ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Наши в Китае
Президент республики Рустэм Хамитов в составе российской делегации, возглавляем...

Промоутеры Башкортостана
В Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме президент РБ Рустэм Хам...

Уфе – 440. Но мы - самые молодые
12 июня столица республики отметит 440 лет со дня основания Уфимской крепости.
Для...


Под звуки вальса
24 мая пять тысяч уфимских выпускников прошлись в ритме полонеза по улицам Пушкин...

Классика от «Мархамат»
29 мая презентовалась третья глава благотворительного проекта фонда «Мархамат» - ...

Станет чисто и уютно

В парке Лесоводов Башкирии грядут грандиозные перемены. Проект его благоустрой...


Фото - на счастье

3 июня в администрации Уфы пройдет презентация нового проекта «Счастливый биле...


Лучшая в России
Школа № 44 Советского района Уфы удостоена звания «Лучшая школа России - 2014». Этот ...

Аккорды на Белой
4 июня на площади за Конгресс-холлом вновь пройдет Симфоническая ночь. Произведен...

Хирурги улыбнулись детям
В Уфе прошла благотворительная акция «Операция Улыбка». Детям с врожденными расщ...

Три километра на велосипеде
В микрорайоне Инорс продлят велодорожку по улице Сельской Богородской. Это произ...

Наши - чемпионы
Хоккеисты команды «Салават Юлаев» Андрей Зубарев, Александр Кутузов и уфимец, изв...

Заняли весь пьедестал
В Саратове завершился второй этап Спартакиады молодежи России по фехтованию.
Вс...


Ретрокалейдоскоп
440 лет. В день Пресвятой Троицы 9 июня (30 мая по старому стилю) 1574 года основана Уфим...




     №06 (151)
     июнь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Башкирский сувенир


После длительного периода постсоветского спада сувенирная промышленность республики постепенно наращивает объемы. Это связано с общим улучшением экономической обстановки и ростом деловой активности в регионе. Проведение в Уфе мероприятий всероссийского и международного уровней непосредственным образом влияют на реализацию сувениров. Развитию отрасли во многом способствует и специфика нашего региона – в Башкортостане сохранились десятки народных промыслов, способных производить широкий спектр во многом уникальных изделий.

Пожалуй, наиболее известный бренд нашей республики хорошо известный в России и даже за рубежом – башкирский мед. Именно он обычно служит главным подарком как в личных поездках уфимцев в другие регионы и за рубеж, так и на официальных мероприятиях. Конечно, сам по себе мед не является сувениром, но он, как правило, разливается в декоративную тару с национальной спецификой, к примеру, деревянные бочонки с резными медведями, что делает его неотъемлемой частью регионального колорита.
Во многом именно реализация меда, а в последнее время и других продуктов пчеловодства, играет роль катализатора нашей сувенирной промышленности, прежде всего, деревянной резьбы. При этом производство медовой продукции в последнее время уверенно растет. Если в 2000 году республика произвела 3,5 тысячи тонн товарного меда, то в 2012 году его производство увеличилось до 5,7 тысячи тонн, или более чем на 60 процентов.
Лучшим доказательством популярности башкирского меда, как главного брендового товара республики, стал его успех на недавней Олимпиаде в Сочи, где Башкортостан был одним из немногих регионов страны, получившим возможность представить свою брендовую продукцию. Всего в Сочи было продано пять тонн элитного башкирского меда, расфасованного в пластиковые, стеклянные и деревянные емкости от 150 граммов до четырех килограмм. Для фасовки использовалось 68 видов тары, большая часть которой - сувенирная продукция из дерева: расписные бочонки, ведерки, берестяные туески. Благодаря им национальная символика разошлась по всему миру, ведь качественный мед в оригинальной таре пользовался ажиотажным спросом у зарубежных гостей. По мнению специалистов, важным фактором популярности медовой продукции стала именно ее упаковка: покупатель башкирского меда получает не только полезное лакомство, но и оригинальный сувенир, особенно интересный для иностранцев.
- За границей вы не встретите мед в деревянной посуде, - говорит руководитель Башкирского НИЦ по пчеловодству и апитерапии Амир Ишемгулов. - В основном для фасовки там используют только стеклянные емкости, мы же разливаем в сувенирную тару из дерева около 60 процентов меда, и это наш несомненный плюс.
Защита сладкого бренда
Башкирский липовый мед трижды награждался золотыми медалями на крупных международных выставках-ярмарках: в 1900 году в Париже, в 1961-м в германском Эрфурте и в 1971 году в Москве. Однако сейчас на повестке дня стоит защита этого национального бренда, у которого с каждым годом появляется все больше некачественных подделок, продаваемых как в России, так и за рубежом.
С 2005 года наименование «Башкирский мед» получило статус защищенной торговой марки, а единственным учреждением, обладающим правом ее использования, стал «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии». Межрегиональная ассоциация производителей и переработчиков продукции пчеловодства планирует разработать и утвердить торговый бренд «Башкирский липовый мед», как это сделал заповедник «Шульган-Таш» для защиты бортевого бурзянского меда. Впрочем, наличие патентов и торговых свидетельств не является надежной защитой от подделок. Хотя республиканские производители подавали на фальсификаторов в суд и выигрывали процессы, это не сильно влияет на общую ситуацию. - На медовых ярмарках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, прилавки просто ломятся от контрафактного товара с маркировкой «Башкирский мед», причем нередко в его составе указывается нектар растений, которых в нашей республике просто нет, - сетует директор ООО «Медовые технологии» Елена Габидуллина.
За хорошо известный продукт, ставший синонимом высокого качества, выдают не только мед, собранный в других областях, как правило, не с липы, а с разнотравья, но и откровенные подделки. Недобросовестные производители подкармливают пчел сахарным сиропом, продавцы подмешивают в банки карамель или патоку, сдабривая суррогат ароматизаторами. Подделывать мед, особенно известных торговых марок, крайне выгодно. Сахар стоит около 30 рублей за килограмм, а качественный мед в розницу - не менее 300.
Поскольку бороться с многочисленными фальсификатами башкирского меда через суд практически нереально, главной целью должно стать продвижение на рынок продукции надежных производителей и фасовка меда в оригинальную сувенирную тару, которая может играть роль хорошей защиты от некачественных подделок.
Эксклюзив от «Агидели»
Значительную часть эксклюзивной тары для меда выпускает расположенное в Уфе ГУП Башкирские художественные промыслы «Агидель» - крупнейший производитель сувенирной продукции в нашей республике и один из пяти наиболее крупных в России. «Агидель» была образована в 1963 году. В советские времена ее изделия пользовались спросом по всей стране, предприятие имело мощный производственный комплекс и около двух тысяч сотрудников. С развалом СССР на российский рынок хлынул мощный поток зарубежных товаров, в том числе китайского ширпотреба, нанесшего серьезный удар по нашей легкой промышленности. К примеру, на «Агидели» в разы упало производство ковров. Высококачественные, но более дорогие изделия с национальной спецификой перестали пользоваться спросом. И такая тенденция характерна для всей страны. В России практически исчезла гжель – остались лишь мелкие цеха, через процедуру банкротства прошел знаменитый комбинат в Гусь-Хрустальном, на производстве хохломской росписи трудится около двух тысяч человек, хотя раньше было в два раза больше.
Ситуацию на «Агидели» изменил приход нового руководства и наметившийся в республике и стране рост спроса на национальные сувениры. Сегодня предприятие работает с прибылью, а в его цехах выпускаются башкирские юрты, деревянная расписная посуда, лаковая миниатюра, национальные костюмы – всего около 500 наименований во многом уникальных изделий. При этом за шесть последних лет объем производства увеличился втрое.
- Успех на рынке сувенирной продукции зависит от оптимизации производства, отслеживания потребительского спроса и постоянного расширения ассортимента, - говорит гендиректор ГУП БХП «Агидель» Зухра Исмагилова. – Мы постоянно осваиваем новые виды изделий, например, деколь. В планах – закупка оборудования лазерной резки для выпуска пользующихся хорошим спросом доступных по цене небольших сувениров. Кроме того, мы начали разработку и выпуск собственной упаковки, делающей практически любой сувенир более интересным для покупателя.
Как и у других производств, рентабельность сувенирной промышленности во многом зависит от налаженной системы сбыта. Накрутка магазинов и торговых сетей в нашей стране, как правило, бывает не ниже ста процентов на отпускную цену изделия, а иногда превышает ее в несколько раз. В итоге производитель лишается значительной части возможной прибыли и не может развиваться.
Для российских производителей сувениров очень важно налаживание прямых контактов с заказчиками и развитие собственных точек продаж. В этом плане «Агидель» выгодно отличает наличие нескольких собственных магазинов, в том числе в
аэропорту, на площади у Конгресс-холла и на проспекте Октября. Сейчас предприятие готовится к участию в постоянно действующей выставке-ярмарке в московском ГУМе, которая станет исходной точкой для продвижения башкирских сувениров на рынок столицы.
Кукольный креатив
Сувенирный рынок предполагает не только сохранение старинных народных промыслов, но и создание принципиально новых видов изделий. Именно по такому пути пошла небольшая фирма «Башкирский сувенир», освоившая еще не занятую нишу пошива мягких игрушек с национальной или корпоративной спецификой. Собственно пошив начался еще в 1991 году, причем в качестве сырья использовались производственные отходы швейной фабрики «Мир». В те годы в стране существовал дефицит, и такая продукция пользовалась хорошим спросом. Возможность выйти на новый уровень производства появилась в период подготовки к празднованию
450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России.
- В ходе подготовки к этому юбилею мы получили государственные заказы и начали выпускать куклы и мягкие игрушки в национальных костюмах, - говорит директор «Башкирского сувенира» Венера Белова. – Затем, ознакомившись с подобным творчеством в России и за рубежом, нам удалось существенно расширить свой ассортимент, освоив небольшие деревянные куклы с национальным колоритом. При этом каждый такой сувенир снабжается пояснительной запиской, указывающей смысл и историческую основу его создания.
Успешно конкурировать с наводнившей российский рынок китайской продукцией «Башкирскому сувениру» позволяет продуманный дизайн и высокое качество производимых игрушек. Но главное преимущество – приемлемая цена, получаемая, прежде всего, благодаря прямым контактам с заказчиками, исключающими из стоимости товара немалую накрутку торговых посредников.
В последнее время предприятие активно сотрудничает с администрацией Уфы, по заказу которой была разработана серия мягких игрушек, представляющих собой стилизованный образ куницы, изображенной на уфимском гербе. Такой памятный сувенир активно используется во время всевозможных официальных мероприятий, а его удачный дизайн позволяет сделать игрушечную куницу своеобразным городским талисманом.
Авторский магнит
Производство многих разновидностей сувениров имеет малый тираж, а технология повторяет старинные народные промыслы. Неудивительно, что в этой сфере трудится немало индивидуальных мастеров. Уфимец Ренат Юнусов получил специальность художника лаковой миниатюры, но затем начал производить собственный уникальный товар – расписанные вручную магниты на деревянной основе.
Технология производства довольно проста. Из липовой доски лобзиком выпиливается заготовка нужных формы и размера, которая может быть не только какой-то геометрической формы, но и повторять, к примеру, карту Башкортостана или герб Уфы. Затем следует, собственно, роспись, в основу которой обычно ложатся интересные виды республики и ее столицы.
- Наибольшим спросом пользуются известные пейзажи или изображение знаковых объектов, например, мечети «Ляля-Тюльпан» или памятника Салавату Юлаеву, - поясняет Ренат Юнусов. – Что касается магнитов, изображающих новый символ Уфы – «три шурупа», то их значение часто понятно нашим гостям, что, естественно, влияет на спрос.
Основная часть готовой продукции продается через небольшие торговые точки в гостиницах, на вокзале и в аэропорту. Мастер отдает магниты по 180 рублей, а в магазинах они продаются примерно в два раза дороже. Максимальный объем производства – около 200-300 штук в месяц, а с помощником можно делать и по 500.
По словам Рената Юнусова, в последнее время спрос на его изделия стабильно растет. Основные покупатели - гости столицы. Уфимцы берут сувениры в основном в рамках общегородских культурных событий и праздников, таких, как уфимский Арбат на Дне города или ставший уже традиционным Молочный фестиваль. Как показала практика, деревянный магнитик ручной работы – весьма популярный сувенир, пользующийся спросом даже у иностранцев.
В формате кластера
Развитие сувенирной промышленности зависит, прежде всего, от снижения себестоимости изделий, роста их качества и ассортимента. Достижение поставленных целей, в свою очередь, определяет наличие доступа к современному оборудованию, налоговых льгот и поддержки со стороны государства. Проблема в том, что небольшие предприятия, а тем более мастера в статусе индивидуальных предпринимателей этого, как правило, лишены.
Решением может стать создание в Уфе технопарка Народных художественных промыслов на базе производственных корпусов БХП «Агидель». Общая площадь ее помещений составляет 14 тысяч квадратных метров, хотя для производства хватает и трети. На средства от продажи части пустующих площадей можно модернизировать инженерные сети и обновить производственное оборудование. Все это не только даст новый стимул развитию самой «Агидели», но и позволит собрать под ее крылом мастеров народных промыслов, дав им возможность производить более качественные изделия и выгодно их продавать.
- Как производство, состоящее в Реестре предприятий народных художественных промыслов РФ, мы пользуемся федеральными льготами при начислении налогов на землю и имущество, получаем возмещение затрат на электроэнергию и ряд других преференций, - говорит Зухра Исмагилова. - Если ремесленники и мелкие предприятия будут работать на базе созданного у нас технопарка, эти льготы смогут распространяться и на них. Кроме того, данный формат работы позволит снять вопросы с реализацией сувениров по наиболее выгодным для производителей ценам.
В будущем году в Уфе пройдут саммиты ШОС и БРИКС, на которые приедут не только главы 15 государств, но и несколько тысяч гостей. И большинству из них понадобятся памятные подарки и сувениры. По словам федеральных кураторов саммитов, в сувенирной продукции приветствуется национальный колорит, но это должно быть эксклюзивно и интересно. Если шаги по поддержке сувенирного производства сделать уже сейчас, результат не заставит себя долго ждать, что особенно важно для международных мероприятий, где наша республика будет представлять не только себя, но и всю страну.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости