|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ" Валентина Мещерякова: «Оценки себе ставлю за каждый урок…»
Увлеченно дискутируя о построении гражданского общества, мы частенько умудряемся проглядеть очевидные решения этих задач. А ведь Булгаков давно сказал: «Разруха не в клозетах, а в головах». И, пожалуй, единственный способ действительно создать гражданское общество - строить его в головах наших детей. И главный «строитель» лучшего будущего страны – Учитель. Валентина Ивановна Мещерякова посвятила этой профессии 43 года, тридцать из них ведет уроки в начальных классах школы №49. За многолетнюю педагогическую работу ей присвоено звание «Отличник народного образования Республики Башкортостан».
-Как вы стали учителем? - Еще школьницей знала, что непременно буду работать в школе. Первая моя учительница в школе №8 на улице Белякова - Аврора Константиновна Копейкина – привила интерес ко всем предметам, мне нравилось учиться. Но в большей степени для меня была примером директор школы №21 Юлия Ивановна Иванова. Сегодня ей уже идет восьмой десяток, но мы по-прежнему рады друг друга видеть, часто общаемся. Она стала для меня в жизни гораздо больше, чем просто учитель. - Чем она вас так увлекла? - Прежде всего - своими насыщенными уроками русского языка и литературы. Мы не «проходили» писателей и поэтов, а рассуждали об их творчестве, анализировали поступки героев, много читали, писали неформальные сочинения. Без книги, в том числе и педагогической литературы, не представляю своей жизни. Когда готовлюсь к урокам, непременно стараюсь заглянуть в методические пособия, чтобы интереснее преподнести тему. Иногда говорят, мол, зачем мучаешься, столько лет работаешь в школе - и так все знаешь. У меня, конечно, есть сквозные планы, в них заглядываю, но все равно каждый раз хочется почерпнуть что-то новое, чтобы детям было интересно и понятно. Мои ученики еще маленькие, но очень любопытные, бесхитростные и большие выдумщики. Отовсюду на них обрушивается огромный поток информации, важно, чтобы они в нем не «утонули». Мне с ними интересно, а им - со мной. Если урок прошел так, как задумывался, ставлю себе оценку «отлично». Я каждый день оцениваю себя. - Кто такой учитель в глаза х современного общества? Одни считают, фанатик своего дела, воспринимаемый окружающими как «человек со странностями», другие видят в нем неудачника, который не смог добиться ничего, кроме скромной жизни на скромную зарплату… - Мне трудно об этом судить. Скорее всего, я отношусь к первым. Видимо, в силу возраста я не чувствую, что статус учителя понизился. А может, просто везет? Судьба меня сводит с детьми, у которых хорошие и понимающие родители. А ведь статус учителя в обществе в определяющей степени формируют именно они. Если взрослые пренебрежительно отзываются о педагоге дома, обсуждают личную жизнь в присутствии детей, то, естественно, и у учеников формируется пренебрежительное отношение. Тогда взаимные обиды просто неминуемы. К счастью, ни с детьми, ни с их папами и мамами у меня конфликтов не бывает. На первом родительском собрании, знакомясь, всегда говорю: «Нам с вами делить нечего. У нас общая задача – дать ребенку знания, и его воспитанием будем заниматься вместе». Сегодня ко мне на уроки идут уже внуки. - Наверное, и свои внуки есть, хватает ли времени на них? - Моя родная внучка-второклассница, учится в этой же школе, но учительница у нее другая. Есть еще и внучка помладше. Я для них, конечно же, в первую очередь бабушка. - Что, помимо знаний, вы стараетесь дать детям, какие чувства воспитать? - На этот счет есть замечательная поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Она должна стать настольной книгой воспитанников детских садов и учащихся младших классов. На каждом уроке, хотя у нас есть и специально отведенные классные часы, непременно проводим беседы на разные житейские темы. Ведь нестандартные ситуации возникают постоянно и во время урока, и на перемене. Один отвечает, другой с места его старается перекричать. Глядишь, на следующий раз выскочка дождется своей очереди отвечать. Или драки мальчишек на перемене – поди разберись, кто первый начал, кто виноват?! Внушаю ребятам, что мы должны жить, как одна большая семья и горой стоять друг за друга. - Если сравнить детей сегодняшних с теми, кто у вас учился десятки лет назад… - По большому счету они одинаковые: искренние, любопытные. Но в то же время стали более раскованными, иногда такие вещи можно услышать из уст третьеклассника, что просто диву даешься. - Педагогический стаж - более 40 лет, можно бы отправиться и на заслуженный отдых. Или усталости не чувствуете? - Как подумаю, что могу остаться без школы, без детей, то даже страх берет. Получилось так, что в сентябре заболела. Каждый день подходила к окну и смотрела: вот ребятишки с портфелями спешат в школу, потом возвращаются, а у меня кошки на душе скребут. Кажется, если брошу любимую работу, то жизнь остановится. Так что ни маленькая пенсия, ни зарплата влекут меня в школу. А, как бы это банально ни звучало, - любовь к профессии и желание быть с детьми. У каждого человека есть свое предназначение в жизни. Мое - быть учителем.
Светлана КИЯШКО. |
|
|