ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержим своих!
Глава республики Рустэм Хамитов встретился с представителями крупного бизнес...

Вмешалась политика?
В Лозанне (Швейцария) определились с местом проведения в 2021 году Всемирных игр.<...

Дефицит не предвидится
После резкого скачка цен на товары в декабре ситуация на продовольственном рын...

На эмблеме - «Уфа» и «Россия»

Утвержден официальный логотип председательства Российской Федерации ...

В верном направлении
Разрабатывается Стратегия развития Уфы, которая будет содержать согласованны...

Приз - за «Путешествие»
Награждены победители третьего открытого конкурса «Дверца в сердце», проводим...

Чей отпечаток?
За состоянием атмосферного воздуха теперь будут следить автоматизированные с...

В гости из Поднебесной
Туроператоры из КНР заинтересовались туристическим потенциалом Уфы. Китайски...

Сосчитаем зимующих
В Уфе стартовала акция «Серая шейка-2015». В ее рамках проводится учет водоплаваю...

Стань книгоношей

Стартовал социальный проект, в рамках которого горожане могут собират...

Все в одном доме
Весной в Уфе появится визитный дом республики. Об этом на панельной дискуссии п...

Велосипедисты, слово за вами!
Уфимцы смогут сами определить маршрут следующего «Дня 1000 велосипедистов».


«Золотые» мушкетеры



     №02 (159)
     февраль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМ-КЛАСС "

Химия малая. Перспективы огромные


До того как Коко Шанель пришла в голову мысль создать собственный парфюм, в изготовлении духов использовались лишь натуральные ингредиенты: экстракты цветов, мускус, амбра - ароматы были предсказуемыми и нестойкими, поэтому душиться было принято обильно. Однако Эрнест Бо, которому было поручено создание принципиально нового аромата, был увлеченным химиком-экспериментатором. Поэтому он представил Шанель несколько пронумерованных пробников; в состав выбранной композиции №5 входило 80 различных ингредиентов, однако преобладание основного аромата (жасмина) не чувствовалось благодаря применению альдегидов. К тому же они придавали новым духам свежесть. Этот аромат, созданный в 1921 году, и сегодня производится по той же формуле и является прекрасным примером продукта, который выпускается в небольших объемах, но приносит миллионные прибыли.


- Сегодня из примерно 500 возможных продуктов переработки нефти и газа в республике производится не более 100, - обрисовал ситуацию в химической отрасли вице-премьер правительства республики Дмитрий Шаронов. - Мы выпускаем в основном продукты первых переделов с рентабельностью до 40 процентов. Остальные 400 наименований - в основном из нашего же сырья - делают за рубежом, причем со значительно большей рентабельностью. Так что на закупку различной нефтехимии из-за рубежа мы тратим порядка 30 миллиардов долларов ежегодно. Если бы начали производить все это сами, в нашей экономике могло бы появиться большое количество новых рабочих мест и предприятий-налогоплательщиков. 
- При этом 90%  материалов для производства инновационных видов промышленной продукции - это именно «малотоннажные» химические вещества, - подчеркивает председатель Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров. 

Закрыли «Химпром»? Открывайте!
В 2013 году на форуме «Большая химия» было подписано соглашение о создании кластера малотоннажной нефтехимии.
О том, как он работает, и о дальнейших перспективах данной отрасли в республике рассказывает директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ», заслуженный деятель науки РБ и РФ, доктор техни-ческих наук, профессор Эльшад Теляшев:
- В нашей республике - и этим она отличается от многих других регионов - довольно эффективно функционируют десятки малых и средних предприятий малотоннажной химии, которые производят моющие средства, масла для автомобилей, разнообразные изделия из пластмасс, реагенты для добычи и переработки нефти, гербициды - всего, по моим оценкам, несколько тысяч наименований конечной товарной продукции. Таких компаний в регионе более 100. Два года назад у нас возникла идея создания кластера; к настоящему времени нам удалось объединить в его рамках более 50 фирм. Наш институт - на сегодня единственный в стране государственный институт нефтехимпереработки, что позволяет вести полноценную научную работу во многих направлениях, а не концентрироваться на одном, которое бы приносило владельцу наибольшую прибыль. Так вот, нам доверено представлять интересы всего кластера. И сами мы, естественно, также производим наукоемкие малотоннажные химические продукты: например, специальные адгезионные присадки для дорожных битумов, которые у нас регулярно закупает Казахстан, где запрещено строить дороги без их применения. В Уфе с использованием нашей присадки и полимерных добавок сделано покрытие моста через Каменную переправу, и оно сохраняется уже 6 лет без трещин и колеи, хотя обычно асфальтовое покрытие в таких условиях выдерживает лишь год или два. Так что удорожание строительства (примерно на треть) окупилось уже не раз. Это только один пример - у нас ведется работа над десятками подобных продуктов.
В рамках кластера мы создали общую базу данных всех приборов, пилотных и промышленных установок. Затем в 2013 году при поддержке правительства республики выиграли федеральный грант в размере около 300 миллионов рублей, в следующем году смогли выиграть еще один, уже на 500 миллионов. Все средства выделены на закупку самых современных приборов. Все это и есть Центр коллективного доступа, куда могут обращаться как граждане, так и компании, студенты и ученые, заинтересованные в сотрудничестве. Аналитическая база, которая расположена в основном в нашем институте, может помочь расшифровать практически любой химический продукт, в том числе и поставляемый по импорту. Могу привести пример: сегодня детские сады используют специальный песок с полимерной добавкой, чтобы дети могли лепить фигурки и чтобы ребенок не отравился, даже если проглотит его. Этот песок за большие деньги закупают в Швеции. Так вот, мы расшифровали его состав: 90% - обыкновенный чистый кварцевый песок, 10% - полимерная добавка природного происхождения - на основе лактозы. Мы уже можем предложить нашим предпринимателям производить аналогичный (хотя не полностью идентичный) продукт и обеспечивать наши садики по меньшей цене.
В целом малотоннажная химия - это практически все конечные продукты нефтехимического производства, то есть огромный рынок. Однако большим компаниям делать такие продукты неинтересно: они не поставляются в столь больших объемах, как нефть, газ, бензин. Это сфера малого и среднего бизнеса.
- Что же нужно делать, чтобы выдержать конкуренцию и нарастить производство?
- Для начала нам не хватает продукции крупнотоннажных нефтехимических производств, целый ряд которых был в нашем городе закрыт. На «Уфанефтехиме» был прекрасный комплекс по производству высших жирных спиртов; в то время таких производств во всем мире было всего три, и западные конкуренты, снижая цены на свою продукцию, практически его задушили. А эти спирты - основа для огромного количества продуктов, например, растворителей, основ для моющих средств, душистых веществ и многого другого. Не менее важным сырьем служили и синтетические жирные кислоты, которые производились там же, и продукция «Химпрома» - нужно было не закрывать его, а модернизировать. Кстати, проблема воздействия химических производств на окружающую среду существует во всем мире - нужно просто ею заниматься, как мы десятилетиями занимались проблемой выбросов нефтехимических заводов.  И нам удалось снизить объемы оксидов серы (которые потом превращаются в кислотные дожди) в десятки раз. Выпускались у нас и практически все компоненты для косметики - это делалось в многочисленных лабораториях институтов - ведь, к примеру, какой-нибудь отдушки для производства партии крема нужно всего несколько граммов. Свой первый патент, когда учился на втором курсе института, я получил за методику синтеза соединения с запахом лесной клубники, его можно было использовать в парфюмерии, косметике, мазях…
Утратив собственное сырье, теперь мы вынуждены закупать все это у иностранных поставщиков. Сегодня у нас на НУНПЗ есть производство автомасел, но мы делаем их на импортных присадках. На УНПЗ было прекрасное производство катализаторов (вообще в СССР их было много, и большая часть закрыты). Сегодня катализаторы для производства отвечающих современным стандартам топлив мы импортируем.
- И как быть дальше? 
- Экономическая война Запада с нами никогда не прекращалась, и введение санкций - момент, когда эта истина наконец всплыла на поверхность. Чтобы покончить с зависимостью от импорта, понадобятся годы работы. Нужно, чтобы были люди, которые хотят этим заниматься, и поддержка - законодательная, налоговая, финансовая. И еще оставшийся научный задел, и новые вложения в науку, в том числе в наш институт - все это необходимо. Созданием крупнотоннажных нефтехимических производств должны заинтересоваться крупные компании. И если раньше они объединялись и управлялись регионом, сегодня все принадлежат разным собственникам. Чтобы бизнесмены увидели в этом выгоду, необходимо государственное стимулирование.
Но все-таки первый шаг сделан. То, что мы объединились в кластер, очень важно: небольшим предприятиям нужна поддержка, ведь они борются с серьезной конкуренцией из-за рубежа; с другой стороны, ситуация с санкциями открывает перед нами новые возможности. Как группе компаний нам легче контактировать с правительством, а ему - лоббировать наши интересы.
И я верю в то, что мы сможем возродить наше производство и не только обеспечить внутренний спрос, но и намного расширить свое присутствие на международном рынке.
«Ждем людей с идеями»
…В установке LNP-40 что-то ухает: там из охлажденного воздуха получают жидкий азот для использования в других приборах; в экспериментальной установке изучается поведение сверхкритических жидкостей (до температуры 500 градусов и давления в 400 атмосфер), а для японского энергодисперсионного рентгенофлуоресцентного спектрометра определить, скажем, количество более дешевых металлов в золотом колечке - совсем не сложная задача. В одной из комнат нового корпуса Центра коллективного доступа института стоят еще не распакованные приборы.
- Возьмите что угодно: технологическую жидкость или смазку, моющее средство, губную помаду, крем для обуви - если вы хотите сделать хороший, пусть недешевый товар, нужна химия серьезного уровня, - объясняет мне научный сотрудник отдела химии и технологии малотоннажных производств Станислав Карчевский. - К примеру, не так давно к нам на консультацию приезжал производитель автомобильных масел. Вопрос состоял в том, стоит ли приобретать оборудование для производства фуллеренов (фуллерены - не так давно, по меркам химической науки, открытая форма углерода). Мельчайшая добавка этого вещества даже в обычное моторное масло значительно увеличивают ресурс двигателя, снижая износ трущихся частей. Так что мы ответили: стоит.
Сегодня проблемы из-за роста цены на импортные химические продукты возникают у многих категорий предпринимателей. Все, кто работает с маслами для двигателей и станков, смазками, присадками, любой бытовой химией, использует клеи, всевозможные строительные замазки, эмульсии, краски, делает композиционные материалы, могут прийти сюда: мы имеем возможность расшифровать состав почти любого продукта. Мы уже получили и продолжаем получать очень 
серьезное и дорогое оборудование, на котором можно делать и фундаментальную, и прикладную науку - впрочем, как я уже объяснил, в химии одно от другого отделить очень трудно. В интересах импортозамещения скоро появится и центр прототипирования, где мы и будем 
создавать опытные образцы продуктов - импортных аналогов. К примеру, недавно к нам обратилась клининговая компания: импортное моющее средство, которое они использовали для отмывки различных промышленных помещений, подорожало вдвое. Они собираются принести его нам для расшифровки состава.
- Но, возможно, его состав защищен авторским правом…
- Эту проблему будет решать та фирма, которая займется производством. Возможно, никакого патента нет: состав средства может охраняться в режиме «ноу-хау» - если так, вещество можно свободно производить. Можно попытаться создать средство с таким же действием, но не полностью идентичное оригиналу; если есть патент, можно это выяснить и попробовать договориться с правообладателем. Вообще такими вещами занимаются во всем мире. Любой уважающий себя производитель постоянно изучает рынок, все новинки, выпущенные конкурентами, - изучает и старается превзойти. Иначе на рынке не удержишься.
- Но, даже зная состав вещества, нужно найти желающих его выпускать. Или этим займется институт?
- Решение для каждого случая свое. Возможно, моющее средство упомянутая клининговая компания будет производить и у себя: это не такой сложный процесс. Мы объясним, как его организовать. В другом случае мы, зная, на каком предприятии уже используются подобные производственные процессы, можем направить заказчика туда. Кое-что уже производится у нас, наряду с собственными продуктами: к примеру, мастика для защиты нефтепроводов от коррозии. У заказчика нет площадей и условий для подобного производства - он предоставляет нам сырье, мы готовим мастику, он ее реализует. А возможно, продукт будет иметь настолько хорошее интеллектуальное наполнение, что его стоимость будет во много раз выше затрат на сырье. Тогда нам будет интересно производить его и самим.
- И тогда окупятся все затраты на новейшее оборудование?
- Одними анализами и даже прототипированием этого не достигнешь - это все равно, что пытаться окупить дорогую машину, используя ее как обычное такси. В то же время, как говорят немцы, один евро, вложенный в прибор, приносит 10 евро в национальный бюджет, если рядом с ним стоит специалист соответствующего уровня. Основное предназначение Центра коллективного доступа - разработка новых технологий, создание инновационных продуктов.
- Значит, вы готовы расшифровать и попробовать подтолкнуть создание производства любого импортного химпродукта?
- Не любого. Для какого-либо продукта в нашей стране может не быть сырьевой базы. Есть еще такая специфическая область, как реактивы - особо чистые вещества, используемые для анализов. Но их производство может быть прибыльным только в том случае, если ассортимент реактивов и сеть заказчиков очень велики. Таких больших поставщиков всего несколько на весь мир, и конкурировать с ними нам сейчас просто смешно. Тем не менее производство у нас какого-либо отдельного реактива, который поставляется достаточно большими партиями, может быть прибыльным.
- А над какими инновациями работаете лично вы?
- В ближайшие годы мы готовы перевернуть рынок серы и высокосернистых соединений, - полушутя-полусерьезно говорит Станислав. - Однако не стоит концентрировать внимание на мне и моих коллегах. Для успеха начинаний в проекте должно принять участие как можно больше светлых голов - из нашего института, других НИИ и вузов, из Уфы, республики и других регионов. Многих ученых не устраивает, что организация отечественной науки немного похожа на крепостное право: научный сотрудник привязан к своей теме и обязан из года в год, на протяжении десятилетий демонстрировать достигнутые результаты. А наш центр дает ему возможность «изменить жизнь» - углубиться в другую тему, если его перспективное исследование претендует на определенный научный уровень.
Почти что алхимия
Крупнотоннажные (свыше 5 тысяч тонн в год) производства нацелены на масштабный выпуск продукции стабильного ассортимента, а малотоннажные (от одной тонны) – обеспечивают спрос на продукцию с широким и быстро обновляющимся ассортиментом. При этом доля малотоннажного направления в общем объеме производства крупнейших мировых производителей - таких, как BASF, Bayer - достигает 50-70%, при этом рыночная стоимость продуктов сопоставима (а подчас превосходит цену на золото и драгоценные камни).
В Германии расходы на НИОКР на одного сотрудника в химической отрасли на 10% превышают аналогичные вложения в науку и инновации на рынке телекоммуникаций, на 38% - в автомобилестроении.
Главная экспортная статья химической отрасли России (более 30%) - минеральные удобрения. 
Однако еще в 2013 году их стоимость на внешнем рынке и спрос на внутреннем начали снижаться. Также одной из серьезных проблем для российских производителей удобрений, по словам генерального директора ОАО «ФосАгро» Андрея Гурьева, в течение двух десятков лет были необоснованные заградительные пошлины в ряде зарубежных стран.
Нефть вокруг нас
Абсолютное большинство лекарств производится путем переработки сырья, полученного либо из нефти, либо из каменного угля.
В 1874 году был открыт принцип выработки салициловой кислоты из фенола, и с тех пор ацетилсалициловая кислота (или аспирин) стала одним из самых популярных в мире лекарственных средств.
В 30-е годы из анилина (который чаще всего получают из нефти) были получены первые антимикробные препараты - сульфаниламиды: сульфидин, стрептоцид, сульфадимезин. Они произвели настоящую революцию в лечении заболеваний, вызванных микроорганизмами.
Большая часть медицинского оборудования и расходных материалов - шприцы, катетеры, кислородные маски, эластичные повязки, некоторые хирургические инструменты и многое другое – также являются продуктами нефтехимии.
В число ингредиентов любого крема или шампуня, произведенного промышленным способом, часто входят увлажняющий агент - пропиленгликоль; и консерванты - парабены. Минеральное масло, также получаемое из нефти, используется сегодня в качестве основы для самых разных кремов, лосьонов и тональных средств (для этого оно проходит тщательную многоступенчатую очистку). Такие кремы пригодны к использованию значительно дольше, чем средства из натуральных масел. 
99% современных ароматов также синтезируются из продуктов нефтехимии.
Каждый год в мире производят около 180 миллионов тонн пластмасс. 
Получаемые из нефти бензол и фенол служат исходным сырьем для синтетических волокон: капрона, анида, энанта. Диапазон использования таких материалов чрезвычайно широк – от швейных ниток до рыболовных сетей и конвейерных лент. Еще из нефти получают многие виды бытовой химии - например, синтетические моющие средства (те же стиральные порошки), обладающие куда большей моющей способностью, чем обычное мыло. Хотя у них есть и недостаток: после использования, попав в реку, они не уничтожаются бактериями, как обычное мыло. Так что сегодня химики заняты поиском новых эффективных, но биоразлагаемых моющих средств.


Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости