РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Опасная высота
В последнее время в Уфе отмечен настоящий бум строительства высотных домов. Сейчас в городе насчитывается девять зданий высотой в 20-26 этажей, 15 новых высоток достроены до верхней точки, еще 37 находятся в стадии строительства, в том числе многофункциональный жилой комплекс «Четыре сезона», одна из секций которого будет иметь рекордные для нашего города 42 этажа. С появлением большого числа высотных домов возрастает и риск пожаров на верхних этажах, с тушением которых могут возникнуть серьезные трудности.
Борьба с пожарами на верхних этажах высотных домов требует не только высокого профессионализма пожарных расчетов, но и наличия специальной техники. В случае, если главные и аварийные выходы будут заблокированы, для спасения людей и доставки пожарных расчетов используются выдвижные лестницы на автомобильных шасси. На вооружении уфимских пожарных частей стоит несколько автолестниц длиной телескопической части 42-60 метров, достающих максимум до 18-20-го этажа. То есть огонь на верхних этажах 25-этажки будет уже недоступен. В принципе, существует спецтехника с длиной телескопических лестниц до 100 метров, что примерно соответствует 30-му этажу. Однако стоит она дорого, а с ее использованием могут возникнуть проблемы. - Как показывает опыт нашей работы, применение даже обычных автолестниц серьезно осложняют заставленные машинами дворы: часто мы просто не можем подъехать к горящему дому, - говорит начальник 22-го отряда Федеральной противопожарной службы по РБ Расим Абдуллин. – Лестницы со стометровым вылетом стрелы устанавливаются на еще более тяжелых и габаритных машинах, которым крайне сложно развернуться в большинстве наших дворов и межквартальных проездов. Цена вопроса Логичным вариантом решения проблемы может стать покупка для Уфы пожарного вертолета, способного работать в любом месте и на любой высоте. Такую мысль все чаще высказывают представители профильных министерств и ведомств. - В домах высотой более 50 метров спасение людей и тушение пожара с верхних этажей наиболее эффективно проходит с применением авиационной техники, - считает начальник отдела надзорной деятельности Уфы ГУ МЧС РФ по РБ Фарит Абдрахманов. - Опыт тушения пожара в сентябре этого года в 25-этажном жилом доме в Красноярске в очередной раз это доказал. Однако на самом деле тезис о необходимости покупки пожарного вертолета не столь однозначен и требует детального анализа по соотношению стоимость- эффективность. Главный вопрос – цена. Специализированный пожарный вертолет Ка-32 стоит порядка 250 млн рублей, зарубежная техника – еще дороже. Такой машине обязательно нужен теплый ангар – без него вода для тушения зимой может просто замерзнуть в баках. Кроме того, для круглосуточного дежурства нужно минимум четыре подготовленных летных экипажа (у Ка-32 - три человека), учитывая, что график дежурств составляется из расчета сутки через трое. К этому нужно добавить еще и наземный обслуживающий персонал, включающий специалистов, способных обеспечить нормальную эксплуатацию весьма сложной авиатехники. Словом, покупка и содержание даже одного пожарного вертолета может стать серьезной нагрузкой не только на городской, но и республиканский бюджет. Воздушный эффект Не столь однозначен и вопрос эффективности. По нормативам пожарный расчет в городе должен прибыть к месту пожара через 10 минут после получения вызова. Максимальная скорость Ка-32 составляет 260 километров в час. Если он будет базироваться в уфимском аэропорту, полетное время до географического центра города составит порядка 10 минут, ее северной части – около двадцати. Однако нельзя забывать, что решение об использовании вертолета должен принимать особо уполномоченный специалист, который может оценить масштаб и сложность пожара, прибыв на место ЧП, а после получения команды на вылет подготовка к взлету (запуск и прогрев двигателей, тестирование систем) занимает не менее 10, а чаще доходит до 20-30 минут. То есть от получения приказа на вылет до прибытия на место ЧП может пройти в среднем около получаса, что вызывает серьезные сомнения в способности вертолета потушить огонь до его распространения на больших площадях. Снизить подлетное время может перенос места базирования в ближний пригород или непосредственно в городскую черту, но это потребует создания новой базы и опять же немалых средств. Но самое главное, как показывает российская и зарубежная практика, вертолет далеко не всегда может эффективно бороться с огнем в высотных домах. Об этом можно судить на примере упомянутого выше пожара в 25-этажном доме в Красноярске, видеосъемка которого есть в Интернете. Здание начало гореть сверху, а затем огонь быстро охватил весь так называемый вентилируемый фасад, обшитый синтетическим утеплителем и декоративными панелями, полыхавшими не хуже сухого дерева. В тушении принимал участие вертолет Ми-8, оснащенный специальной подвесной емкостью, из которой на горящее здание в несколько заходов были сброшены тонны воды. Однако, судя по кадрам видеосъемки, усилия летчиков не дали ожидаемого результата – в половине заходов водяные залпы вообще не попадали в горящий дом, а когда пилотам все же удавалось накрыть объект, воды было слишком мало, чтобы сбить мощное пламя. В итоге огонь потух фактически сам собой, когда на здании выгорела практически вся обшивка фасада. Следует отметить, что пожар в Красноярске произошел в солнечный день при относительно слабом ветре. А нередкие для наших городов природные катаклизмы, такие как снег, дождь, туман или сильный ветер, могут не только затруднить, но и полностью исключить применение пожарных вертолетов. Проектное решение Ключ к безопасности высотных домов лежит не только в закупке специальной дорогостоящей пожарной и спасательной техники, а прежде всего - в качестве проектирования и строительства зданий выше 20-ти этажей. Их проект в обязательном порядке должен включать незадымляемую эвакуационную лестницу, в отделке высоток необходимо применять негорючие материалы. Аварийные лифты с автономным питанием, пожарная сигнализация и системы автоматического тушения могут если и не исключить риск возникновения возгораний, то максимально снизить их масштаб и последствия, и что самое главное, не допустить гибели людей. В плане пожарной безопасности высотных объектов на первое место выходит контроль за проведением проектных и строительных работ, для исключения небезопасных конструктивных решений и применения некачественных материалов. Важность последнего показал недавний пожар в Красноярске, где облицовочное покрытие наружных стен стало главным источником распространения пламени, хотя требования к таким материалам как раз предполагают их высокую огнестойкость. Поскольку в ближайшие годы в Уфе в дополнение к уже существующим появятся десятки, если не сотни новых высотных домов, их безопасность будет зависеть не только и не столько от работы пожарных, а от архитекторов, строителей и, конечно, самих жильцов.
Алексей ФАТЫХОВ |