ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Бразилия - Башкирии
В Форталезе на Деловом форуме БРИКС президент России Владимир Путин пригласил ...

О квадратных метрах
Рустэм Хамитов провел заседание правительства Башкортостана. Были рассмотрен...

Новые тополя, ясени и липы
С начала года в Уфе прижилось 28 тысяч деревьев.
В городских лесах Горзелен...

По современной технологии
Строительство трех 25-этажных высоток в квартале улиц Сельской Богородской, Миш...

ЛЭП - под землей

Стартовал четвертый этап реконструкции воздушной линии электропереда...

Вместо гаражей - дворик
У дома по Гафури, 101, снесены металлические гаражи, установленные самовольно. Те...

Ранец - в подарок
По инициативе Управления по опеке и попечительству администрации Уфы стартует...

Заявить о себе. В микрофон
В августе Музей современного искусства имени Наиля Латфуллина превратится в о...

Оседлать «Серебряного Акбузата»
В Уфе впервые на средства 10-миллионного президентского гранта пройдет Междуна...

К буренке – в гости
30 августа в столице пройдет четвертый ежегодный Всероссийский фестиваль «Моло...

Чуткие пальцы прочтут Мустая
В Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых шрифтом Брайл...

Корпоративный дух
8 и 9 августа на базе стадиона «Динамо», а также школ № 16 и 



     №08 (153)
     август 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Уфимские дворяне Лопатины


Этот род происходит от стольников Алексея и Василия Ивановичей Лопатиных. Основателем уфимской ветви рода был Сидор Лопатин. В десятне 1626 года против его имени было отмечено то, что верстан он был в Москве при царе Борисе, служил в детях боярских в Уфе при царе Василии. Однако в материалах архива Дворянского собрания, частично скопированного по поручению городского головы Д.С. Волкова, есть данные о том, что Сидор Лопатин служил еще при царе Федоре Иоанновиче. Таким образом, есть основания полагать, что Лопатины появились в нашем крае со времени основания Уфы.


В документах писцового производства Сидор Лопатин впервые отмечен в 1607 году. Согласно записи от 12 июля в Отводной книге ему была отказана пашня на Шугуровой реке, по соседству с поместьем Рудака Уракова. Всего он получил 30 четвертей пашни (45 десятин или 1,09 гектара), что составляло меньше трети положенного ему поместного оклада. Вероятно, это обстоятельство подвигло его на поиски новых земель. В 1613 году он оформил на свое имя небольшое поместье между дачами Сергея Аничкова и Максима Гладышева. По-видимому, при этом были нарушены земельные права его соседа - Никиты Уракова. Последний написал жалобу на то, что Константин Голубцов, отмерявший землю, «зделал отвод ложно по дружбе». Однако Лопатину не пришлось отвечать на претензии соседа, поскольку Сидор был убит в бою с калмыками в 1620 году. 
Его старший сын – Алексей был верстан в дети боярские в 1621 году, как отмечено в указе, в «вымороченный» оклад своего отца. В 1622 году он подал челобитную с просьбой закрепить за ним поместье отца на реке Шугуровке. На государевой службе Алексей Сидорович проявил себя как незаурядный дипломат, пользовавшийся безусловным доверием властей. Дело в том, что с 1620 года уфимская администрация получает от правительства полномочия вести любые переговоры с калмыками, вплоть до приема в российское подданство отдельных их правителей. В 1630 году Лопатин был направлен для сопровождения калмыцких послов в Москву, «находился при них с человеком своим на станах и подворьях в приставах, для их кормления, с ним же послано жалование денежная казна для уплаты тем послам». В 1641 году «по государеву указу» с Алексеем Лопатиным в Уфу из Москвы были посланы калмыцкие тайши «с государевым жалованием с 4 планками золотыми, одной цена 32 рубля 31 алтын, другой 29 рублей 23 алтына, третьей 29 рублей, четвертой 27 рублей, да сукно на однорядки». Как видно, калмыки не очень доверяли российским деньгам, предпочитая привычное золото. Впрочем, дипломатические поручения не освобождали дворянина от основной службы - походной. В 1635 году Алексей Лопатин принял участие в одном из самых кровопролитных сражений с калмыками в Зауралье. В верховьях реки Белой отряд уфимцев при поддержке башкирской конницы разгромил калмыцкое войско во главе с сибирским царевичем Чучалеем. Но здесь погибла третья часть дворянского гарнизона Уфы. К 1647 году его уже не было в живых, но согласно переписной книге по Уфимскому уезду в его поместной деревне Сидоровой на Шугуровой реке проживала его вдова Арина с четырьмя сыновьями - Евдокимом, Степаном, Никифором и Никитой. Крестьян и бобылей за ними не было. Вдова Алексея Лопатина пережила не только четырех царей, но и почти всех своих сыновей. 
Второй по старшинству сын Сидора Лопатина – Иван к 1637 году уже служил в дворянском списке Уфы. Согласно переписной книге 1647 года за ним также числилась деревня на Шугуровой реке с 3 дворами, в которых значилось 5 душ крестьян мужского пола. Иван, как и отец, погиб в сражении с калмыками, но только позже – в 1648 году. После него осталось два сына, служивших в Уфе, – Василий и Федор. Василий Иванович в 1649 году получил во владение поместье отца на Шугуровой реке, а через 16 лет за участие в подавлении башкирского восстания Василий Лопатин был пожалован придачей (добавлением) к дворянскому окладу поместного 2 рублей к годовому жалованью. Подобные награждения следовали только в случае, если служилому человеку удавалось лично уничтожить одного или более противника. Счет велся только «явстенно», т.е. при свидетелях. В ряде указов о пожаловании придачи так и писалось: за «убитого калмыцкого мужика». В 1683 году Василий Иванович Лопатин «за службы и за раны», полученные им в боях с башкирами и калмыками, вновь награждается денежной придачей. Во время восстания 1682-1684 годов он был назначен головой (командиром) отдельного отряда уфимских служилых людей. В 1684 году, командуя небольшими силами уфимского гарнизона, успешно отбил переправу через реку Уфу у осаждавших город башкир. В продолжении боя у села Богородского отряд уфимцев отбросил «изменников» от города. В 1685 году за эту и другие службы Василий Лопатин получил должность сборщика ясака по Казанской и по Осинской дорогам, а в 1691 году за службы и за раны был написан в самый престижный для провинциального дворянина выборный список, из которого комплектовалась личная охрана царя. И только выборные дворяне имели право участвовать в земских соборах. 
 Двоюродный брат Василия Ивановича - Евдоким Алексеевич Лопатин в 1641 году получил часть дедовского поместья на реке Шугуровке. В 1654 году за успешную операцию по выкупу пленных башкир в калмыцких улусах был пожалован придачей в 
1 рубль денежного жалованья. 
В 1661 году судился с башкирами Минской волости за право владения рыбными ловлями на Белой реке «на городовой стороне». Судебное решение носило компромиссный характер: эти угодья были переданы Евдокиму в оброк по 4 алтына в год. В 1663 году Евдоким серьезно пострадал в ходе конфликта с родственниками из-за пахоты. Евдоким с сыном Федором, объезжая свои земли, застал своих двоюродных братьев Константина и Алексея Лопатиных за городьбой его пашни. Угрозы Евдокима подать челобитную понимания у братьев не вызвали. Кузены принялись «…хватать его с лошади на землю и начали обухами бить и бив его на той земле покинули и ушли и тем обесчестили, и по осмотру явилось по нем битых мест обе руки возле локтя переломлены». В допросе братья не признали факта избиения родственника, сказав, что «городили де свою землю, а никого не бивали, а были в лесу и рубили колья». В 1666 году во время башкирского восстания Евдоким был убит. После него осталось пять сыновей – Федор, Иван, Афанасий, Василий и Петр. 
Согласно Ландратской книге 1718 года Федору Евдокимовичу было 70 лет, он жил в своей деревне на Шугуровке с сыновьями Андреем 23 лет и Александром 21 года. За ними числилось 8 душ мужского и 7 женского пола. 
Два брата Федора Евдокимовича Лопатина – Иван и Василий стали фигурантами долгого судебного разбирательства, в ходе которого потребовались следственные показания всех уфимских дворян. Иван Лопатин, по словам челобитчика С.Пекарского, не являлся на службу по охране границы. Жалованье за него «имал подставно» его родной брат Василий Лопатин. Неявка на станичную службу – явление вполне ординарное, но Пекарского возмутило поведение Ивана, который «…в лес бегает, дни по 2, 3, 4 и более живет и жалование емлет, а с села Богородского крестьянами неводом рыбу ловит, и живучи с ними на песке из лука стрелял и в кулаки бился и шахматы играл». Опрошенные дворяне так же признали служебную недееспособность Ивана Лопатина по причине его странного, с сословной точки зрения, поведения. 
Сын Василия Евдокимова сына Лопатина – Осип стал фигурантом более серьезного судебного разбирательства. В 1715 году фискал Л. Яковлев прислал в Сенат доношение о ссоре, произошедшей между дворянами М. Аничковым и В. Ураковым. Во время «государева ангела» на обеде у коменданта И. Бахметьева они бранились и называли друг друга изменниками. Началось следствие, в ходе которого выяснилось, что оба дворянина обвиняли друг друга в измене, которая имела место во время разгрома уфимского солдатского полка П.И.Хохлова башкирами осенью 1707 года. Сенатское расследование, начатое в 1716 году, показало, что П.И.Хохлов еще в начале похода утратил контроль над своими подопечными. У горы Юрактау башкиры захватили все пушки и обоз. Оставшиеся в живых служилые люди заняли оборону в лесу, где в течение недели отбивали подступы восставших. Из полкового лагеря на сторону башкир перешли уфимские дворяне, среди которых находился и Осип Лопатин. Перебежчики не только сообщили восставшим, что кончился весь порох, но и лично приняли участие в нападении на укрепленные позиции полка. При этом башкиры «…приступили и били на них за щитов из луков и пищалей непрестанно, а в управлении тех щитов были уфимские служилые люди Дмитрий Сюзьмин, Максим Аничков, Осип Лопатин, Василий Гладышев, сотник Петр Шапошников и иноземец Алексей Жуков». Разбор дела 1715-1716 года так и не был закончен. Следователи сослались на смерть командира полка, а также многих фигурантов этого происшествия. Между тем Осип Лопатин еще в 1718 году проживал в Уфе с сыном Михаилом, за ними числилось двое дворовых людей.
К началу XVIII века Лопатины не приобрели значительного состояния. Даже по уфимским меркам их род нельзя отнести к среднему слою помещиков. По поводу росписи приданого, которое получил Дмитрий Константинов сын Лопатин за своей женой Меланьей Савиной в 1702 году, историк уфимского дворянства В.А. Новиков весьма красноречиво отметил: «Такое приданое, если принять в расчет невысокую ценность в то время жемчуга и соболя, посовестился бы дать мало-мальски зажиточный крестьянин, а между тем Лопатин так ценил это приданое, что для обеспечения получения обещанного счел нужным оформить актом за подписями 7 дворян». В роспись приданого входили телагрея китайчитая, телагрея кумашня с кружевом, кокошник жемчужный, два кокошника золотых, борок жемчужный (нанизанное ожерелье, несколько ниток бисера), два креста серебряные, две серьги одна с жемчугом, четыре перстня серебряных, семь рубах, шапка соболья, перина с головьем, одеяло баранье, мерин бурой пяти лет, нетель рыжа стельна, две овцы».
Согласно Ландратской книге 1718 года все землевладение рода Лопатиных было сосредоточено вокруг трех деревень на реке Шугуровке, заложенных еще Сидором Лопатиным в начале XVII века. В них проживал 31 помещик из рода Лопатиных. Они владели 26 душами крепостных и дворовых людей. Судя по всему, Лопатины никогда не чурались личного участия в полевых работах, о чем косвенно свидетельствует конфликт между двоюродными братьями.
XVIII и XIX века не принесли благополучия и служебных успехов Лопатиным. По третьей ревизии в Уфимской провинции значилось всего два владельца крепостных, оба проживали в деревне Лопатиной на Сибирской дороге. Это - отставной дворянских рот квартирмейстер Андрей Федорович Лопатин с 5 душами мужского пола и оренбургского драгунского полку отставной капрал Иван Михайлов сын Лопатин с одним крепостным крестьянином.
В 1799 году Лопатиным принадлежало только одно сельцо на Шугуровке «общего владения прапорщиков Федора Андреевича, Никиты Андреевича, Афанасия Ивановича, сержанта Федора Петровича, прапорщика Дмитрия Ивановича, сержанта Артемия Ивановича и не служивших дворян Александра Ивановича и Павла Ивановича Лопатиных». За ними числилось 275 десятин земли и 8 душ мужского пола. Кроме того, к сельцу были приписана 151 десятина сенных покосов.
 Очевидно, что имение не могло быть источником существования для столь многочисленного семейства. В 1853 году сельцо Лопатино принадлежало «не бывшему в службе дворянину Лопатину». В его владении указано всего 81 десятина земли и 6 душ мужского пола.
Некоторые представители рода в XIX веке служили в небольших чинах в губернском правлении или по выборам дворянства. В 1848 году смотрителем Стерлитамакской городской больницы служил 32-летний коллежский регистратор Ананий Лопатин. Никакого имения, даже квартиры, за ним не числилось.
Подводя итог истории уфимского рода Лопатиных, отметим, что его представители разделили судьбу большинства дворянских семейств края. В большинстве своем они служили Отечеству честно и достойно. Однако правительство явно не соразмеряло величину возложенных на местное дворянство обязанностей ни с численностью сословия, ни с его материальными возможностями. В то же время разорительная и опасная служба (многие представители рода погибли в ходе военных действий) не оценивалась адекватно. Награды за нее носили символический характер. По этой причине дворянские роды Уфы вполне закономерно беднели. В XVIII – XIX веках их финансовая несостоятельность обусловила неспособность дать своим детям приличное образование, что в свою очередь препятствовало карьерному росту и благополучию представителей древнейших родов Уфы. В дальнейшем Лопатины постепенно превратились фактически в обычных крестьян, только сохранивших принадлежность к дворянскому сословию. По переписи 1917 года из 14 дворов в деревне Лопатино в 13 проживали надельные дворяне, весьма средние по достатку.


Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости