|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Адвокаты милосердия
Участие, милосердие, готовность прийти на помощь - для воспитанников Башкирского медицинского колледжа вовсе не абстрактные понятия, а смысл всей их последующей жизни. Профессию, которую они выбрали, вернее было бы назвать миссией. В преддверии 1 сентября мы побывали в этом старейшем профессиональном учебном заведении столицы.
Абитуриенты Середина августа. У студентов – каникулы, а вот для поступающих - самая горячая пора. Алина Равилова из поселка Прибельский Кармаскалинского района подала документы в начале июля, а сегодня приехала узнать, насколько велики ее шансы на поступление. Мы застали ее у стенда, где цифры о количестве претендентов меняются каждый день. Все специальности пользуются популярностью, в приоритете, как и везде, - бюджет. В этом году впервые набор осуществлялся не по итогам вступительных экзаменов (русский язык – диктант, биология и химия – устно) и результатов ЕГЭ, а по среднему баллу аттестата. Алина окончила 9 классов на «четверки» и «пятерки», получилось 4,3. - Хочу поступить на факультет «Сестринское дело», - делится абитуриентка, - но боюсь, что с этими баллами не пройду – конкурс большой. - Действительно, большой, - подтверждает слова девушки исполняющая обязанности ответственного секретаря приемной комиссии Гузель Хайдарова, - на 60 бюджетных мест подано около 800 заявлений. Уфимцев и иногородних примерно пятьдесят на пятьдесят. Алина приехала не одна, а с одноклассницей Элианой Хасановой. Вместе учились в школе, не хотят расставаться и сейчас. - У нас в поселке с работой трудно, - говорят девушки, - устроиться можно только на сахарный и молочный заводы. Ежегодно в колледже получают дипломы более 400 специалистов. Подготовка ведется по шести направлениям: лечебное, акушерское, сестринское и медико-профилактическое дело, лабораторная диагностика, фармация. В учебном заведении профессию массажиста могут освоить инвалиды по зрению, а глухие и слабослышащие - стать специалистами по лабораторной диагностике. - Особенно много поступающих на базе 9 классов, - комментирует итоги этого года Гузель Хабибовна. – подавляющее большинство - из районов республики. Из-за оптимизации количество школ сократилось, и ребята едут в Уфу, чтобы получить и образование, и специальность. Немаловажным фактором является и то, что, получая диплом о специальном среднем образовании, они не сдают ЕГЭ. Учеба в колледже требует хороших знаний по химии и биологии. - У меня по этим предметам «четверки», - говорит абитуриентка из Авдона Вика Левченко, - от подружек знаю, что учиться здесь сложно: нужно запоминать много различных терминов, особенно по анатомии. Получив специальность медицинской сестры, собираюсь работать в косметическом кабинете, как и моя тетя. Перспектива проживания в общежитии девушку не пугает. Для нее это возможность стать самостоятельной. Два здания (пяти- и 12-этажное), примыкающие к учебному корпусу, рассчитаны на проживание 850 студентов. Условия вполне приемлемые: в комнате - два-три человека, на каждом этаже душевые и кухня. Кто-то готовит сам, кто-то питается в столовой. Плата за год чисто символическая – 3650 рублей. Многим родители снимают квартиры. Поступившие на бюджет обеспечиваются местом в общежитии. Преподаватели Учитель русского языка и литературы Индира Мавлютова работает в колледже пять лет, а ее педагогический стаж – почти 30. - Мне есть с чем сравнить. Школьники не так мотивированы, как наши дети. У них есть цель, желание получать знания и трудиться намного сильнее, - говорит она. – Наши студенты знают, чего хотят. Заблуждение, что такие дисциплины, как русский язык, культура речи, литература – не главные для будущих медицинских работников. От умения общаться, расположить к себе зависит выздоровление больного. Слово - тоже лекарство. Действительно, найти подход к пациенту, успокоить его, убедить в применении той или иной манипуляции играет первостепенную роль. Профессия фармацевта требует знания психологии (как медицинской, так и общей). Аптекарь – специальность на стыке медицины и бизнеса. - Если медсестра не знает элементарных вещей, - продолжает преподаватель русского языка, - я могу усомниться и в ее профессиональной компетентности. Из 25 человек в группе 101-ф, которую курирует Мавлютова, только четверо из Уфы. Ребята поступили в колледж на базе 11-ти классов на лечебное отделение. В перспективе они могут вести самостоятельную медицинскую деятельность, работать на «скорой помощи» или в фельдшерско-акушерских пунктах в районах республики. - Если сравнивать нынешних студентов с ребятами, окончившими училище 15-20 лет тому назад, то они более информированы. Но порой не умеют сформулировать свои мысли и грамотно их аргументировать, - делится Ирина Галиева, преподаватель гуманитарных дисциплин. - Это беда современных детей. Поэтому развитие коммуникативных качеств – задача приоритетная. Давно не секрет, что современные молодые люди более практичны, чем их предшественники: сегодня идут в те профессии, которые востребованы и могут принести дивиденды. Но медицина – особая территория, где милосердие предполагается априори. Преподавателям колледжа, как и всем смертным, приходится обращаться к врачам. Своих бывших учеников они могут встретить практически везде: в Республиканской клинической больнице имени Куватова, в Кардиоцентре, в клинике БГМУ, в городских поликлиниках. Так случилось и с преподавателем хирургии Светланой Просвирниной (кстати, тоже выпускницей БМК). Ей понадобилась консультация. Доктор оказался ее бывшим выпускником. - Я на себе ощутила результат своей педагогической деятельности, - шутит она. – Такими учениками можно только гордиться. Состоялись в профессии Румия Идрисова – операционная сестра в Кардиоцентре, Лилия Хамадуллина - заведующая отделением 21-й больницы, Элеонора Протасова – главная медсестра больницы №5. - Мы уже третий год работаем по новым образовательным стандартам, предполагающим практико-ориентированное обучение, - объясняет заведующая отделением лабораторной диагностики и медико-профилактического дела, преподаватель гигиены труда и профессиональных болезней Татьяна Гайнуллина. - Это одно из требований работодателей. В связи с этим увеличилось количество практических занятий. Лабораторные техники и медицинские технологи более углубленно изучают специальные предметы. Без IT-технологий уже трудно представить себе современную медицину, коснулись они и лабораторных анализаторов. Эти приборы оптимизируют процесс исследования того или иного биологического материала и требуют минимум времени на его выполнение. Раньше все анализы проводились вручную, процесс был трудоемким, а результат не всегда объективным. Последние модели аппаратов выполняют исследования высокой точности, но тем не менее нуждаются в контроле специалиста. Поэтому их квалификация должна быть высокой. В колледже есть свой лабораторный тренинг-центр, где можно осуществлять четыре вида исследований: микробиологический, биохимический, гематологический и гистологический. В 2012 году восемь глухих и слабослышащих выпускников сдали госэкзамен на «отлично». Стоит сказать, что таких студентов на всех лекциях и практических занятиях сопровождают сурдопереводчики. Также в штате - учитель-дефектолог, формирующий правильное произношение. Интеграция в социум – одна из составляющих работы с такими студентами. Если раньше учащиеся сдавали дифференцированный зачет в рамках госаттестации у постели больного, а комиссия оценивала правильность манипуляций, то теперь по ФГОСам промежуточная аттестация проходит в присутствии работодателя непосредственно в медицинском учреждении или моделируется при возможности в колледже. Также со следующего года выпускникам предстоит защита квалификационной дипломной работы. Об уровне знаний и навыков говорит тот факт, что студенты колледжа - победители различных профессиональных конкурсов. Из последних побед – первое место по лабораторной диагностике в Приволжском федеральном округе Земфиры Ишмуратовой. Артур Аглиуллин окончил колледж четыре года назад, он инвалид по слуху, работает в больнице №21. Коллеги молодого человека отзываются о нем как о добросовестном и педантичном лабораторном технике. В диагностике, где от точности анализа зачастую зависит жизнь человека, такие качества на вес золота. Студенты Представители сильной половины человечества в колледже в подавляющем меньшинстве. Тем более интересно, что их привело сюда. - Мне кажется, что это как раз мужская профессия, - говорит второкурсник факультета «Сестринское дело» Ринат Такиев. – Знаю это от своей мамы. Она – операционная сестра. Видя, насколько это тяжело и ответственно, юноша тем не менее решил пойти по ее стопам. - В перспективе собираюсь поступать в университет, но сначала хочу приобрести опыт, - говорит Ринат. Карина Даутова с детства хотела стать медсестрой. - Уколы уже делаю, правда, пока своим близким, - улыбается девушка. – Определиться с профессией мне помог сериал «Доктор Хаус». Конечно, я понимаю, что действительность совсем другое дело, но цель одна - помочь больному. Через год Виолетта Мальцева окончит колледж. В ее планах – поступление на лечебный факультет БГМУ и работа в больнице. - Уже после первой практики поняла, какое нужно иметь безграничное терпение, - признается студентка, - к каждому надо найти подход, особенно к старикам и детям. В колледже уже сложились целые династии. По стопам своих мам пошли Альбина Валеева, Алина Шаяхметова, Ильдар Бурханов, Диана Янурова, Анна Шафранова. Музей Первокурсники начинают свое знакомство с колледжем с музея. Нас материалы, собранные здесь, тоже заинтересовали. Учебники по терапии, анатомии начала ХХ века, протоколы заседаний общества уфимских врачей, копии архивных документов, медицинский инструментарий, аптечная посуда – все это собиралось не одним поколением преподавателей. История первого учебного заведения такого типа в Уфимской губернии уходит в 1908 год. Именно тогда в нашем городе появилась женская акушерско-фельдшерская школа. Принимали всех желающих. В архивах сохранились фамилии первых учениц: от 16 до 30 лет. Один из основателей школы и ее первый директор Александр Ипполитович Подбельский - выпускник Казанского университета. Он долгое время работал за границей и имел огромный опыт борьбы с различными эпидемиями. Первый хирург Уфы Анатолий Львович Нагибин и врач Дмитрий Александрович Воздвиженский, европейски образованный человек, переводивший с иностранного специальную литературу, – тоже стояли у истоков зарождения. Глядя на фотографии отцов-основателей, невольно проникаешься уважением к этим людям, которые не только были блестящими профессионалами, но и обладали высокими нравственными качествами. Доктора совмещали преподавательскую деятельность с врачебной практикой. Часто занятия проходили в больницах и аптеках. Первый выпуск учениц состоялся в 1912 году. Документы сохранили сведения о том, в какие земские больницы они отправились помогать страждущим. В годы Великой Отечественной войны техникум выпустил более 500 медицинских работников, многие ушли на фронт. В их числе - Раиса Мухамедьярова, Халида Арсланова, Мария Литвина и многие другие. Нынешнее поколение студентов не забывает свою историю. Линар Камалетдинов, Анна Злобина, Катя Бехтерева, Светлана Щукина, Андрей Дохович – бывшие и нынешние студенты занимаются исследованием медицинского дела в республике. Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов, отмечая самоотверженный труд сестер милосердия в Крымской войне, назвал их адвокатами больного. Эту благородную миссию продолжает нынешнее поколение медицинских работников.
Коллектив колледжа стал победителем Всероссийского конкурса в номинации «Лидер в социальной реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья - 2007», в 2009 году - лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество»» в номинации «100 лучших ссузов России», включен в национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России - 2009». Директор колледжа Руслан Хазипов отмечен нагрудным знаком «Директор года-2009».
Становление и развитие образовательного учреждения связано с именами ведущих врачей Уфимской губернии: А.И. Подбельского, А.Л. Нагибина, Ч.Ф. Ястржембского, Б.П. Ручинского, П.П. Чебышева, Д.А. Воздвиженского, П.К. Пашкевича, Я.М. Маршалова и др. Менялись времена и вместе с ними названия образовательного учреждения: Уфимская фельдшерско-акушерская школа, Башкирский медицинский техникум, вновь фельдшерско-акушерская школа, затем Уфимское медицинское училище №1. В 1992 году оно приобрело статус колледжа. Его материальная база представляет собой комплекс, состоящий из двух учебных корпусов, двух общежитий на 850 мест, столовой, актового, спортивного, тренажерного и читального залов, тира, библиотеки, спортивной площадки.
Светлана Янова |
|
|