ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Президент - президенту
Владимир Путин своим указом наградил орденом Почета президента Башкортостана ...

Кладовой истории - 150
Национальный музей Башкортостана отметил полуторавековой юбилей.
Основа...

Дети получат стипендии

В ноябре впервые состоится награждение детей-
сирот - стипендиато...

Уфа встречает журналистов
Уфа - первый город национальных республик, завершающий Всероссийский конкурс н...

Московский вкус бишбармака

В Москве на ВДНХ  прошел День Республики Башкортостан. 
Уфа п...

Праздник в столице
В честь Дня народного единства 1, 2, 3 и 4 ноября в Уфе пройдут фестивали, концерты,...

Самые оперативные - демчане
В Уфе прошли соревнования аварийных бригад районных УЖХ города. В этом году кон...

Без права на ошибку

В парке Гафури появится Грамотная аллея. Здесь установят новые арт-объ...

В помощь детям Донбасса
Средства, собранные в ходе благотворительной акции «Эстафета мира и добра», по...

Шекспир без границ
Национальный молодежный театр РБ имени М. Карима вернулся из Барнаула, где прош...

А ну-ка, мамочки!
28 ноября в Театре кукол состоится городской конкурс «Я - Мама!». Организаторы - К...

«Маска», я тебя знаю



     №11 (156)
     ноябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Бежит трамвай по кругу…


В пьесе Уильямса «Трамвай «Желание» - красивая аллегория, имеющая реальный прототип. Его собрат с таким же названием существует в Новом Орлеане… Уфимские трамваи таких имен не имеют, только номер, но каждый из них везет нас до нужного назначения – кого на работу, кого на учебу, кого к друзьям в гости. Иногда ждешь его с таким нетерпением и так радуешься появлению, что этим эмоциям может позавидовать любое романтическое свидание.

Многие горожане начинают свой день  с поездки на этом виде транспорта… Даже заядлые автомобилисты время от времени становятся пассажирами, что и понятно - удобно, недорого и довольно быстро можно добраться до нужного места. В один из дней мы решили проехаться по трамвайным маршрутам и начали свой  городской вояж с депо №2 на улице Трамвайной, расположенного у Городского Дворца культуры.
Просыпайся, город
5.02. Над улицами – ночное покрывало, в домах редко в каком окне увидишь свет, но депо уже живет в рабочем ритме. Вот на линию выходит трамвай под №2031, идущий по маршруту №8. Знакомимся с водителем. Наталья Разумнова «за штурвалом» уже 7 лет (На фото). Впереди у нее 12-часовая смена, несколько полных рейсов. 
- Встаю полчетвертого, до работы добираюсь пешком, это - 10 минут ходьбы, но обычно нас довозит до работы дежурный автобус, - рассказывает она. 
Первым делом водители проходят медосмотр, проверяется давление, и только если все в порядке, им выдают путевой лист. Дальше нужно получить «добро» диспетчера, взять книгу поезда – документ, в котором фиксируется все, что касается готовности трамвая, и, получив экипировку, инструменты, микрофон, приступить к своим обязанностям. Обычно у каждого вагона свой закрепленный за ним водитель. Наталья, к примеру, практически неразлучна со своим Т6 Б3.
Чистота салона - тоже ее забота. Уборщики моют их вечером, но водитель, как хорошая хозяйка, не может позволить себе выехать, не наведя последние штрихи. Проверяют и внешний вид, и исправность всех систем - тормоза, колодки. Еще один контроль предстоит на выходе, и только затем - по графику на линию. Первая остановка - «Парк имени Калинина».
Заходят первые пассажиры, даже в ранний час их немало - рабочие и служащие – БХП «Агидель», Мясоконсервного комбината, «Стеклонита», второй площадки УМПО, хлебокомбината… 
Знакомимся с одной из пассажирок. Валентина Андреевна ездит на «восьмерке» каждый день, это - единственный способ в столь ранний час добраться до хлебокомбината, где она трудится. Утром обычно много народу, но ехать недолго. «Не успеваю даже вдоволь налюбоваться видом за окном, – говорит она, - здесь всегда очень красиво: парковая зона, даже сейчас, поздней осенью, здесь в «золоте» деревья…».
- Давно езжу этим маршрутом, - вступает в беседу еще один пассажир, - живу на Гастелло. Кстати, помню, как тянули ветку к нам в середине 50-х годов, как радовались  первому тогда еще с деревянным корпусом вагону, двери у него закрывались вручную. Мои собеседники вышли на своих остановках, а мы уже прибыли на «ВАЗ».
Здесь случился небольшой затор. Поломка одного из впереди идущих трамваев затормозила все движение. Пассажиров пришлось высадить и заняться маневрами, чтобы освободить путь для движения. Вскоре  проблема была решена. Во время вынужденной стоянки разговорились  с еще одним водителем. Флюра Вакилова водит трамвай 31 год, к таким ситуациям уже привыкла. 
- Нередко бывает иначе, стоим подолгу, когда случается ДТП на трамвайных путях, - говорит она. - Приходится ждать ГАИ. К нам они не спешат, а ведь  у нас – огромный пассажиропоток.
Но вот пути освободились, и мы вновь на маршруте. 
Проехали больницу №17, сделали двойной поворот у Колхозного рынка… Первый круг завершен. А впереди еще целая смена. Мы пожелали водителю удачного дня и отправились в другую часть города. 
Север и юг столицы ныне не связаны трамвайными линиями, как в прежние времена, поэтому проделываем часть пути на троллейбусе.
А уже с остановки «Госцирк» отправляемся на трамвае. За окном проплывает улица Зорге, Дворец спорта, автовокзал, а дальше путь раздваивается: «пятерка» уходит на Революционную и дальше идет по улице Аксакова, до Пушкина… 
Южную часть города обслуживает депо имени Зорина. На его балансе - вагоны усть-катавского и ленинградского производства, а также 10 единиц специальной техники: снегоочистители, вагон-платформа, сварочный вагон и сетеизмеритель. Зоринцы отправляют электротранспорт  по восьми маршрутам с конечными станциями «Зеленая роща», «Улица Пушкина», «Железнодорожный вокзал», «Госцирк». Депо является передовым по освоению новых серий подвижного состава, в их числе низкопольный трамвай с асинхронной системой управления модели 71-623. 
Мы же едем в «пятерочке». В салоне немноголюдно, есть свободные места. Тесно здесь только в часы пик, но вагоны идут друг за другом, и можно дождаться тот, в котором посвободнее. 
На этом маршруте можно встретить людей самых разных возрастов. Мнение, что этот вид транспорта только для пенсионеров, весьма ошибочно. Молодежи  немало: едут на учебу студенты медколледжа, авиационного техникума, БГУ. Маршруты, также пользующиеся популярностью, - №№ 10, 1, 16, 7, идущие от железнодорожного вокзала к центру столицы, часто везут гостей Уфы. 
- Помню, как мы, студенты университета, возвращаясь в город после каникул из сел и деревень, ждали свою «единичку» - первый утренний трамвай, - рассказывает Светлана Кияшко. – Тогда это был единственный транспорт, идущий отсюда на кольцо к Детскому миру. А оттуда уже можно было ехать куда угодно. И вот он, еще «сонный», появляется из-за горы, значит, через 30 минут мы будем у родного университета, бросим в общежитии сумки и успеем на лекцию.
Это были 70-е годы. Уфимскому трамваю тогда уже было более полувека. Перелистаем страницы его истории. 

В 1934 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о строительстве в Уфе трамвайной линии. В 1936-м оно началось на улице Зенцова (ныне Ленина). В 1937-м совершен пробный пуск, на следующий день открылось движение трамвая - от здания Почтамта до улицы Пермской. В то время трамвайных колец ещё не было, и трамвай просто заезжал на встречные пути и ехал обратно задом наперед. Кабины вагоновожатых были спереди и сзади, и водитель переходил в другой конец трамвая.
1940 год. Протяженность путей составляла 21 км на трех маршрутах, по которым ходили 17 вагонов. Участок от улицы Бабушкина (типографии) до Мясокомбината был однопутным с разъездами.
50-е годы. Открыто депо №2 как структурная единица (цех) нефтезавода. Проложена линия от него (через Колхозный рынок) до Монтажников. Построена линия от поворота на улицу Ульяновых до Космонавтов, она продолжена до НУНПЗ и проложена линия от кольца «Улица Космонавтов» до БХП «Агидель» (через улицу Шумавцова) и до стадиона имени Гастелло.
60-е годы. Получены первые 10 вагонов модификации РВЗ-6. 
Открыта линия по проспекту Октября на участке Трамвайной до Космонавтов, построена линия до улицы Ветошникова и открыт 16-й маршрут. Трамвай пошел по улицам Большая Гражданская и Рихарда Зорге (маршруты 5, 9, 10, 14).
70 –е годы. Открыта линия по бульвару Ибрагимова.  Построена линия до улицы Менделеева, а 16-й маршрут продлён до «Санатория  «Зелёная роща». Открыты кольцевые маршруты: №№21 и 22. Открыта линия до Химпрома с запуском маршрута №23 «Улица Космонавтов» — «Улица Инициативная».
80-е годы. Ликвидирован участок по улице Ленина от улицы Революционной до Оперного театра (кольцо находилось на площади перед нынешним Гостиным двором). Маршрут №1 запущен до «Санатория «Зелёная роща». 4-й и 9-й маршруты продлены до улицы Пушкина. Запущена линия по улице Вологодской от «Автоцентра «ВАЗ» до «Стадиона имени Гастелло», по ней пустили 14-й маршрут.
В 1986 году протяженность трамвайных путей составляла 156 км.  
Начало 2000-х. Прошел демонтаж трамвайной линии на проспекте Октября между «Госцирком» и «Аграрным университетом».
Отменено движение до улицы Дзержинского в связи с реконструкцией железнодорожного вокзала. Приостановлено движение маршрутов №№ 7, 10, 19.  В Уфе - 20 трамвайных маршрутов.
2007 год - открыто движение к железно
дорожному вокзалу. 
2008 год. Подвижной состав 
МУЭТ - 224 вагона. В 2008 году  началось сокращение протяженности путей. В августе-сентябре полностью демонтированы трамвайные пути на пр. Октября.  Построены два разворотных кольца: северное — вокруг памятника Калинину и южное — рядом с Госцирком.
2010 год - построено оборотное кольцо на остановке «Стадион имени Гастелло». 

Будущее за трамваем!
С августа этого года генеральным директором  МУП МУЭТ назначен Аскар Фазлыев. Он рассказал о сегодняшнем дне уфимского электротранспорта и перспективах его развития:
- Что изменилось в последнее время?
- О радикальных изменениях пока говорить не приходится, только о тех идеях, которые начали реализовываться. В настоящий момент больше занимаемся антикризисным направлением. 
- Будет ли в Уфе скоростной трамвай?
- Проект, который два года назад хотели внедрить, сейчас приостановлен, в том числе из-за геополитической ситуации. Главным его инвестором был Европейский банк реконструкции и развития. В настоящий момент финансирование приостановлено. На сегодняшний день в проекте заинтересован Банк Москвы. Ведем переговоры с турецким Импортно-экспортным банком и другими, а также с лизинговыми компаниями в вопросах обновления подвижного состава. 
- Что сейчас в  повестке дня?
- Работаем над реорганизацией структуры предприятия, хотим в ближайшее время увеличить денежное довольствие работников. Предстоит одномоментно реализовать большой объем задач. При поддержке города и республики мы эти вопросы решим. В том числе с компенсацией понесенных расходов по перевозке льготных категорий граждан – инвалидов, учащихся, пенсионеров. Нужно отметить, что городской бюджет свои обязательства выполняет в полном объеме и даже больше.
- Каким вы видите будущее электротранспорта?
-  Весьма перспективным. Выбросы в атмосферу  от автомобилей составляют 75 процентов. Чтобы снизить этот показатель, нужно развить экологически чистый транспорт, каким и является трамвай. 
Второе - безопасность. Обеспечить ее может только крупное  транспортное предприятие, где эти вопросы поставлены очень профессионально. Даже с точки зрения пассивной безопасности. Не дай бог кому столкнуться с трамваем, шансы, что пострадают наши пассажиры, минимальны.  
Следующий момент. В отличие от нелегальных перевозчиков мы платим налоги в полном объеме.
- Рентабельно ли предприятие? Проезд в электротранспорте все же относительно недорогой.
- В таких городах, как Челябинск, Екатеринбург, Ярославль электротранспортники обеспечивают текущую рентабельность своих предприятий. Да, они не строят пути, не приобретают подвижной состав, но содержат сами себя. У нас стоит задача – выйти на такой же уровень. Возможно, придется повышать тарифы, но при этом мы будем стимулировать пассажиров приобретать различные варианты  проездных билетов (месячных, декадных и так далее), в которые будут заложены существенные скидки, и исходя из того, что если человек пользуется электронными видами оплаты, то он не почувствует на себе удорожание проезда. Такая система будет развиваться.
- Станут ли трамваи более комфортными?
- Начали и эту работу. К сожалению, в имеющемся и даже в новом подвижном составе не всегда есть отопление и подогрев водительских мест. 
- Что делается для привлечения  молодых пассажиров?
- Будем  совмещать наши электронные билеты - пластиковые карты с возможностью бесплатного вай-фая в  нашем подвижном составе. Молодой человек, взяв билет, автоматически получит доступ к этой услуге.
- У нас уже вроде бы есть в трамваях вай-фай? 
- Одно время, да. И сейчас будем это развивать и дальше. Тем более что теперь нужны паспортные данные пользователя Интернета. Продавая проездные билеты, нужно «привязывать» их к паспорту.
- Сколько всего трамваев в Уфе?
- У нас на линию ежедневно выходит 100 трамваев и 150 троллейбусов. Если говорить о приобретении новых, то финансово это сейчас сложно, и мы пошли по пути восстановления имеющихся вагонов - капитально их ремонтируем и фактически получаем новую машину. По десяти троллейбусам ведем такую же работу.
- Будет ли автономным ход троллейбуса?
- Есть свои нюансы. Что нам дает автономный ход? Во-первых, мы обязаны менять систему управления на транзисторное полупроводниковое, что позволяет нам экономить электроэнергию до 30 процентов. Причем, если ход автономный, сэкономленная энергия уходит в аккумулятор. Автономный ход – будущее троллейбусов, реальная экономия электроэнергии. 
- Недавно в Черниковке сгорел трамвай. Случай взбудоражил многих горожан. Что делается в плане безопасности?
- Большая работа связана с созданием защиты от короткого замыкания автоматических систем (если бы такая стояла, мы бы избежали возгорания того трамвая). Тестируем оборудование и будем изыскивать средства, чтобы его установить.
- Каков возраст самого старого городского  трамвая?
 - Буквально на днях списан трамвай, который ходил с 1964 года (еще с деревянным кузовом), многие его ровесники все еще на линии – им по 40-50 лет. 90 процентов электротранспорта имеют большой моральный износ, но физически они исправны. 
Дело даже не в покупке новых. У нас пути и контактные сети изношены, запустить новые трамваи по старым рельсам нельзя. В первую очередь надо провести работы по реконструкции путевого и сетевого хозяйства. Контактные сети тоже на поверхности, у нас же есть еще и подземные кабели, которые тоже сильно изношены, и их надо менять. Словом, нужно провести  колоссальный объем работы. 
Надеюсь, депутатский корпус республики поддержит нас,  чтобы включить в план развития.
- Как связать север – юг столицы?
- Проект, о котором говорили выше, должен был решить эту задачу. В ноябре объявим конкурс на проектирование трамвайной линии  по улице Российской, которая свяжет северную и южную части города. Для этого нужно закольцовывать транспортную систему, если есть кольцо, то можно двигаться в другом направлении. Будут развиваться линии  от улицы Менделеева в сторону Черниковки через Сипайлово, Глумилино. Со временем вернемся к вопросу строительства скоростного трамвая по улицам Зорге – Блюхера. 
- Избавимся ли мы от дорожных «пробок»?
- Именно электротранспорт мог бы решить проблему. Это доказано обычным математическим расчетом. Если у автомобильной трассы пропускная способность за час – сотни пассажиров, то у трамвайной линии – тысячи. 


Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости