ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

С заботой о каждом
23 февраля, в День защитника Отечества,  глава республики Рустэм Хамитов возл...

Бизнесу предоставят каникулы
- Кризис начинается, прежде всего, в головах, а не в делах, поэтому все должны тру...

«Салавату Юлаеву» - быть
Источники финансирования для хоккейного клуба найдены, осталось формальное со...

«Молочная» поддержка
В Орджоникидзевском районе открылось новое предприятие ООО «Уфагормолзавод».<...

В числе крупнейших
ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Уфанефтехим», ООО «Башкирская генерирующая компания» во...

Как разгрузить дороги
Самыми востребованными, по мнению уфимцев, являются автобусные маршруты №№ 249 и 29...

Премии - за новые технологии
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев присудил коллективу молодых ученых инстит...

Кто сказал «А»?

В городской администрации рассматриваются варианты обозначения остан...

Год за книгой

Акмулла и Толстой открыли в Городском Дворце культуры Год литературы. ...

Музыка нас обогатила

Всемирно известный пианист Денис Мацуев презентовал новый рояль компа...

Унесенные ветром
Молодой уфимский режиссер Айнур Аскаров представил свой новый фильм «Пусть ве...

На родине «Панчатантры»
Башкирский театр кукол представил на Международном фестивале в Индии новый сп...

Баллада о храбрости и зависти
Новая постановка Башкирского театра драмы посвящена судьбе Кахыма Мурзашева, ...

Я расскажу вам об Уфе



     №03 (160)
     март 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ"

Война Второго Баку


Название нашей республики сегодня прочно ассоциируется со словом «нефть». И хотя основа нефтедобычи и нефтепереработки была заложена еще во второй половине 30-х годов, именно в годы Великой Отечественной войны башкирские НПЗ, благодаря эвакуации оборудования из других областей, смогли резко увеличить свой производственный потенциал, сыграв заметную роль в обеспечении фронта горючим, а открытие в 1943-1944 годах новых крупных месторождений заложили основу для послевоенного превращения Башкирии во Второй Баку. 


История нефтяной промышленности началась в Азербайджане, недалеко от Баку, где в 1847 году была пробурена первая в мире скважина для добычи нефти, а десятилетие спустя там же появился первый в России нефтеперегонный завод. Огромный объем высококачественной нефти, успешно добываемой даже самыми примитивными технологиями, сделали Бакинский район центром нефтяной промышленности России, а затем и СССР. Однако в начале 1930-х годов возникли серьезные предпосылки для создания новых центров добычи во внутренних регионах страны. Прежде всего, произошел резкий рост уровня моторизации и автомобилизации армии и народного хозяйства, из-за чего потребность в топливе также стремительно возросла. Если в 1928 году автопарк Красной армии насчитывал всего около одной тысячи машин, то благодаря строительству новых автозаводов, в том числе ГАЗа и ЗИСа, в июне 1941 года в армии насчитывалось уже 257 тысяч автомобилей, в народном хозяйстве - около 800 тысяч, что в сумме дает более миллиона единиц автотранспорта, 90 процентов которого составляли «прожорливые» грузовики.  
Другой причиной развития топливных баз в глубине территории СССР стало уязвимое расположение нефтеносного района Баку в опасной близости от южной границы, где его инфраструктура могла быть сравнительно легко уничтожена авиаударами. В 1940 году правительство Англии и Франции действительно всерьез разрабатывали планы бомбардировок нефтепромыслов Баку с иракских или сирийских авиабаз, но этому помешало успешное наступление немцев и быстрое падение Франции. 
Первая нефть 
Поскольку в 1930-х годах об освоении огромных сибирских месторождений никто даже не думал, единственным кандидатом на роль «Второго Баку» стала территория между Волгой и Уралом, где одним из наиболее перспективных районов для развития нефтедобычи стала Башкирия. В мае 1932 года была получена первая нефть Ишимбайского месторождения. И если в первый год из скважин удалось получить всего 
5 тысяч тонн нефти, то в 1939 году объем прокачки составил уже 1,6 миллиона тонн, или более 6 процентов общесоюзной добычи.  
Параллельно с бурением новых скважин шел процесс создания базы для переработки «черного золота». В 1935 году началось строительство Уфимского нефтеперерабатывающего крекинг-завода. Его проект  разработала группа советских инженеров, а вот оборудование, способное делать качественный бензин из характерной для нашего региона сложной в переработке высокосернистой нефти, в основном поставлялось из США фирмами «Луммус» и «Алко». Элементы уфимского НПЗ производились непосредственно в Штатах, грузились на транспортные суда и пребывали в порты Черного моря, где перегружались на речные баржи и по Волге, Каме и Белой доставлялись в столицу Башкирии. Для обеспечения крекинг-завода сырьем в Уфу из районов нефтедобычи был проложен трубопровод. Первые 117 тонн бензина были получены в июне 1938 года. Полностью УНПЗ вошел в строй в начале 1940-х, и на тот момент это был один из самых современных нефтеперегонных заводов страны, способный выпускать, в том числе крайне дефицитный высокосортный авиабензин.  
Война моторов 
С началом Великой Отечественной войны, которая стала «войной моторов», потребность в топливе резко возросла, а мощности по его добыче и производству оставались весьма ограничены. Но настоящий кризис случился в 1942 году, когда немецкие войска вышли к окраинам Грозного, под угрозу захвата попали нефтепромыслы Баку, а судоходство по Волге было практически парализовано. Для того чтобы понять важность последнего факта, нужно вспомнить существовавшую в те годы схему работы нефтяной промышленности СССР. Большая часть сырья, добываемого на бакинских и грозненских промыслах, не перерабатывалась на месте, а поставлялась по Волге на нефтеперегонные заводы городов лежащих вверх по течению, прежде всего на Саратовский, Горьковский и Ярославский НПЗ. В навигацию месячный объем перевозок составлял до полутора миллионов тонн сырой нефти. Однако с перекрытием важнейшей водной артерии эта технологическая цепочка прервалась. Летом-осенью 1942-го заводы Поволжья и Подмосковья работали в основном на запасах сырья и в меньшей степени благодаря его поставкам по железной дороге. В итоге армию охватил сильнейший за всю войну топливный кризис. 
В таких условиях резко возросло значение тыловых республик СССР, имеющих собственную базу нефтедобычи и мощности для переработки. И если переработка сырья шла в 19-ти республиках, то лишь около пяти могли похвастаться еще и добычей, а лидерство в Поволжско-Уральском районе прочно удерживала Башкирия. Из 9 миллионов тонн нефти, добытых за время войны между Волгой и Уралом, или Вторым Баку, 5 миллионов тонн пришлось на нашу республику.  
Объективные трудности 
Хотя Башкирия и ее НПЗ сыграли важную роль в обеспечении топливом воюющей страны, при условии выполнения предвоенных планов, в 1942 году добыча нефти в республике могла вырасти до 4,4 миллиона тонн. В Туймазах и Ишимбае планировалось построить два крупных крекинг-завода, каждый из которых мог перерабатывать по одному миллиону тонн нефти в год. Однако этим планам так и не суждено было сбыться, более того, в наиболее сложный период войны добыча нефти в Башкирии не только не возросла, но и сократилась. К примеру, в 1942 году добыча составила чуть более 1 миллиона тонн против 1,6 миллиона в 1939-м. Причины спада носили как объективный, так и субъективный характер. С началом войны в стране остро ощущался дефицит техники и материалов, многие бурильщики были призваны в армию и ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, что не могло не сказаться на качестве и объеме работ. Если в 1939-м в республике было пробурено 113 километров нефтяных скважин, то в 1942 году - лишь 82 км. 
Но наибольшие сложности были связаны с особенностью башкирских недр. На первом этапе освоения Ишимбайского месторождения добыча шла так называемым фонтанным методом, когда нефть выбрасывалась на поверхность давлением содержащегося в ней газа. Однако из-за плохой герметизации скважин 90 процентов газа ушло в атмосферу, что снизило давление в пласте, а значит и объемы добываемой нефти. Кроме того, в отличие от грозненских и бакинских месторождений, имевших до 20-ти нефтяных пластов, в ишимбайском был только один, а сама башкирская нефть отличалась повышенным содержанием серы, солей и высокой вязкостью, что серьезно усложняло добычу. В докладной записке тех лет отмечалось, что «однопластовое ишимбайское месторождение с высоковязкой нефтью не может быть долговечным при 90-процентной потере газа, необузданные фонтаны дегазировали месторождение, и оно стало замирать». 
Изменить ситуацию удалось лишь в 1944 году, благодаря внедрению новых методик и технологий, давших за годы войны 340 тысяч тонн дополнительного «черного золота». Но действительно большой рост добычи стал возможен благодаря открытию новых месторождений. В сентябре 1943 года к востоку от Ишимбая было открыто Кинзебулатовское  месторождение, освоение которого позволило существенно нарастить объем добываемой нефти. А уже через год в Туймазах было открыто крупнейшее месторождение девонской нефти с суточным дебитом в 250 тонн, благодаря чему с сентября 1944-го по июль 1945 года среднесуточная добыча в Туймазинском районе выросла в пять раз. 
Наряду с разработкой новых 
месторождений, в республику все в больших объемах поставлялась сырая нефть из Оренбургской и Самарской областей, а также Краснодарского края, что в комплексе позволило ликвидировать отмечавшуюся в середине войны недозагрузку Ишимбайского и Уфимского НПЗ. 
Языком цифр 
Благодаря неоднократным публикациям в литературе и СМИ, многим уфимцам и жителям республики известно о том, что во время войны башкирским горючим заправлялись каждый третий танк и самолет. Однако в последнее время в ряде аналитических статей, на основе анализа статистических данных, был сделан вывод об ошибочности этого утверждения - ведь нефти в Башкирии в годы войны было добыто около 5 миллионов тонн - менее 5 процентов общесоюзной добычи, а на Уфимском и Ишимбайском НПЗ перерабатывалось в основном местное сырье. 
Для того чтобы установить истину, необходимо еще раз проанализировать цифры статистики и определить особенности потребления топлива на фронтах. Прежде всего, следует понять, что вопреки расхожему мнению, основным потребителем горючего были не танки и самолеты, 
а автотранспорт. К примеру, в январе 1942 года в Красной армии было 316 тысяч автомобилей, а в начале 
1944-го - почти полмиллиона. Число же танков на фронте никогда не превышало 5 тысяч штук, которые за исключением непродолжительных маршей, использовались лишь в бою, в то время как грузовики нередко работали круглые сутки. То есть сам факт заправки каждого третьего танка еще не говорит о больших объемах производства горючего. 
Другой момент связан с тем, что основу танкового парка времен войны составляли дизельные Т-34, а дизтопливо ни в Уфе, ни в Ишимбае в тот период вообще практически не производилось. Однако вторым по массовости советским танком в 1942-1944 годах был легкий Т-70 и созданное на его базе самоходное орудие Су-76, на которых стояли бензиновые моторы. В 1942-1944 годах дизельных Т-34 и самоходок на его базе было выпущено 44 тысячи штук, а бензиновых легких танков и САУ- 22 тысячи, или около половины танкового парка. 
Теперь сравним эти цифры с производством топлива на башкирских нефтезаводах. В январе 1943 года Уфимский НПЗ произвел 10 тысяч тонн автобензина, Ишимбайский - около 3 тысяч тонн. В сумме годовое производство составляло около 150-200 тысяч тонн, при том, что во всем СССР в 1943 году было выпущено 1,7 миллиона тонн автобензина. Таким образом, башкирским топливом реально могли заправляться все легкие танки и САУ, составлявшие от половины до трети танкового парка Советской армии. А значит, утверждение про каждый третий танк, заправлявшийся топливом с башкирских нефтезаводов, можно назвать справедливым. Правда, оно верно лишь при поставке большей части бензина именно в танковые войска, чего в жизни, конечно, не было. 
Гораздо более важную роль уфимский НПЗ играл в поставках авиатоплива, которого в январе 1943-го было выпущено более 8 тысяч тонн, в том числе 7 тысяч тонн наиболее дефицитного высокооктанового авиабензина марки Б-78, которым заправлялись исключительно  истребители. Общее производство авиабензина в СССР в военный период составляло около миллиона тонн в год, из них в Уфе вырабатывалось примерно 10-15 процентов. То есть о заправке каждого третьего самолета речь не идет, но, учитывая, что большая часть авиатоплива приходилась на качественный высокооктановый бензин, можно утверждать, что уфимским горючим заправлялся примерно каждый третий фронтовой истребитель, при том что на истребительную авиацию приходилось порядка 40 процентов общей численности советских ВВС.      
Наш вклад в победу 
Говоря о вкладе башкирской «нефтянки» в общую победу, следует помнить, что наши НПЗ весьма успешно перерабатывали в основном местное, весьма низкокачественное сырье. Одним из основных показателей качества нефти считается содержание серы, от чего зависит легкость переработки и объем выхода наиболее ценных светлых нефтепродуктов - бензина и дизтоплива. Если в Бакинской нефти содержание серы не превышало 0,5 процента, то в башкирской - было около трех. Кроме того, нашу нефть отличали высокая вязкость и наличие солей, которые, кстати, стали причиной остановки работы уфимского НПЗ в феврале 1942 года.  
- Нефть ишимбайского месторождения, которая в основном перерабатывалась в предвоенные и первые военные годы, содержала много воды, солей и серу, вызывавших коррозию оборудования и трубопроводов, создавая аварийные ситуации, приводившие к пожарам и даже взрывам, - вспоминал Николай Байбаков, занимавший во время войны пост заместителя, а затем и наркома нефтяной промышленности СССР. -  Трудности в работе создавало и отсутствие запасных частей: импортных не было, а отечественная промышленность своих не производила. Помогала русская смекалка. Серьезные проблемы доставлял и климат - в первую военную зиму морозы доходили до минус 50-ти.          
Однако, несмотря на все трудности, завод в целом успешно справлялся с выполнением плана, чему во многом способствовала его технологическая схема, обеспечивавшая  переработку высокосернистой нефти с максимальным выходом ценных светлых нефтепродуктов, кроме того, предприятие имело установки вторичной перегонки и очистки. Судя по производственной отчетности УНПЗ, на бензин, большую часть которого составляло крайне дефицитное в годы войны высокооктановое авиатопливо марки Б-70 и Б-78, приходилось не менее четверти от объема перегоняемой нефти. Это был очень высокий показатель, недоступный большинству отечественных нефтеперегонных заводов тех лет.     
За заслуги в обеспечении топливом фронта и тыла коллективу уфимского НПЗ 20 раз вручалось переходящее знамя ГКО, которое затем было передано на вечное хранение. В мае 1948 года завод был награжден орденом Ленина, а 72 его работника получили ордена и медали. 
Послевоенный задел      
Оценивая значение Великой Отечественной войны для башкирской нефтяной индустрии, можно с уверенностью сказать, что именно в этот период она получила огромный задел на будущее, позволивший в послевоенные годы выйти на первое место среди регионов СССР как по объемам добываемой нефти, так и по ее переработке. Уфимский нефтеперерабатывающий завод, благодаря эвакуации оборудования  из Грозного, Краснодара, Майкопа, смог увеличить свои производственные мощности на 74 процента, став одним из ведущих в стране. Азербайджан передал в район Второго Баку 40% своего нефтедобывающего оборудования, а «Башнефтекомбинат» принял 7,5 тысячи эвакуированных нефтяников, в том числе сотрудников ведущих проектно-изыскательных институтов нефтяной отрасли. 
Благодаря активной геологоразведке, на которую выделялись десятки миллионов рублей, во второй половине войны удалось найти новые месторождения в Ишимбайском рай-
оне и  богатейшее девонское месторождение в Туймазах, обеспечившие резкий рост послевоенной добычи. В 1957 году в Башкирии было добыто 20,7 миллиона тонн нефти, что вывело ее на первое место среди республик СССР, сделав настоящим Вторым Баку. Основа этого достижения была заложена в годы войны.


Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости