ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Бразилия - Башкирии
В Форталезе на Деловом форуме БРИКС президент России Владимир Путин пригласил ...

О квадратных метрах
Рустэм Хамитов провел заседание правительства Башкортостана. Были рассмотрен...

Новые тополя, ясени и липы
С начала года в Уфе прижилось 28 тысяч деревьев.
В городских лесах Горзелен...

По современной технологии
Строительство трех 25-этажных высоток в квартале улиц Сельской Богородской, Миш...

ЛЭП - под землей

Стартовал четвертый этап реконструкции воздушной линии электропереда...

Вместо гаражей - дворик
У дома по Гафури, 101, снесены металлические гаражи, установленные самовольно. Те...

Ранец - в подарок
По инициативе Управления по опеке и попечительству администрации Уфы стартует...

Заявить о себе. В микрофон
В августе Музей современного искусства имени Наиля Латфуллина превратится в о...

Оседлать «Серебряного Акбузата»
В Уфе впервые на средства 10-миллионного президентского гранта пройдет Междуна...

К буренке – в гости
30 августа в столице пройдет четвертый ежегодный Всероссийский фестиваль «Моло...

Чуткие пальцы прочтут Мустая
В Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых шрифтом Брайл...

Корпоративный дух
8 и 9 августа на базе стадиона «Динамо», а также школ № 16 и 



     №08 (153)
     август 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Канатные перспективы


Расположение Уфы на полуострове с большим перепадом высот создает хорошие условия для работы пассажирских канатных дорог. Во многих случаях это более дешевый и эффективный вариант решения транспортной проблемы, чем строительство мостов или протяженных обходных автотрасс. Пока в столице республики есть лишь одна пассажирская канатная дорога от остановки «Трамплин» до речной переправы у деревни Дудкино. Она обслуживает, прежде всего, садоводов и прекращает работу одновременно с паромом. Однако сейчас прорабатывается вопрос строительства новых всесезонных канатных дорог, способных улучшить транспортную доступность отдаленных спальных районов, прежде всего Сипайлово и Инорса.


История появления первой в Уфе пассажирской канатной дороги была связана с неудачным строительством нового 120-метрового трамплина, позволявшего выполнять наиболее сложные прыжки и готовить спорт-
сменов на мировом уровне. Для подъема лыжников в составе прыжкового комплекса была запроектирована канатная дорога гондольного типа пропускной способностью до 300 человек в час. Работы по трамплину стартовали в 1992 году, однако, из-за нехватки средств интенсивное строительство началось лишь спустя восемь лет, когда объект передали городу, а его финансирование взял на себя муниципальный бюджет. В 2003 году 120-метровый трамплин был практически готов, но роковую роль в его судьбе сыграл природный фактор - грунтовые воды размыли горный склон и, как оказалось, это поставило на строительстве крест. Подвижка грунта прошла метрах в тридцати от основания трамплина. По всей видимости, строители задели подземное озеро, воды которого размыли легко растворимый известняк, составляющий основу горного склона. Из первоначального проекта спорткомплекса в 2005 году удалось завершить только канатную дорогу, взявшую на себя важную социальную функцию. Дело в том, что в районе деревни Дудкино расположено несколько тысяч садов, которыми в основном владеют пенсионеры. Для многих из них подъем на 300-метровую гору, особенно после дождя, представляет очень серьезную проблему, решением которой стал фуникулер. Несколько лет назад он был серьезно модернизирован – вместо старых кабин, двери которых закрывались и открывались вручную, самарская компания «Скадо» установила новые с устройством автоматического открытия-закрытия дверей, что существенно повысило безопасность и удобство для пассажиров, особенно старших возрастов. 
Муниципальный проект 
С момента постройки единственная в Уфе канатная дорога находилась в управлении СОК «Трамплин», однако, в прошлом году ее передали в ведение МБУ «Служба речных переправ Уфы». С января был набран новый штат сотрудников, оформлены необходимые разрешительные документы. В технической части был произведен небольшой ремонт и реконструкция – деревянный направляющий рельс, стабилизирующий кабину на посадочной платформе, заменили на металлический, что уменьшило ее тряску и повысило удобство посадки. Также были заменены резиновые уплотнения на несущих тяговых конструкциях, а все элементы фуникулера получили новую окраску. 
Наиболее важные изменения произошли с тарифами на проезд.  В этом году стоимость проезда на спуск или подъем, как и на пароме, составляет 15 рублей вместо прошлогодних 10 рублей за спуск и 25 рублей за подъем. Проезд льготных категорий граждан составит 7 рублей, а обладатели единых социальных проездных билетов могут пользоваться паромом и канатной дорогой бесплатно.  
- Введение новой системы оплаты позволило резко увеличить пассажиропоток, - говорит директор МБУ «Служба речных переправ Уфы» Сергей Сергеев. – С начала работы 26 апреля по 1 июля включительно фуникулер перевез 108 тысяч человек - на 45 процентов больше, чем за тот же период в прошлом году. Столь существенный рост произошел, прежде всего, за счет льготников и пенсионеров, которые теперь вместо 25 рублей могут подняться в гору всего лишь за семь, а по социальному проездному - бесплатно. Если раньше многие из этих малообеспеченных граждан предпочитали подниматься и особенно спускаться пешком, то теперь все более активно пользуются канатной дорогой. 
Но даже несмотря на почти полуторакратный рост пассажиропотока, фуникулер остается планово убыточным  социальным транспортом, выпадающие доходы которого покрывает городской бюджет. При цене билета в 15 рублей его реальная себестоимость - 57  рублей 35 копеек. Бюджетное финансирование в этом году составит около 12,5 миллиона рублей. Впрочем, весь государственный пассажирский транспорт не только в Уфе, но и большинстве городов России и мира является дотационным. Власти сознательно идут на снижение стоимости билетов, поскольку муниципальным общественным транспортом, в том числе уфимским фуникулером, пользуются в основном малообеспеченные категории горожан - учащиеся и пенсионеры.  
Воздушная альтернатива 
Единственная канатная дорога Уфы имеет  локальную роль, никак не влияя на общую ситуацию с пассажирскими перевозками. Вместе с тем, у этого вида транспорта есть большой потенциал. Развитие многих российских городов сдерживает сложный ландшафт - крупные реки или высокие холмы, разделяющие исторический центр и новые микрорайоны. Строительство мостов и дорог – дело дорогое и долгое, к тому же этот процесс практически всегда отстает от темпов автомобилизации населения. Поэтому администрации городов обращают все больше внимания на пассажирские канатные дороги, позволяющие решить вопрос перевозки людей на сложном рельефе без дорогостоящей дорожной инфраструктуры. И в последнее время эта тенденция особенно характерна для городов Приволжского федерального округа.  
В 2006 году в Оренбурге открылась канатная дорога длиной 233 метра  через реку Урал. Стоимость объекта составила 53,5 миллиона рублей, причем вся смета пришлась исключительно на средства частных инвесторов. Фуникулер с закрытыми 4-местными кабинами играет роль не только транспортной системы, но и увлекательного аттракциона для приезжих – между соединяемыми дорогой берегами реки Урал проходит граница между Европой и Азией. 
Наиболее же масштабный проект был реализован в Нижнем Новгороде, где в 2012 году начала работу самая длинная в Европе пассажирская канатная дорога протяженностью 3661 метр, соединяющая центр и лежащий на другом берегу реки Волги 80-тысячный город-спутник Бор. Общая стоимость объекта составила около 900 миллионов рублей, половину из которых вложили областной и городской бюджеты, остальное составили заемные средства. 
Учитывая серьезный объем капвложений 
и уровень эксплуатационных расходов, цена на проезд установлена весьма высокой. Общий билет стоит 75 рублей, если же купить карту на 10-48 поездок, цена на проезд будет колебаться от 72-х до 64 рублей. Но и при таких расценках канатная дорога оказалась весьма востребованной. За первый год работы ею воспользовались более миллиона человек, а в отдельные дни число пассажиров серьезно превышало проектную пропускную способность 500 человек в час. Во многом это объясняется тем, что не менее трети жителей Бора работает в Нижнем Новгороде, и вопрос времени в пути на работу играет для них  первостепенную роль. До появления «воздушного пути» добраться из Бора в Нижний Новгород можно было либо на пароме, либо на автобусе через мост. Однако паром идет дольше и стоит не дешевле фуникулера, а поездка на автобусе в часы пик может занимать до полутора часов. Основное преимущество канатной дороги - скорость и комфорт - 3,5 километровый путь в удобной восьмиместной кабине с отоплением и кондиционером занимает около 12,5 минуты. 
По расчетам нижегородских властей, окупаемость проекта составит около пяти лет, но скорее всего это слишком оптимистичная цифра. Кроме того, на основе в целом успешного первого опыта прорабатывается вопрос строительства новых линий пассажирских фуникулеров. 
Уфимский задел 
Активное внедрение в соседних городах принципиально нового вида пассажирского транспорта не осталось незамеченным в Уфе, особенности которой как нельзя лучше подходят для канатных дорог. Около трети населения столицы живет за пределами Уфимского полуострова в микрорайонах, отделенных от центра рекой или высоким обрывистым склоном. 
В прошлом году свои предложения по строительству транспортных фуникулеров озвучили представители швейцарских и французских компаний, но прежде чем принимать решение о строительстве весьма сложной пассажирской системы, власти решили просчитать ее экономические и технические аспекты, а реализацию проекта взяло на себя столичное МУП «Центр недвижимости» Уфы. Изначально предполагалось, что наиболее перспективным будет фуникулер, соединяющий Инорс, Сипайлово и проспект Октября. Такой маршрут способен соединить географический центр Уфы и  два микрорайона с населением около 200 тысяч человек, испытывающих серьезные проблемы с поездками на работу как на личном, так и общественном транспорте. Но взвесив все «за» и «против», специалисты решили остановиться на менее масштабном проекте воздушных путей от Сипайлово до проспекта Октября. 
- Особенность канатной дороги в том, что ее можно строить только по прямой линии, даже небольшое отклонение требует строительства дополнительной станции, что усложняет и удорожает проект, - говорит заместитель директора МУП «Центр недвижимости» Уфы Руслан Максютов. – Соединить проспект, Сипайлово и Инорс одной линией канатной дороги нельзя из-за высотной застройки, а строительство дополнительных станций делает объект дорогим и практически не-окупаемым. Участок от Инорса до озера Кашкадан, по расчетам, будет стоить не менее 1,5 миллиарда рублей. Поэтому мы приняли решение для начала реализовать проект фуникулера от озера Кашкадан до проспекта Октября с гораздо лучшими технико-экономическими данными. Линия пройдет в створе улицы Кольской, что не создаст каких-то проблем для строительства станций и установки опор. 
Проектная экономика 
Строительство линии канатной дороги, соединяющей Сипайлово и проспект Октября без учета посадочных станций, может стоить около 400-500 миллионов рублей. Поскольку в городском бюджете свободных средств для этого нет, проект может иметь два источника финансирования: привлечение коммерческих инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства, или долгосрочных банковских кредитов. 
- По нашим подсчетам, участок канатной дороги от Кашкадана до проспекта Октября может быть окупаемым, а значит, привлекательным для инвесторов, - поясняет Руслан Максютов. – Только в Сипайлово живет более 100 тысяч человек, плюс транзитные пассажиры в центр города из Инорса, Черниковки и Шакши. Время в пути будет составлять около 5 минут, что намного быстрее, чем на автобусе и даже автомобиле, особенно в вечерние и утренние часы пик. При этом закладываемая в проект 30-рублевая цена билета не будет существенно отличаться от стоимости проезда в маршрутке. Расчетная  загрузка фуникулера утром и вечером может составлять 2400 человек в час. При таком пассажиропотоке окупаемость проекта оценивается в пределах 6-7 лет при его общей расчетной стоимости 700-750 миллионов рублей. Если дорога будет востребованной, дополнительные доходы может дать строительство на станциях всевозможных коммерческих павильонов, что снизит срок окупаемости. 
Сейчас МУП «Центр недвижимости» Уфы объявило конкурс на проведение проектно-изыскательских работ, которые определят более точный облик перспективной канатной дороги. Задание предполагает разработку двухкилометрового фуникулера с 80-ю восьмиместными кабинами, оснащенных системой вентиляции и отопления. Если заказчику удастся найти инвестора или оформить выгодный кредит, не исключено, что вскоре в Уфе появится новый вид пассажирского транспорта, для которого просто не существует проблемы пробок.



Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости