|
РУБРИКА "День защиты детей"Шакшинское море ждет капитанов
…Шитый вицей корпус и заваленные назад штевни, мачта и сплетенные изо льна канаты – все, как на настоящем судне. Целый год Руслан мастерил Новгородскую сойму, и вот модель готова. Мальчишка, глядя на свою работу, уже слышит шум прибоя, как бьется полотнище паруса на ветру…
- Хочу побывать на море, – признается Руслан, - чтобы увидеть, как корабли отправляются в дальнее плавание, или даже самому встать за штурвал и повести судно к неизвестным дальним берегам. Кто из нас не грезил этим в детстве? Шакшинские мальчишки тоже любители пофантазировать, но свои мечты они воплощают в моделях судов, яхт, кораблей, которые создают в объединении стендового судомоделирования Детского морского центра имени контр-адмирала Михаила Бакаева. Занимаются ребята на базе Башкирской гимназии №122 под руководством педагога Бориса Ильясова. Недавно о «кораблестроителях» узнала вся страна: Руслан Кургузов стал чемпионом России среди юношей в классе «Деревянные копии судов с парусным и гребным вооружением». …Мы приехали сюда, на рабочую окраину города, чтобы познакомиться с шакшинскими судомоделистами. В школе уже закончились занятия, но в мастерской Бориса Ильясова слышны детские голоса, педагог объясняет воспитанникам тонкости работы с моделями, на партах разложены чертежи, а на полках стоят уже готовые «суда». - Я еще не опоздал? – в класс вбежал взъерошенный мальчишка, размахивая листком бумаги. - Вот принес разрешение от родителей. Возьмите меня летом в поход! Руслан - один из воспитанников Бориса Ильясова, летом вместе с другими юными бакаевцами отправится на учебном корабле по Белой. Мальчишки весь год мечтали стать настоящими юнгами. И уже многое знают о морской науке. - Борис Рифгатович, как родилась идея занять ребят судомоделированием? - Судомоделизмом занимаемся уже десять лет. За это время 13 воспитанников стали чемпионами республики. В кружке занимаются ребята самых разных возрастов, но в основном это пятый и шестой классы. 10-12 лет - такой период, когда мальчишка чувствует себя уже вполне самостоятельным для того, чтобы совершить поступок, и рядом с ним обязательно должен быть такой лидер, который увлечет его полезным и интересным делом. Мои воспитанники знают много о кораблях, умело пользуются и ножовкой, и стамеской… А ведь уметь делать что-то полезное руками – качество, которое сейчас редко встретишь у ребят. Они подчас неплохо разбираются в компьютерных играх, а вот забить гвоздь – проблема. - С чего все началось? - По образованию я художник, закончил худграф. В школе преподаю технологию. Но чему можно научить ребенка в рамках программы? В лучшем случае - строгать указки или мастерить табуретки. Согласитесь, творчества мало, а здесь – они могут проявить себя. Я сам много лет увлечен судомоделированием и поэтому решил научить этому и здешних ребят. В кружке занимаются около сорока детей. Ценю в здешних ребятах трудолюбие и отзывчивость. Конечно, не все станут в будущем инженерами, но умение работать с чертежами, технические навыки пригодятся им обязательно в будущем, во взрослой жизни, где бы они не работали. Мой принцип - научить не просто мастерить, но и думать, включать воображение… А сначала мы изучаем историю – когда появился тот или иной корабль, по каким морям и океанам ходил, в каких сражениях участвовал, для каких целях использовался. Когда они знают, какое судно воссоздают, модель получается по-настоящему одушевленной. На всех парусах Круг увлечений у здешних мальчишек довольно широк - кто-то играет в футбол и хоккей, кто-то ходит в танцевальную студию и художественную школу, но у моих собеседников на первом месте - корабли. …Глаза у них загораются, когда начинают рассказывать о своих моделях. Практически у каждого есть огромная коллекция собственноручно созданных судов, лучшие работы они хранят дома. Часть - в мастерской. «Эту яхту делал в прошлом году, моя первая работа», - сообщает ершистый мальчишка, а его сосед спешит показать свою работу: «Модель первого бронекатера, который использовали в Первую мировую войну. Точная копия». Все модели необычные, ни одна не повторяется. Спрашиваю у них, не хотелось ли попробовать их в деле? Они тут же решили запустить яхты на Касимовском озере. Берем несколько моделей (те, которые можно запускать в воду) и отправляемся в путь. По дороге они рассказывают, чем можно заняться в Шакше. Места здесь красивые, куда ни кинь взор – зеленые просторы, на озере можно ловить рыбу, зимой кататься на лыжах, а летом в здешних лесах можно собирать землянику. И вот мы на месте. Сразу за девятиэтажкой открывается зеркальная водная гладь. По тропинке спускаемся к озеру. Подул ветерок, подхватил яхту с алыми парусами и помчал ее по водной глади.
Лилия ЗИМИНА |
|
|