ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №2 (39)
     Февраль 2005 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УРОК ГЕОГРАФИИ"

Прогулки с филокартистом по старой Уфе


2. Переправа, переправа...

Среди тематических открыток, посвященных русским городам, немалую долю составляют виды мостов и переправ. Как правило, это были колоритные и потому популярные сюжеты. Немало коллекционеров увлечены этой проблематикой, я знаю даже коллегу, избравшего для своего ника в Интернете распространенный у собирателей термин mostovik. И, конечно, издатели уфимских открыток отдали щедрую дань этой теме, а как же иначе! Уфа-то на реках стоит! Особенно повезло Оренбургской переправе - почтовых карточек, посвященных ей, издано множество. Глядишь на эти открытки сегодня и как никогда чувствуешь дух времени, слышишь конское ржание, рёв пароходной сирены, скрежет линей о деревянные кнехты, разноязыкую - русскую, татарскую, башкирскую, цыганскую речь, чувствуешь запах нагретого дерева, смолы, дегтя, конского пота, свежего молока и хлеба: Итак, главные ворота в город - Оренбургская переправа!

Уфа, основанная в XVI веке как военная крепость, безусловно, имела чрезвычайно выгодное фортификационное местоположение. Гористые кручи, на которых расположен город, окружены со всех сторон естественными водными преградами - реками. Можно подумать, сама природа позаботилась о надежной защите живущих здесь людей. Именно Белая стала почти непреодолимой преградой для осаждающих город повстанцев в пору пугачевского бунта - защитники Уфы в районе Троицкой горы пробили широкую прорубь, через которую бунтовщики так и не сумели переправиться. Лишь в обход, через Золотуху, с превеликим трудом взволоча в гору две пушки, отряд повстанцев попытался прорваться в город в окрестностях Благовещенского монастыря, где и был наголову разбит:
Но представим себе гораздо более милую сердцу мирную картину. Начало XX века, весна, за полноводной широкой рекой раскинулся утопающий в цветении тысяч яблонь город. Блестят в рассветных лучах купола церквей, стрелой вонзается в небо зеленый минарет соборной мечети, а внизу, у Троицкой горы, ждёт своих завсегдатаев торговая площадь. Но река, разлившаяся верст на десять-пятнадцать, из былого союзника превратилась в серьезную помеху размеренному течению городской жизни.
Крестьянин, выехавший затемно из Булгаково или Искино на телеге, груженной крынками со сметаной, маслом, молоком, творогом, поторапливает лошадь - уж близок час, когда взревет мотор парохода, подтягивающего к мосткам утлую низкую посудину - два баркаса, соединенных настилом, и - тогда не зевай! Множество подвод устремится к узкой горловине въезда, а там уж - дай Бог помощи попасть в первый десяток да поскорей переправиться, поскорей занять место побойчей, продать свой не терпящий заминок товар, купить в лавках гвоздей, соли, керосину и - обратно, на ту сторону.
А у переправы - опять затор. Опять жди часами своей очереди: И, наверное, не один нетерпеливый возчик на чем свет стоит костерил городские власти - когда же кончится эта морока с паромами да косными и полукосными лодками*! Пора, пора бы уж подумать о мосте! Сколько бы выгоды было и городу, и всем окрестным деревням! Вот только не скоро это дело сделается:
В течение полутораста лет без малого город наводил на Белой наплавные плашкоутные мосты. Ох, и хлопотное то было дело! И сам процесс наведения и съема достаточно трудоемкий - со спадом воды в реке на быстром течении нужно было выстроить в прямую как стрела линию 10 плашкоутов, каждый о двух якорях, положить широкие - по 13 сажен - настилы, а перед ледоставом быстро разобрать служившее несколько месяцев сооружение. А еще еженощно, кроме четверга, с 2 до 5 часов нужно было разводить мост для пропуска крупных судов и плотов, для чего устраивались два выводных плашкоута.
А сколько с временным мостом непредвиденных ситуаций, аховых положений? Река - могучий живой организм, может сокрушить и железобетон, а что уж говорить о сооружении, крепящемся одними только пеньковыми канатами и железными цепями, каковым и был наплавной мост? 26 июля 1808 года негласный летописец Уфы Михаил Семенович Ребелинский, служащий местного губернского правления, записал в своем дневнике: "В сей день начали наводить на Белой реке вновь устраиваемый мост, на коем архиерей служил молебен и водоосвящение, в присутствии военного и гражданского губернаторов". Прошло чуть менее трех месяцев, и Ребелинский засвидетельствовал первую катастрофу с мостом: "1808 г., 24 октября. На Белой прошел весьма сильный лед, коим вырвало половину почти моста и унесло ниже архиерейского дома". Позднее, чтобы избежать подобных неприятностей, мост снимали уже 10 октября.
Но, конечно, наплавной мост для города несмотря ни на что был подлинным спасением, хотя и временным. В 1883 году в казанской газете "Волжский вестник" было напечатано письмо из Уфы: "Все главные жизненные продукты поставляются в город жителями степной части из-за Белой и потому вполне естественно, что всякие препятствия на этом пути являются для горожан чисто несчастьем. Цены на продукты первой необходимости повышаются чуть ли не вдвое. Богатые, зная это, запасаются заранее, но в городе есть и беднота, перебивающаяся с куска на кусок, терпит громадные недостатки и переплачивает прасолам двойные деньги.
Причина этого прямо зависит от удобства и скорости сообщения, и поэтому население, скрепя сердце, переживает такое поистине тяжелое время. Да и для сельского населения трудные переправы через реки также составляют немалое несчастье: некуда во время пасхи и по хорошим ценам сбыть свои произведения:
Пароходы могут взять только один паром, на котором много-много уместится десять подвод одноконных. А Белая разливается на пятнадцать верст, а тут подъезжает почта, чиновники, которых перевозят без очереди, дожидаются иногда по неделям, а потом поневоле уезжают обратно восвояси..."
О немалом времени ожидания парома на Белой можно судить и по такому факту: хозяева чайной при Оренбургской переправе открыли в своем заведении: библиотеку. Видно, посетители чайной (каковыми были почти исключительно ожидавшие переправы), располагали достаточным досугом, чтобы почитать и свежую прессу, и новинки литературы! Так и представляешь себе этих возчиков, берущих с полок кто Блюхера и "милорда глупого", а кто и Белинского и Гоголя: То-то чертыхались, небось, господа крестьяне над классиками! А буде у кого возникала шальная мысль попытать счастья переправиться по мосту железнодорожному, то здесь же, в читальне, можно было из газеты "Уфимская жизнь" (1 июля 1916 года) узнать о том, что подходить к мосту разрешено лишь на расстояние не ближе 150 сажен вверх и вниз по реке; "не подчинившиеся этим правилам рискуют подвергнуться обстрелу"! Так что пей чай, листай газеты и жди, пока до тебя очередь дойдет:
Наплавной мост, не раз подвергавшийся модернизации, действовал на Оренбургской переправе вплоть до середины
50-х годов XX века. В 1956 году был сдан в эксплуатацию постоянный автогужевой мост, служащий и поныне. В конце 1980-х - начале 1990-х параллельно ему был построен еще один, с вдвое большей пропускной способностью, именно он теперь является главной артерией, связующей Уфу с забельскими просторами. Тысячи и тысячи машин ежедневно проносятся по нему в обе стороны. И лишь старинные открытки напоминают о тех неудобствах с переправой, которые испытывали уфимцы на протяжении ни много ни мало трехсот с лишним лет.

Помимо собственных данных использованы издания: Буравцов В. Оренбургская переправа // Уфимские ведомости, 2003, №35; Ерофеев Ю. Не вдоль, а поперек // Бизнес-партнер, 2004, №5; Пугачев В.В. Уфимская книжность. Уфа, 2004.

Журнал "Уфа" // Виталий Фёдоров








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости