РУБРИКА "УРОК ГЕОГРАФИИ"Прогулки с филокартистом по старой Уфе
4. Вверх по Большой Казанской.
Большая Казанская улица (ныне ул. Октябрьской Революции) - ворота в город. "Самой древней городской улицей является Казанская, получившая свое название от первой, построенной у детинца, церкви во имя Казанской Божией Матери" (Гуляев А.А. Иллюстрированная Уфа. 1914. С.91). Она соединяла бельские пристани, въезд в город по плашкоутному мосту (Оренбургскую переправу) и находившуюся тут же Нижнеторговую площадь с подлинным торговым сердцем Уфы - Верхнеторговой площадью и Гостиным двором. Неудивительно, что Большая Казанская была излюбленным местом гуляний уфимского купечества, похваляющегося своим богатством и удалью. "Зимние катанья и гулянья особенно многолюдны бывали на масленой неделе и в крещенье. В крещенье был обычный крестный ход на водосвятение из старого Троицкого собора ("от Троицы") на Белую, а после обеда, часа в три-четыре, вся Уфа выезжала на Казанскую, самую большую улицу города, идущую от центра до реки Белой. Улица эта - широкая, удобная для катанья в два-три ряда. Каких саней, упряжек, рысаков и иноходцев не увидишь, бывало, в эти дни на Казанской! На последних днях масленицы, после блинов и тяжкого сна после них, выезжало купечество, выезжали те, что сиднем сидят у себя круглый год. Медленно выступают широкогрудые, крупные, с длинными хвостами и гривами кони пристяжкой. Сани большие, ковровые, казанские, а в санях сидят супруги Кобяковы - староверы из пригородной Нижегородки; они там первые богачи... Вот Вера Трифоновна Попова с детками выехала в четырехместных санях, обитых малиновым бархатом, на своих гнедых, старых конях "в дышло". Она не менее дородна, чем Кобячиха. Она - "головиха", супруг ее, Павел Васильевич, второе трехлетие сидит головой в Уфе: и кто не знает, что настоящая-то голова - у головихи, Веры Трифоновны. Выехал на своих и Сашка Кекишев, в ковровых легких санках, в дохе, в бобровой шапке, в очках золотых. Врежется в самую середину и гонит до самой Троицы, вожжами играет в безумном экстазе, а в гору едет шагом, весь в снегу, очки свои протирает. От коней пар валит: Прокатится так раза три по Казанской и как сквозь землю провалится. Вся эта ватага несется вниз по Казанской до Троицы, чтобы обратно ехать шагом. Так принято, да и коням надо дать передохнуть. А там снова - кто кого, пока сумерки не падут на землю" (Нестеров М.В. Воспоминания. 1940 г.). И какой же русский не любит быстрой езды! Сам Михаил Васильевич также был отчаянным ездоком: "Извозчики на бирже, мимо которых я проносился ураганом, кричали мне следом: "Смотри, Нестеров, сломаешь себе шею!" Конечно, к этому было достаточно случаев, летал я через голову моей лошадки не раз, но шея оставалась несломленной...". После смерти горячо любимой жены М.В. Нестеров не раз по Большой Казанской ездил к ее родным в Старую Уфу: "Славные были эти поездки. К вечеру велишь, бывало, заложить пару с пристяжной в легкие санки, оденешься потеплей, закутаешь ноги полостью и прямо из ворот полетишь вниз по Казанской. Снежная пыль обдает лицо, шуба вся в снегу, а кучер-татарин рад угодить молодому хозяину - московскому гостю, покрикивает на вяток. Вот и церковь Троицы, от нее такой дивный вид за Белую, на далекие предгорья Урала. Морозный вечер потухает. Над рекой и дальше, по луговой стороне на десяток верст, до самого горизонта стоит морозная мгла, окрашенная в тона угасающей зари. Тихо, грустно, веет чем-то далеким, уходящим...". Преподаватель уфимского женского епархиального училища А.А. Гуляев также отмечал, что "лет 10 тому назад Казанская улица была любимой улицей Уфимцев для прогулок. В хорошие зимние дни можно было наблюдать массу гуляющих по мощеным тротуарам ее. Теперь в этом отношении Казанская улица отошла на второй план". Тем более что "летом улица эта отличается обилием пыли; и вообще, в санитарном и гигиеническом отношениях Казанская улица пользуется дурной славой" (Иллюстрированная Уфа, 1914). Благодаря старинным открыткам мы можем совершить виртуальное путешествие вверх по Большой Казанской от въезда в город до самой Центральной улицы (Ленина). Открывает его "Дорога в город" - открытка издания 1920-х гг. меццо-тинто Сокрайшефсовета. Это начало улицы - от подножия Троицкой горы. Слева - чугунно-меднолитейный и механический завод №1 крупного российского промышленника Иоселя Гутмана (ныне - объединение "ГОРНАС"). Лучшие в Российской империи пожарные машины производились именно здесь. А напротив - здание пожарной части и 1-го полицейского участка. Оно отдельно изображено на цветной открытке Т:ва А.В. Лангнер и КО. В этом здании сейчас учебный центр МВД РБ. Замечательно композиционное решение снимка. Пожарная каланча, фонарный столб и колокольня Троицкой церкви вдали у правого края открытки создают выразительный ритмический рисунок устремленных к небу вертикалей. Примерно посередине улицы находилась скромная жемчужина уфимской храмовой архитектуры - церковь Спаса Нерукотворенного Образа (Спасская), заложенная вскоре после пугачевского бунта по следующему чудесному случаю. "В город Уфу в то время носили из Елабуги чудотворную икону Спаса Нерукотворенного. Однажды, когда эту икону несли по Казанской улице в Смоленский собор (ныне Троицкая церковь), то икона остановилась: и несшие ее при всех усилиях не могли двинуть ее вперед. Тогда кто-то из сопровождавших икону жителей Уфы предложил дать обещание - построить на месте чудесной остановки иконы церковь во имя Святого Спаса Нерукотворенного; обещание было дано и икона последовала дальше" (Гуляев А.А. Иллюстрированная Уфа. 1914). "Церковь Св. Спаса, по мысли покойного священника, а потом протоиерея Несмелова, построена по образцу С.-Петербургского Казанского собора, конечно, в значительно меньшем размере, но фасад, насколько было можно - тот же самый; тот же купол, колоннада, как и в Казанском соборе, с тою разницею, что по обеим оконечным сторонам колоннады находятся колокольни, из которых под одной имеется помещение для сторожей, а под другой - часовня; равно внутреннее расположение Спасской церкви совершенно не то, какое в Казанском соборе" (Гурвич Н.А. Справочная книжка Уфимской губернии. 1883). "Из картин, которыми расписаны внутренние стены храма, наиболее замечательны касающиеся Нерукотворенного Образа: на одной изображен Христос, отирающий Свое Лицо платом, на котором получается изображение Лика Господня, на другом - Иисус Христос, в присутствии Апостолов, дает изображение это посланным князя Авгаря и на третьей - Авгарь, исцелившийся прикосновением к изображению Лика Господня от смертной болезни" (Гуляев А.А. Иллюстрированная Уфа. 1914). Спасская церковь также не раз издавалась на открытках Н.К. Блохиным, книжным складом Уфимского Губернского Земства, и даже попала на советскую открытку 1920-х годов ("Спасский овраг"). В 1929 году церковь была закрыта и впоследствии пере-строена под контору кинопроката. Были снесены обе колокольни, колоннада, удален купол. В 1970-х гг. в овраг сползла алтарная часть. Здание сильно обветшало, разрушающиеся колонны перед входом были покрыты листами оцинкованного железа, придавшими ему уже совсем безнадежно-тоскливый вид. В 1992 г. церковь возвращена верующим. Разрабатывается проект восстановления храма в его первозданном виде*. На перекрестке с улицей Телеграфной (ныне - Цюрупы) поныне стоит здание Полицейско-пожарного управления. Оно почти не изменилось. Как и прежде, здесь размещается пожарная часть. Заменены лишь ворота для пожарных экипажей (приспособлены для автомобилей), да с каланчи исчезли непременный дозорный, пожарный колокол и часы-куранты. Неизвестный фотограф сделал несколько снимков каланчи, изданных на открытках Н.К. Блохиным. Вот один из них. Дома с левой стороны снимка принадлежали семейству крупных уфимских купцов Чижевых. Они сохранились, за исключением ближнего к нам. В угловом доме по правой стороне (ныне снесен) находилась известная в Уфе "Фотография И.К. Волкова". Напротив него, в также снесенном ныне доме, - не менее знаменитая "Фотография О.Ф. Германа" (он же издатель открыток с видами Уфы). Практически каждое здание в квартале Большой Казанской между Телеграфной и Губернаторской (Советской) улицами имеет свою "личную" почтовую карточку - об этом позаботился московский издатель и книгопродавец Дмитрий Панфилович Ефимов, хорошо знакомый филокартистам преимущественно своими открытками, посвященными Уралу и Сибири. "Уфимскую" серию Ефимова из 50 открыток, выпущенную в 1903 году совместно с московской фирмой "Шерер, Набгольц и КО", следует признать одной из лучших по качеству полиграфии, построению композиции снимков, а самое главное, по подбору сюжетов, среди которых немало нигде более неизвестных - ни в изданиях открыток, ни в сохранившихся до наших дней фотографиях. Серия ни разу не переиздавалась, что делает её ещё более ценной. Вот "Контрольная палата" (№49). Долгое время здесь находился Башкирский краеведческий музей, бывший одним из любимых просветительских учреждений в городе. "Визитной карточкой" его был ствол старинной пушки, вмонтированный в бетонный подиум у входа. Между прочим, это подлинная пушка, отбитая у пугачевцев при попытке штурма города. Здание сохранилось почти в первозданном виде, на решетках балконов остались даже чугунные вензеля бывшего владельца "Ф" и "Ч" - "Федор Чижев". Ныне здание передано Национальной библиотеке республики. "Землемерное училище" (№48). Училищ этого профиля в России было немного, кроме уфимского известно еще одно - в Вятке. Уфимские землемеры прошли пешком всю страну, участвовали в составлении самых точных топографических карт. Сейчас здесь размещается Институт геологии УНЦ РАН. "Уфимское отделение Волжско-Камского коммерческого банка" (№47). Отделение банка было открыто в Уфе 4 ноября 1873 года. Ныне в нем находится Башкирский государственный Комитет Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. "Управление Ведомства Государственных Имуществ" (№50). После революции проем между этим зданием и следующим был заложен, из двух зданий стало одно. Теперь оно принадлежит Уфимскому педагогическому колледжу №2. Фасад зданий еще до революции был оштукатурен, в 1990-х гг. дореволюционная штукатурка была сбита, обнажена кирпичная кладка, довольно сильно пострадавшая при этом. Большая Казанская - одна из немногих уфимских улиц, сохранившаяся в относительно нетронутом виде, запечатлевшая до наших дней облик старой Уфы. Издатели советской поры игнорировали ее - напрасно я перерыл груду открыток 1960-х - 1980-х годов, ничего не нашлось. Но зато совершил маленькое открытие - открытка 1929 (?) года "Ул. Октябрьской революции" сделана с: дореволюционного негатива?! Во всяком случае, вывеска "Фотографiя И. Волкова" преспокойно висит на своем месте. Поистине, чудесам филокартии нет предела...
Журнал "Уфа" // Виталий ФЁДОРОВ |