ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Инвестиции - в копилку
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание президиума правительст...

Бизнес защитят
Начала свою работу Общественная приемная по защите прав предпринимателей. Она на...

Шаг к мосту

Начаты работы по строительству второго Затонского моста. На левом берегу Белой ...


Метели не страшны
Коммунальная техника в Уфе к зиме полностью готова: это показал прошедший на площ...

Кто крайний?
В республике заработала электронная очередь для граждан, поставленных на учет в к...

Победа в Москве
Два уфимских проекта вышли в суперфинал предпринимательского конкурса «Бизнес и...

Аллеи Инорса
Во время экологической акции по озеленению микрорайона Инорс посажено 200 деревье...

Врачи - на учебе
В течение двух недель неонатологи и акушеры-гинекологи из уфимских роддомов и дет...

Слово Мустая
Одним из значимых событий октября стало открытие памятника Мустаю Кариму.
Буду...


Еще одна Ночь…

3 ноября (с шести вечера до полуночи) пройдет Всероссийская акция «Ночь искусств...


Джазовый ноябрь

В филармонии пройдет вечер «Осенний джаз», на котором меломаны смогут насладит...


Чарующая мозаика

14-15 ноября в галерее народного искусства «Урал» пройдет награждение победителе...


День победы
Питерский СКА - лидер турнирной таблицы и один из самых сильных клубов в России - в ...

«Гладиаторы» на арене
Всероссийский турнир по бодибилдингу и фитнесу «Мистер Урал» вновь пройдет в баш...

Несите огонь, Прометеи!
Огонь Олимпиады приближается к Уфе. За 123 дня факел преодолеет более 65 тысяч килом...

«Кадыровцы» - на пьедестале
Сильнейшие гонщики республики боролись за звание чемпионов Башкортостана. Сорев...

Попали в финал

Стали известны имена всех финалистов волейбольного Кубка России памяти Конста...


Ретрокалейдоскоп
200. «24 октября [5 ноября нов. ст.] на Белой пошёл весьма сильный лёд, коим вырвало пол...




     №11 (144)
     ноябрь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Под стук колес


В железнодорожном сообщении Уфы намечаются серьёзные перемены. Уфимский участок Транссиба может взять на себя часть внутригородских пассажирских перевозок, обеспечив возможность в час пик добраться от Шакши до центра всего за тридцать минут. Кроме того, запланированное строительство рокадного ответвления скоростной магистрали ВСМ-2 с выходом на Уфу позволит путешествовать в Москву, Казань и Екатеринбург со скоростью до 400 километров в час. 

Идея внутригородской электрички напрямую связана с так и не реализованным проектом уфимского метро. Решение о строительстве в Уфе метрополитена комиссия Госплана СССР одобрила в 1981 году, практически сразу после того, как население столицы перешагнуло через миллионный рубеж. Эксперты признали, что из-за стесненности дорожной сети поездка на работу на общественном транспорте занимала в среднем от 46 минут до 2,5 часа. В принципе, Уфа вполне могла получить первый участок метрополитена от станции «Бензин» на границе Черниковской промзоны до бульвара Славы уже через 8-10 лет, но в судьбу проекта вмешался разразившийся экономический кризис и последующий развал СССР. В самом конце 80-х советское руководство решило приостановить все работы по подземному транспорту в десяти крупнейших городах страны, в том числе и в Уфе. Все попытки городских и региональных властей получить в Москве финансирование «подземки» к успеху так и не привели. В итоге при очередной корректировке Генплана в 2006 году пункт о строительстве метрополитена был исключен, а недавно его проект окончательно сдали в архив.
Главной и по сути единственной причиной отказа от строительства метро в Уфе стала его дороговизна и отсутствие источников финансирования. По самым общим подсчетам, на строительство и пуск в эксплуатацию первого 7-километрового участка уфимского метрополитена от Черниковской промзоны до начала проспекта Октября может понадобиться около 30-35 миллиардов рублей. Общая стоимость почти 17 километров подземки от станции «Бензин» до Гостиного двора превысит 50 миллиардов рублей! Как показала практика, найти такую сумму самостоятельно не сможет даже самый богатый российский регион.
Удаленный доступ
Когда перспективы строительства метрополитена в Уфе становились всё более туманными, городские власти начали искать варианты более дешевых альтернатив на основе систем скоростного наземного транспорта. В 2004 году занимавшийся проработкой уфимского Генплана институт «Ленпромстройпроект» предложил использовать для внутригородских перевозок участок железной дороги, проходящий вдоль берега Белой. Таким образом планировалось соединить Дёму и спальные районы центральной и южной Уфы с Северной и Лихачёвской промзоной, где трудится около 150 тысяч человек.
В 2005 году был разработан проект линии городского электропоезда (наземного метро) с 17 станциями от аэропорта до Шакши. При этом предусматривалась реконструкция существующих станций и строительство трёх новых: «Баланово» рядом с перспективной застройкой в Дёме, «Затонская» в районе одноименного автомобильного моста и «Бельский парк» в точке, ближайшей к проспекту Октября. Проблему доставки пассажиров к станциям, расположенным в пойменной низине, планировалось решить с помощью специальных эскалаторов. На станции «Правая Белая» при высоте подъёма 45 метров длина эскалатора должна быть 60 м, «Затонская» - 92 и 400 м, станции «Бельский парк» - 58 и 200 метров.
Хотя из-за сложности исполнения и дороговизны эти планы так и не воплотились в жизнь, в сентябре прошлого года по предполагаемому маршруту «наземного метро» была запущена городская электричка от железнодорожного вокзала до Шакши. По маршруту ходили четыре пары поездов, стоимость взрослого билета составляла 36 рублей, время в пути – 33 минуты. Результат был вполне предсказуем – из-за удаленности и неудобства остановок за два месяца в поездах проехала всего тысяча человек, и уже в ноябре городская электричка была отменена из-за невостребованности.
Интегральная концепция
Несмотря на первую неудачу, уфимские власти не отказались от идеи использования железнодорожных путей для внутригородских перевозок. Но для её успешной реализации будут решены две основные проблемы: неудобство посадочных платформ и отдаленность железнодорожных путей от сложившихся в городе транспортных потоков. С Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги достигнута договоренность о реконструкции семи станций электричек в границах Уфы, причем три из них - «Спортивная», «Парковая» и «1629 километр» - будут превращены в транспортно-пересадочные узлы. Со своей стороны город возьмет на себя вопросы благоустройства прилегающих территорий, организации парковок и создания подъездных путей для автотранспорта.
- Транспортный узел должен дать пассажирам возможность прямой пересадки с электрички на автобус, маршрутное такси или личный автомобиль, - говорит начальник отдела транспорта администрации Уфы Анвар Минибаев. – Сейчас такой узел создается на базе станции «Спортивная», расположенной недалеко от стадиона «Гастелло». Идёт подготовка площадки для стоянки автобусов: они будут ходить как со стороны улицы Интернациональной, реконструкция которой завершится в следующем году, так и от Трамвайной. Для этого между двумя магистралями будет создан специальный проезд. Сама станция получит теплый павильон, где можно будет отдохнуть в ожидании поезда и посетить буфет. Уже на будущий год аналогичные работы начнутся на станции «Дёма», вокруг которой появятся перехватывающие парковки для легковых машин.
К ряду платформ городской электрички пассажиров будут подвозить специально организованные автобусные маршруты. К «Правой Белой» будут ходить маршрутки от остановки «Музей Нестерова». Доставку пассажиров планируется организовать к станциям «Парковая», «Черниковка», «Шакша» и некоторым другим.
При относительно небольших затратах эта программа должна обеспечить доступность железной дороги для городских пассажиров, что наверняка быстро оценят те, кто вынужден каждый день добираться на работу через весь город. К примеру, автобус-экспресс №59э от Шакши до железнодорожного вокзала в среднем идёт полтора часа, а электричка – 35 минут. 226-й маршрут при отсутствии пробок добирается от стадиона «Гастелло» до БГУ больше часа, электричка – вдвое быстрее. По утвержденным планам, завершение реконструкции станций и создание пересадочных узлов намечено на будущий год, а регулярное движение городской электрички по маршруту Дёма - Шакша может начаться уже в 2014-2015 году.
Выход - в обходе
Модернизация станций и создание пересадочных пунктов, безусловно, повысит популярность электрички у горожан. Однако на удобство расписания «наземного метро» по-прежнему будет влиять большая загрузка уфимского участка Транссиба, прежде всего движением грузовых транзитных составов. Через Уфу ежегодно следует около 190 миллионов тонн различных грузов, причем половина из них не требует обработки вагонными депо, а 15 процентов представляют собой опасные вещества: нефтепродукты, химию и т.д., создающие серьезную угрозу для прилегающих к путям городских кварталов.
Кардинальным решением всех проблем могла бы стать реконструкция ветки Южного железнодорожного обхода Уфы. Эта 52-километровая магистраль была построена в 1985 году. 34 километра ее протяженности составляют двухпутные рельсы, 18 км – однопутные, что существенно ограничивает пропускную способность. По предварительным расчетам, затраты на строительство вторых путей на участке Дема - Иглино, в том числе возведение трёх мостов через реки Белую, Тауш и Юрмаш, составят около 5 миллиардов рублей. Реконструкция Южной обходной ветки позволила бы повысить скорость поездов с 40 до 80 километров в час, увеличить пропускную способность линии до 80 пар составов в сутки и освободить пути для городской электрички.
Однако реализовать столь крупный транспортный проект только за счет республики крайне сложно. Для этого необходимо федеральное финансирование либо заключение соглашений на основе государственно-частного партнерства, в том числе с участием крупных промышленных предприятий, получающих преимущества от роста оборачиваемости вагонов. Сейчас вопрос поиска инвестиций стоит на повестке дня: реконструкция Южного обхода разгрузит внутригородские пути и позволит создать в Уфе во многом уникальную для России скоростную транспортную систему, связывающую центр и самые отдаленные части третьего по протяженности города страны.
Скоростной вагон
Если на востребованность электричек влияет прежде всего уровень автомобилизации, то популярность поездов дальнего следования зависит от доступности авиаперевозок. В последние годы число россиян, предпочитающих путешествовать по воздуху, а не по земле, стабильно растет. Во многом это связано с отсутствием в нашей стране скоростных железных дорог. Максимальная скорость движения поездов, за исключением скоростной ветки Москва - Санкт-Петербург, составляет 140 километров в час, а средняя – меньше ста. В то же время в развитых странах большинство пассажирских перевозок идёт по обособленным скоростным и высокоскоростным магистралям, где поезда разгоняются до 200-400 километров в час.
Изменить ситуацию призвана высокоскоростная магистраль ВСМ-2, соединяющая Москву, Казань и Екатеринбург. Данный проект ориентировочной стоимостью 2,5 триллиона рублей предполагает создание 1660 километров высокотехнологичных железнодорожных путей, по которым пассажирские поезда смогут ходить со скоростью до 400 километров в час, что вполне сравнимо с данными самолетов, работающих на межрегиональных маршрутах. Финансирование строительства предусматривается по схеме частно-государственного партнёрства с использованием средств госбюджета, частных инвесторов, Фонда национального благосостояния, Пенсионного фонда и привлечённых кредитов.
Поскольку в проект ВСМ-2 включен и Башкортостан, в августе-сентябре в Уфе прошло несколько публичных слушаний по оценке воздействия будущей магистрали на окружающую среду, кроме того, специалисты пояснили общественности ряд особенностей проекта. Магистраль проектируется полностью обособленной – на одном уровне с ней не будет пересекаться ни одна автодорога или пешеходный переход. Автомобильные путепроводы будут строиться над путями, пешеходные – под. Защитная зона составит 750 метров, при этом все жильё, расположенное ближе 100 метров, будет расселяться. Кроме того, на путях установят систему безопасности, в том числе с использованием тепловизоров, позволяющих отслеживать случайное появление на рельсах людей и животных.
- Скоростным поездам для остановки нужно 5 километров, в то время как обычным хватает и двух, поэтому рельсовый путь проектируется максимально прямой, а промежуточные станции будут располагаться не чаще, чем через 70-100 километров, - говорит начальник отдела Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Олег Гилев. – Другой особенностью магистрали станет бесшовное соединение рельсов, практически исключающее характерный шум при движении поездов.
Оптимальный доступ
По территории Башкортостана ВСМ-2 пройдет всего около 90 километров. Для доставки пассажиров из Уфы будет создана отдельная рокадная ветка, со скоростью движения до 200 км/ч, которая соединится с основной магистралью в Татышлинском районе недалеко от границы с Пермской областью. От деревни Чернушка до столицы Башкирии будут построены три железнодорожные станции: в Татышлах, между Старобалтачево и Бураево, Бирском и Мишкино. Изначально рокадную ветку предполагалось подвести к Уфе со стороны Благовещенска, однако из-за наличия на маршруте карстовых пустот был выбран другой вариант, предполагающий въезд со стороны Затона и строительство нового железнодорожного моста недалеко от существующего автомобильного.
- Трасса пройдет в городе южнее Алексеевки по новому железнодорожному мосту через Белую и далее по существующей железной дороге к уфимскому вокзалу, - пояснила замначальника Главархитектуры Уфы Галина Чиглинцева.
Согласно расчетам, после пуска в работу высокоскоростной магистрали ВСМ-2 от Уфы до Москвы на поезде можно будет добраться за 6 часов, а до Казани и Екатеринбурга – за три с половиной. При этом цена билетов будет намного доступней, чем на самолет. Окончание строительства первого участка магистрали от Москвы до Казани планируется на 2018 год, отрезок Казань - Екатеринбург должен быть сдан к 2030 году. Так что воспользоваться услугами скоростной магистрали уфимцы, вероятнее всего, смогут не раньше чем через десять лет.

Алексей ФАТЫХОВ.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости