ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержим своих!
Глава республики Рустэм Хамитов встретился с представителями крупного бизнес...

Вмешалась политика?
В Лозанне (Швейцария) определились с местом проведения в 2021 году Всемирных игр.<...

Дефицит не предвидится
После резкого скачка цен на товары в декабре ситуация на продовольственном рын...

На эмблеме - «Уфа» и «Россия»

Утвержден официальный логотип председательства Российской Федерации ...

В верном направлении
Разрабатывается Стратегия развития Уфы, которая будет содержать согласованны...

Приз - за «Путешествие»
Награждены победители третьего открытого конкурса «Дверца в сердце», проводим...

Чей отпечаток?
За состоянием атмосферного воздуха теперь будут следить автоматизированные с...

В гости из Поднебесной
Туроператоры из КНР заинтересовались туристическим потенциалом Уфы. Китайски...

Сосчитаем зимующих
В Уфе стартовала акция «Серая шейка-2015». В ее рамках проводится учет водоплаваю...

Стань книгоношей

Стартовал социальный проект, в рамках которого горожане могут собират...

Все в одном доме
Весной в Уфе появится визитный дом республики. Об этом на панельной дискуссии п...

Велосипедисты, слово за вами!
Уфимцы смогут сами определить маршрут следующего «Дня 1000 велосипедистов».


«Золотые» мушкетеры



     №02 (159)
     февраль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Происхождение уфимского княжеского рода Ураковых


История этого рода уникальна. Во-первых, это единственный дворянский  род, пожалованный княжеским достоинством именно в Уфе. Во-вторых, Ураковым удалось раньше других уфимцев достичь генеральских чинов. Уже к XVIII веку двое из представителей семейства за свои воинские подвиги были удостоены высшей военной награды империи - ордена Святого Георгия.

Полковник Алексей Васильевич Ураков успешно командовал башкирскими подразделениями в ходе войн с французами, и его имя по праву занимает почетное место в списке героев 1812 года. 
Генерал-майор Афанасий Егорович Ураков стал одним из героев Кавказской войны 1770-1777 годов. Будучи трижды ранен, он тем не менее в 1777 году получил от правительства задачу привести в российское подданство чеченцев. Благодаря успешным переговорам А.Е. Уракова с чеченским шейхом Мансуром России удалось на 10 лет установить мир на своей кавказской границе.  
Интересно то, что среди родственников генералов были и противники царской власти. Матерью известного поэта и революционера Михаила Илларионовича Михайлова, родившегося 4 (16) января 1829 года в Уфе, была Ольга Васильевна Уракова. Михаил Илларионович учился в уфимской гимназии, затем в Петербургском университете. В конце 1850-х - начале 1860-х годов Михайлов был одним из видных деятелей революционного подполья России. Весной 1861 года выезжал в Лондон для печати прокламации «К молодому поколению». В 1861 году по возвращении из-за границы Михайлов был арестован по делу о распространении революционных прокламаций в Петербурге. Осужден и приговорен к каторжным работам на 12 лет. В 1862 году сослан на каторгу в Сибирь. Отбывал наказание на Казаковском золотом прииске. На каторге организовал школу для детей рабочих. Осенью 1863 года переведен в Горный Зерентуй, затем - в деревню Кадаю. Здесь к концу 1864 года завершил роман «Вместе», дополнил «Записки» «Сибирскими очерками». Скончался в Кадае, возле Нерчинского завода.
Однако наибольший интерес для краеведов представляет тот факт, что род Ураковых имел непосредственное отношение к истории Башкирии еще в те времена, когда Ногайская орда и Казанское ханство переживали свой расцвет, а московские князья еще не завершили собирание русских земель в единое государство.  
Откуда это стало известно? В 1686 году дети боярские - Иван Семенович и Семен Богданович Ураковы - подали челобитную, в которой просили утвердить за уфимской ветвью их рода княжеский титул. Основанием для такой просьбы стала представленная Ураковыми родословная запись, в которой начало рода возводилось к некому мурзе «Олчагиру» и его сыну Ураку. Они так же отметили, что их родственники «и до ныне владеют в Крыму Казыевым улусом». Олчагир или Алчагир хорошо известен как по документам Посольского приказа XVI века, так и по башкирским родовым преданиям. 
Историк Ногайской орды 
В.В. Трепавлов установил, что ногаи утвердились в Башкирии еще в конце XV века, когда ногайские мурзы, братья Муса и Ямгурчи, заняли летнее кочевье на реке Белой. Алчагир был сыном Мусы. В башкирских шэжэре Алчагир назван Алтакаром. Он стал героем предания, записанного П.И. Рычковым от башкирского старшины Кидряса Муллакаева. Этот ногайский мурза отделился от некоего хана и прикочевал на Эмбу. Оттуда, усилившись, он начал нападать на «хана» Басмана, который проживал в Башкирии, пока не убил его. После этой войны Алтакар установил свою власть над всеми башкирскими ногайцами. 
Впрочем, судя по официальной переписке с московским князем Василием III, Алчагир-Алтакар претендовал на более высокое место в Ногайской орде. Он считал, что господство в Башкирии дает ему все основания для того, чтобы стать бием, т.е. главой всей орды. Однако в столице Ногайской орды – Сарайчуке утвердился другой сын Мусы – Саид-Ахмет. К 1519 году имя Алчагира исчезает из дипломатической переписки. Башкирские шэжэре говорят о том, что он был убит Акназаром - будущим правителем Казахского ханства. Первенцу Алчагира – Мамаю все же удалось занять престол в Ногайской орде в 1522 году. У него были не менее известные младшие братья - Кель-Мухаммед, который в местных шэжэре получил имя Кара-Килимбета и Урак. Ни об одном из ногайских аристократов XVI века не сложено столько фольклорных произведений, как об Ураке. Будучи еще ребенком, он якобы вызывал восхищение у своего дяди Мамая. Тот выпросил его у Алчагира на воспитание и вырастил богатырем. Ногайский эпос утверждает, что Урак стал бием после Мамая. Однако правителем Ногайской орды Урак никогда не был. Но как воин прославил себя на крымских равнинах, в предгорьях Кавказа и на просторах казахских степей. В самом начале 1520-х годов он сражался с отступающими казахами и в одной из битв убил одного из их правителей. Затем под командованием Мамая громил крымские войска хана Мухаммед-Гирея. Не занимая правящего положения, Урак тем не менее вошел в башкирский, ногайский, казахский, дагестанский фольклор в качестве легендарного богатыря, воплотившего в себе все доблести степного рыцарства. 
В середине 50-х годов XVI века старший сын Урака – Гази (Казы) переселился на Северный Кавказ и основал собственный улус, будущую Малую Ногайскую орду. Этим Казыевым улусом владели родственники уфимских дворян Ураковых еще в конце XVII века. В народной памяти почитание Урака было настолько велико, что именно с его именем связывали основание на Кавказе нового государства ногаев. Ногайский дастан характеризует его следующим образом: «Выйдя из Урупа, с черкесами танцевавший, перевалив через Урал, с башкирами кочевавший, Не ты ли это — Орак-богатырь?». Время и обстоятельства смерти Урака неизвестны. Дастан гласит, что он был убит по наущению мурзы Исмаила в борьбе за власть в Ногайской орде. Впрочем, документы  свидетельствуют о том, что еще в 1535 году Урак кочевал в Западной Башкирии в направлении реки Камы.
Поскольку первому сыну Урака - 
Гази было суждено стать основателем нового государства, которое впоследствии сыграло важную роль в истории Крымского ханства, то историки не обратили внимания на других его сыновей. К примеру, в своем исследовании, посвященном русским княжеским родам ногайского происхождения, В.В. Трепавлов даже не отметил ветвь уфимских Ураковых. 
Основоположником уфимского рода стал служилый новокрещен Рудак Федоров. Еще в 1594 году, т.е. через 8 лет после официального основания русской крепости, он получил поместную дачу по Сибирской дороге в десяти верстах от города. Этот тракт начинался от уфимского Кремля и пересекал реку Белую в восточном направлении. В 1609 году Рудак попросил отвести ему пустующие пашни Шугуровой деревни.
Кем приходился Рудак Федоров ногайскому мурзе Ураку бин Алчагиру? Судя по времени жизни, а служилый новокрещен Рудак Федоров умер своей смертью в 1629 году,  он не мог быть сыном мурзе Ураку, погибшему в конце 30-х годов XVI века. Вместе с тем, уфимский новокрещен вполне годился Ураку во внуки. Интересно, что прозвище Рудак было весьма распространено в России в XV-XVII веках. Оно обычно давалось рыжим  или краснолицым людям. Среди уфимских дворян подобные прозвища употреблялись даже в официальных документах. Так, в уфимских грамотах XVII века отмечены Потеха Уракова, Енурус Каловский, Пороша Волков, Алабаш Киржацкий, Грибан Брехов и Пятой Писемской. Подобными языческими прозвищами-оберегами пользовались параллельно с православными именами, которые легко устанавливаются по отчествам детей. Однако православное имя Андрей отмечено у Рудака Федорова еще в 1594 году. 
Сложнее обстоит дело с выяснением отчества Андрея-Рудака. В 90-е годы XVI века Рудак указан как служилый новокрещен, но как показывает уфимская практика XVII века, нередко новокрещенами считались внуки и даже правнуки лица, принявшего святое крещение. Тем не менее есть основание считать, что Рудак-Андрей был первым христианином в роду уфимских Ураковых. Основанием для этого предположения является не только то, что он служил толмачом, т.е. переводчиком. Дело в том, что этот новокрещен умел писать на тюрки. Подобными навыками обладали только те, кто проходил обучение у мусульманских духовных лиц. По этой причине следует полагать, что отчество «Федоров» – это имя не настоящего отца Андрея, а священника, производившего обряд крещения. Кстати, в Уфе в начале XVII века действительно отмечен некий «троецкий поп Федор Савостьянов». 
Можно ли вообще установить имя подлинного отца Рудака-Андрея? В 1640 году на Рудака Федорова подали челобитную служилые новокрещены и толмачи города Уфы. Они обвиняли его в присвоении чужого отчества и незаконном переходе из служилых новокрещен в уфимские дворяне. Челобитчики ссылались на документы, в которых Андрей и его сыновья написаны не Ураковыми, а Белекбулатовыми. Ураковыми же они стали записываться после «ложного» производства в дворяне. Челобитчики указали, что до 1629 года полное имя сына Рудака писалось как Андрей Рудаков сын Белекбулатов. Откуда взялась фамилия Белекбулатов? В XVI-XVII веках фамилии (родовые имена) только появляются в России. Первые фамилии возникали от имени деда, поэтому они так и назывались «дедичества». Следовательно, одного из сыновей мурзы Урака звали Белек-Булат. Имя это, кстати, встречалось среди потомков ногайского бия Мусы. Однако фамилия Белекбулатовых не закрепилась, а дети Рудака-Андрея предпочли в качестве родового имени использовать не имя деда, а имя прадеда - прославленного батыра Урака. 
Были еще и более прагматические соображения. Дело в том, что у сыновей Рудака-Андрея обнаружился двоюродный брат Иван в Ярославле. Его сын - Яков Ураков к концу XVII века достиг придворного чина стольника. В среде провинциального дворянства было принято поддерживать хорошие отношения с перспективными родственниками. Но главное заключалось в том, что дети Урака в Крыму вошли в узкий круг правящей элиты ханства. Несмотря на враждебные отношения между Москвой и Крымом, такое родство могло положительно сказаться на карьере уфимских дворян. 
Чем закончилось дело с обвинением Ураковых в использовании чужого отчества? Иск служилых новокрещен не был удовлетворен. За детьми Рудака сохранили дворянскую фамилию Ураковых, которая просуществовала до XX века. Немалое значение сыграло то обстоятельство, что переводом сыновей Рудака в дворянский список занимался зять Антона Андреевича Уракова – Федор Иванович Каловский. Этот человек в то время был головой уфимских стрельцов, т.е. по значению должности в городе был вторым после уфимского воеводы. 
Интересно то, что правнуки и даже более отдаленные потомки Рудака Федорова не обрусели полностью. Несмотря на то, что Ураковы традиционно женились на русских, многие поколения княжеского рода сохраняли не только знание языка, но и культуры тюркских народов. Уфимский дворянин В.А. Гладышев, сыгравший важную роль в принятии в российское подданство каракалпаков, в 40-е годы XVIII века рекомендовал в качестве дипломата для ведения переговоров с ханом Младшего жуза Абулхаиром поручика Ивана Васильевича Уракова, который «родом уфимец и по-татарски говорить действительно умеет, и их все обычаи и права довольно знает и положенного дела без упущения справить может».



Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости