы по ней не ходят, потому что там есть лес. Месяц назад меня попросили пройти по ней и указать, что не так – что я и сделал, и недочеты были устранены. Я этого даже не ожидал. - Единственная проблема – попасть в Черниковку… - Во-первых, туда можно будет проехать из Сипайлово, а во-вторых, мы надеемся, что через железную дорогу построят отдельный мостик для нас - ниже автомобильного, ближе к СОК «Биатлон».
Кузнечик в царстве железных коней - А вы действительно перемещаетесь по Уфе на велосипеде? И на работу тоже? - Да. Правда, мне повезло: работа недалеко от дома. Велосипед – мой способ передвижения, и я предпочитаю ехать не по нарисованной на тротуаре полосе (на ней всегда может оказаться ребенок или рассеянный пешеход – большую скорость не разовьешь), а по дороге. Я – полноправный участник движения, это написано в ПДД. И если бы все соблюдали ПДД, это было бы безопасно. - Но это не так… - Да. И зачастую аварии происходят из-за того, что правила нарушают автомобилисты. Они защищены железом со всех сторон и на нас не хотят обращать внимания. (Конечно, это не ко всем относится). Я из-за этого уже попал в аварию: врезался в машину, которая застряла на перекрестке из-за пробки. На самом деле, видя препятствие там, куда она поворачивала, водитель должна была подождать с маневром. Я перелетел через автомобиль и кубарем вылетел на дорогу – жив остался благодаря тому, что горел красный свет. Случается, что нарушают (и даже не знают) правила и велосипедисты, особенно юные экстремалы. Некоторые даже выезжают на дорогу на гоночных и трюковых велосипедах, у которых не предусмотрены тормоза. Это очень опасно. Плюс «слепые зоны», которые обычно бывают на перекрестках из-за рекламных стендов и остановочных ограждений. И велосипедист (или мотоциклист) появляется перед машиной внезапно, «из ниоткуда», и водитель ничего не может сделать… Поэтому мы настаиваем, чтобы члены сообщества соблюдали правила и пользовались шлемами. Вообще я считаю, что автомобиль как единственное средство передвижения по городу – это роскошь. Многим ехать до работы совсем не далеко – нет, все равно садятся в машину, чтобы стоять в пробках и парковаться на тротуаре или на газоне. Велосипед гораздо лучше: если вечером буднего дня скорость перемещения авто по проспекту Октября – 20 километров в час, у меня она выше, потому что я могу пробки объехать. Надо продвигать не продажи автомобилей, а велосипед и общественный транспорт. - Но все-таки велосипед - транспорт для молодых… - Я каждый вечер вижу на проспекте двоих велосипедистов, которым хорошо за 50. И они ездят довольно быстро. Это прекрасное средство для поддержания формы. А у многих автомобилистов на это «нет времени». А на пробки – есть. - Еще одна проблема - в городе практически нет велопарковок. - Недавно я был на совещании в мэрии, где всем владельцам крупных магазинов и торговых центров была дана директива установить велопарковки. На самом деле, чтобы припарковать вел, нужны какая-нибудь прочная железка и велозамок. Даже если зацепить велосипед тонким тросиком – вор уже задумается: а не поймают ли его, пока он с ним возится? Я же недавно купил замок, который перекусить очень трудно. И еще я всегда стараюсь оставлять своего двухколесного друга в поле зрения видеокамер. А раньше – затаскивал на верхний (технический) этаж здания и пристегивал к лестнице. Найти, где его оставить на работе, можно всегда – было бы желание. А большинство краж случаются с велосипедистами, которые «на две минуты» оставляют его непристегнутым у магазина. Кубок в форме колеса Весной в Уфе проводится самое крупное веломероприятие - «День 1000 велосипедистов» - пробег от Горсовета до Телецентра. Если в 2009 году в нем участвовало около 300 человек, то в следующем их была уже тысяча, а в этом году было официально зарегистрировано 3200 участников. Идея велопарада пришла к нам из городов, сегодня ставших «классическими велосипедными», - Амстердама, Копенгагена. Там любители двухколесного средства передвижения тоже демонстрировали, как их много, и требовали прав равных участников движения. В европейских городах их собирается по 20-30 тысяч, в США число участников из нескольких штатов достигает 50 и даже 100 тысяч. И в нашем городе новая страница в истории велодвижения тоже открылась благодаря этому параду. Ежегодно проходит и Кубок Велоуфы «Огонь, Вода и Медные трубы», состоящий из трех гонок по пересеченной местности: первые две, протяженностью около двух километров, – в самом городе (места каждый год меняются, чтобы не приедалось и чтобы иногородние участники не были в проигрыше). Третий этап – марафон в 50 километров в районе Аши. Участники делятся на категории: девушки (их пока не так много), спортсмены-профессионалы и «народники» (то есть любители). Приз победителю - не классический кубок, а нечто сделанное (как правило) из деталей велосипеда. Например, в прошлом году это была красивая позолоченная фигура из «звездочек» с колеса. Уже второй год те же активисты организуют и Праздник велодетства для детей от трех до 14 лет. Заданий множество: фигурное вождение, скоростные заезды, конкурс на знание ПДД, «туризм» (детям нужно было преодолеть полосу препятствий, собрать палатку). Правда, в этом году в назначенный день был дождь. Но для туристов нет плохой погоды – праздник все равно провели. В тот день на Кашкадан пришло около 200 детей. Также Уфа – центр веломарафонов, или бреветов, которые проводит клуб «Альтаир»: на 100, 200, 300, 400 и 600 км. Думаете, 100 километров может проехать только спортсмен? Это неверно. Вот марафон Париж – Брест – Париж (1200 километров, контрольное время – 90 часов) – действительно только для закаленных спортсменов. И в нем регулярно участвуют и показывают хорошие результаты спортсмены из нашей республики. А дистанция в 100 километров вполне по силам тому, кто тренируется три раза в неделю. - Я считаю: если человек не посчитал заранее, что не сможет, а вышел на старт и боролся – он уже победил, - говорит Дмитрий, «второклассник» велосипеда и участник марафона. - Конечно, было тяжело, и я чуть не бросил все это дело. Но все-таки финишировал. Рюкзак - перрон - лес! Однако изначально уфимское велосообщество (в прошлом году отметившее свое пятилетие) было создано туристами, для которых «велосипед начинается там, где кончается асфальт». Поэтому и передвигаются они на горных велосипедах (mountinbikes), приспособленных к езде по пересеченной местности. В середине лета туристов в городе застать трудно - их председателя, например, в городе удерживает лишь то, что недавно у него произошло прибавление в семействе. Мы, собственно, и встретились в помещении старейшего в Уфе турклуба «Спутник». Если среда здесь – день пеших туристов, то четверг теперь официально принадлежит велосипедистам. Зимой и ранней весной здесь проводится школа: новичкам рассказывают об особенностях велопоходов. На практических занятиях будущие покорители просторов учатся разжигать костер, форсировать реки и даже чинить велосипед в походных условиях. (Оказывается, это не так сложно – просто нужно иметь с собой хотя бы минимальный набор из 22 ключей-шестигранников). Здесь же после походов проводятся туристские точки: участники рассказывают, кто где побывал, демонстрируют фото и фильмы о своих приключениях. Недавно группа наших товарищей из Уфы прошла велопоходом по Китаю, другая - совершила зимний поход по Байкалу – представляете сложность задачи? Озеро, конечно, замерзает, но трудность в том, что замерзает оно неравномерно - образуются торосы метровой высоты. Однако и люди туда пошли подготовленные и хорошо снаряженные. «Ну а мой самый запоминающийся поход – в 2010 году, по Южному Уралу, - вспоминает Виталий Земляной. - Причем тогда я не был таким уж опытным, да и велосипед был довольно простой. Мы доехали на поезде до Златоуста и за семь дней прошли около 470 километров; в заповеднике Таганай посетили несколько просто дух захватывающих вершин. На саму вершину на веле не заедешь – мы оставляли их в укромном месте и шли налегке, разумеется, несколько раз заблудились, по дороге ели чернику, ежевику - сейчас как раз самый ягодный сезон… - мечтательно вздыхает собеседник. - Потом посетили хребет Нурали, где берет начало река Миасс, и хребет Аваляк, к которому примыкает массив Иремель. Мои товарищи поднялись и на сам Иремель, а вот у меня сил уже не хватило, и я поехал за продуктами. Нас было четверо: трое парней и одна девушка. И могу сказать: самое интересное в любом походе - компания. С этими людьми мне было бы интересно везде». А глава Союза велосипедистов республики Станислав Сырыгин сейчас путешествует по Европе - по тем самым «велосипедным» городам, о которых было упомянуто. Приедет - покажет фильм о своем путешествии. Уходят в отрыв Наездник на «детском» велосипеде (таким он кажется из-за небольших колес) заезжает на парапеты, запрыгивает на всевозможные препятствия, съезжает по лестнице, разгоняется на глинистой горке и переворачивается в воздухе… Кажется, что законы Ньютона отменили и для него нет ничего невозможного. Не обходится, правда, и без падений… Все это BMX - ВелоМотоЭкстрим (или веломотокросс) – спорт, зародившийся в США вслед за собственно мотокроссом. Троих адептов этого набирающего популярность спорта я встретила около Конгресс-холла - недалеко от скейт-парка. - Какими элементами вы уже овладели? - поинтересовалась я. - Банни-хоп (прыжок), фейк (езда назад), мануал (езда на заднем колесе), 180 (прыжок с разворотом на 180 градусов), - перечисляет Тимур Еникеев. - А где тренируетесь? Здесь, в скейт-парке? - Здесь тоже, но для нас это пока сложновато. Здесь установлены элементы рампы (они похожи на четвертинки огромной разрезанной трубы) - разогнавшись и заехав на них, байкер на скорости вылетает вверх и выполняет трюки. Эта дисциплина называется верт (от vertical). А мы занимаемся больше стритом, парком и дёртом - прыгаем и заезжаем на препятствия на улице. А дёрт - это езда по грунтовой дороге с горками и другими препятствиями. Самодельная трасса для дёрта есть в лесу за санаториями на улице Зорге. - Много мальчишек сейчас этим занимается? - Очень много. Единомышленников встречаем каждый день. У нас есть и более крутые байкеры, которые подсказывают, как выполнять трюки, плюс обучающее видео в Интернете. Еще одно экстремальное направление, которое у нас развивается, - downhill (скоростной спуск): ребята скатываются с крутых склонов на время. Практически прыжок без парашюта. У них тоже есть свои соревнования и своя школа. А дни, проведенные без поездок, называются у приверженцев велосипеда «матрасом». Читатель! Давай и мы с тобой скажем «матрасу» решительное «нет»! И отправимся кататься. Или пойдем в поход. Любой. Ведь лето такое короткое.
… И ветер в волосах
«Захотелось разнообразить обычные покатушки и потренироваться. В качестве соревновательного элемента было выбрано прохождение фиксированного маршрута на время. Подходящим оказался маршрут, который удовлетворяет следующим критериям: 1) закольцован; 2) доступен из разных частей города; 3) полностью проезжается в седле (даже новичками); 4) минимум асфальта и минимум трафика; 5) рельеф без больших перепадов высот; ..7) ориентировочное время прохождения 2 часа». Такое объявление недавно разместили на велопортале столицы любители коротких велосипедных прогулок по городу и его окрестностям. Группа «Уфа-Велосипед» появилась в прошлом году, с тех пор ее численность выросла от 10 до примерно 40 человек. В данном случае маршрут пролег через точки Док – Федоровка – Елкибаево – Дудкино - Док (включая 4 переправы). «Золотым» чемпионским временем был назван результат в полтора часа. Стартовать одновременно, даже чтобы посоревноваться, сейчас необязательно: в качестве результата принимаются GPS-трек в виде файла или ссылка на онлайн-сервисы, способные отслеживать перемещения. Некоторым участникам удалось вплотную приблизиться к «золоту». - Получил массу удовольствия, проезжая некошеные луга с волшебным запахом полевой клубники, свежескошенные луга, в одном месте было поле пшеницы (очень красиво!) и поле собранного сена. Очень понравилась дорога вдоль озера Онучино - грунтовка с поперечными волнами метров по пять длиной. На скорости прикольно ехать. Надо там покататься с семьёй, много тихих мест у воды, - делится впечатлениями участник под ником Patro. - Правда, мешала висящая над дорогой пыль от проезжающих машин на грунтовках между садами. Ну и кучи то ли глины, то ли чего еще - скорость съели. Во вторник собираюсь по уже прокатанной дорожке уложиться в задекларированные 1:30. Кто хочет посоревноваться очно - присоединяйтесь, буду рад!
Желающие найти попутчиков для велопрогулок по Уфе могут это сделать на форуме «Велоуфы» (тема «Покатушки»).
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|