РУБРИКА "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2014" «Победы желаю всем»
Дан старт конкурсу «Учитель года столицы Башкортостана-2014». Начальник Управления образования администрации Уфы Елена Хаффазова – одна из самых неравнодушных членов жюри, и не только по долгу службы. В начале 1990-х, она - учитель начальных классов гимназии №93, - сама была участницей подобного состязания.
- Прошло более 20 лет. Что осталось в памяти? - Многое, такое не забывается. Тогда публичный обмен опытом проходил только на уровне районов Уфы, и формат его отличался от нынешнего. На первом этапе учитель представлял себя и свою педагогическую концепцию. В те годы только начала внедряться система Занкова, направленная на развитие у детей логического мышления. На математике, например, одна задача могла занять весь урок. Ученикам предлагалось решить ее пятью-шестью способами. Так вот, концепцию надо было преподнести творчески. Я, например, пела под гитару, кто-то пел и даже танцевал. Возможно, сегодня такое представление покажется не очень серьезным, но это было начало: до всего доходили методом проб и ошибок. Второе испытание - открытые уроки, на которые приходили коллеги и, конечно, жюри. - Чем они отличались от нынешних, что в рамках конкурса? - В то время они проводились в своей школе. Учитель-предметник мог выбрать не только класс, но и тематику. Научно-методической литературы тогда было не так много. Раздаточный материал готовили сами: рисовали, вырезали, клеили. В отсутствие Интернета подсматривали друг у друга формы и методы, обменивались опытом, учились. - На уроке всего предусмотреть нельзя. Были ли какие-то курьезные случаи? - У меня в классе был Дима Шихов. Мальчишка сообразительный, учился на «четверки» и «пятерки», но с неуемной энергией, бьющей через край. Руку поднимал выше всех, да так, что она маячила у меня прямо перед глазами. И вот, чтобы Димина активность не помешала на открытом уроке, я посадила его на заднюю парту. Но это не помогло. Желание ответить оказалось сильнее, и он с этой рукой выбежал к доске, чтобы его увидели. Получилась веселая минутка. Смеялись и члены жюри. - Нынешние конкурсанты поставлены в более строгие рамки. - Провести занятие в незнакомом классе намного сложнее. Дети к своему педагогу привыкают: к стилю ведения урока, к реакции на ответ. На конкурсе же преподаватель за какие-то полчаса должен установить контакт и добиться цели, при этом ничего не зная о возможностях школьников. Несомненно, уровень профессионализма участников стал выше, и по сути урок превратился в мастер-класс, где раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал педагога. - В этом году появился новый этап – беседа с родителями. - На Всероссийском конкурсе он давно присутствует. Поэтому, чтобы не было неожиданностей для тех, кто станет участником, его появление вполне закономерно. В диалоге будут участвовать члены родительских комитетов. - Чтобы вы пожелали лучшим учителям столицы? - Победы желаю всем. Пусть жюри выберет самых достойных, а главный выбор в своей жизни конкурсанты уже сделали.
Светлана ЯНОВА |