ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Налоги на каникулах
Индивидуальные предприниматели Башкортостана получат «налоговые каникулы». Л...

Посади дерево!
25 апреля, в день очередного субботника, прошла акция «Посади сад деревьев во им...

Меценатам сказали «спасибо»
В городской администрации состоялось награждение меценатов года. Памятные зна...

Самая привлекательная
Уфа стала первой в рейтинге Агентства стратегических инициатив в городских пр...

Полонез от «Уфанет»

23 мая администрация Уфы и компания «Уфанет» приглашают всех выпускник...

С экологией порядок
Уфа, Саранск, Вологда и Москва заняли первые четыре места в рейтинге экологично...

…и 374 уфимца

Судьбу почти 4000 солдат и офицеров, уроженцев нашей республики, погибши...

100 миллионов - на детсады и школы
На капитальный ремонт уфимских детских садов и школ в 2015 году выделено 100 милли...

Черниковские близнецы
В нынешнем сезоне запланирован капитальный ремонт восьмиэтажек на Первомайск...

Фонтаны объявили лето

С первых майских дней десять фонтанов столицы заработали в летнем режи...

По зову души
Творческий коллектив Городского Дворца культуры сделал уфимцам замечательный...

«Симфонические откровения»
В Концертном зале «Башкортостан» Национальный симфонический оркестр РБ предс...

Кино – наше, приемы - гайдаевские



     №05 (162)
     май 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ"

«Уфа» на броне


В годы Великой Отечественной в Уфе производилась широкая номенклатура оборонной продукции, однако собственно вооружений в столице республики не выпускалось. Исключение представляют четыре бронепоезда, созданные на базе обычных вагонов и локомотивов в цехах Уфимского паровозоремонтного завода. Бронепоезда «Полководец Суворов» и «Александр Невский» были изготовлены весной 1942 года и приняли активное участие в битве за Сталинград, а «Уфа» и «Салават Юлаев», ушедшие на фронт в 1943 году, воевали во второй половине  Великой Отечественной.


Идея бронировать поезда, создавая из них «крепости на колесах», появилась в XIX веке и тогда же была воплощена в жизнь. В России «бум бронепоездов» пришелся на Гражданскую войну, где участвовало свыше 400 бронированных составов, что стало своего рода мировым рекордом. Широкое применение бронепоездов наглядно показало как их сильные, так и слабые стороны. Имея высокую скорость и мощное вооружение, бронепоезд был большой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее - и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожных путей, повреждение которых могло иметь трагические последствия. 
Но несмотря на все недостатки, строительство бронепоездов продолжалось. Учитывая огромные просторы нашей страны и дефицит нормальных дорог, именно «крепости на колесах» могли быть оперативно переброшены на острие удара противника и оказать мощную огневую поддержку своим войскам, отчего зачастую зависел исход сражений. Все это подтвердилось в боях Великой Отечественной, к началу которой на вооружении Красной армии состояло 78 бронепоездов. Хотя в ходе отступлений 1941 года  большинство из них было потеряно, «крепости на колесах» сыграли важную роль в изматывании врага, становясь мощным шитом для прикрытия отступающих войск. Как правило, бронепоезда занимали позиции у переправ, мостов и крупных железнодорожных станций, то есть там, где противник не мог их обойти. Экипажи отбивали атаки до последней возможности и либо гибли в бою, либо, расстреляв весь боекомплект, взрывали технику и отходили в пешем порядке.
На фоне понесенных больших потерь, осенью 1941-го остро встал вопрос восстановления парка бронированных составов. В соответствии с постановлением ГКО к 1 января 1942 года  планировалось сформировать новых 32 бронедивизиона – по две единицы в каждом.  Поскольку промышленность была загружена выполнением текущих заказов, создание бронепоездов было возложено, прежде всего, на предприятия, ремонтировавшие подвижный состав. 
Город – фронту 
Уфимский паровозоремонтный завод приступил к изготовлению двух бронепоездов с площадками типа ОБ-3 в ноябре 1941 года. В качестве основы бронеплощадок использовались обычные грузовые вагоны, на которые крепился металлический каркас, обшивавшийся броневыми плитами. Сами  бронепоезда состояли из паровоза, защищенного 30-40-миллиметровой броней и четырех бронеплощадок с аналогичной защитой. Вооружение каждой площадки состояло из пяти пулеметов и 75-миллиметрового польского орудия устаревшего образца, несколько десятков которых досталось СССР в качестве трофеев. Изначально планировалось сдать новые боевые единицы к 1 января 1942 года, но из-за проблем с доставкой брони и деталей металлического каркаса работы удалось завершить лишь в начале апреля. 
Поскольку в строительстве бронепоездов были заняты опытные специалисты-ремонтники, в их конструкцию был внесен ряд важных усовершенствований. К примеру, отверстия для болтов крепления брони делались не круглыми, а эллиптической формы, чтобы в жару или сильный мороз их не сорвало от температурных сдвигов металла. Из-за дополнительной тяжести броневой защиты в вагонах была усилена рессорная подвеска, а для лучшей маневренности в бою паровозы получили пневматические тормоза, действовавшие на все колеса.  
После завершения всех работ бронепоезда, получившие имена «Полководец Суворов» и «Александр Невский», объединили в 25-й отдельный железнодорожный бронедивизион. Экипажи набирались из различных частей Южно-Уральского военного округа, а локомотивные бригады в основном были составлены из добровольцев – работников Уфимского паровозостроительного завода, которые также вошли и в состав орудийных расчетов боевых платформ. 17 апреля все было готово, и вечером два бронированных состава, дав прощальный гудок, 
ушли на фронт.    
В неравном бою 
Лето 1942 года стало наиболее тяжелым периодом войны, а судьба страны решалась под Сталинградом, куда в середине июля прибыл сформированный в Уфе 25-й отдельный дивизион бронепоездов. Первым в бой вступил «Полководец Суворов». 15 июля он подвергся атаке 18 немецких бомбардировщиков, получив прямое попадание бомбы в одну из бронеплощадок, экипаж которой полностью погиб. Близкими разрывами был поврежден паровоз и тендер, загорелся вагон с боеприпасами, в котором начали рваться снаряды. От гибели бронированный состав спас его экипаж, сумевший вручную выкатить паровоз и бронеплощадки из зоны огня. На следующий день «Суворов» вновь попал под мощный авианалет, получив дополнительные повреждения, после чего был выведен на ремонт в Са-ратов. Всего во  время бомбежек 
в экипаже погибло 30 человек,  
41 был  ранен. 
Еще более драматично сложилась фронтовая судьба «Александра Невского». 31 августа, получив сообщение о том, что немецкая пехота при поддержке 15 танков прорвала оборону частей 64-й армии, командир бронедивизиона принял решение атаковать. Вскоре «Александр Невский» в районе станции Воропоново вступил во встречный бой, за 40 минут выпустив по врагу 400 осколочных снарядов. В ходе боя немцы пытались подойти вплотную и, пользуясь наличием не простреливаемых «мертвых зон», закидать бронепоезд гранатами, но его экипаж несколько раз вступал в рукопашные схватки, отбросив врага. Однако силы были неравны, кроме того, немцам удалось разрушить пути, а танковые снаряды повредили бронепаровоз, у которого вышел пар из котла. Потеряв подвижность, «Александр Невский» смог обороняться лишь до середины следующего дня. В полдень 1 сентября команда сняла уцелевшие пулеметы, орудийные замки и отошла пешком. В ходе двухдневного боя экипаж потерял 18 бойцов убитыми и пропавшими без вести, еще восемь человек получили ранения. Но несмотря на серьезные потери, свою задачу задержать прорвавшегося противника бронепоезд выполнил до конца. 
Второе поколение 
В 1943 году Советская армия смогла завладеть стратегической инициативой и начать освобождение захваченных территорий. При этом командование оценило успехи бронепоездов и продолжило создание новых бронированных составов. Летом 1943-го Уфимский паровозоремонтный завод приступил к строительству очередной пары бронепоездов по улучшенному проекту 
БП-43. В отличие от предшественников, оснащенных устаревшими польскими пушками, новые бронеплощадки получили башни от танков Т-34 с мощными 76-миллиметровыми орудиями, что резко повысило их боевую мощь. Орудия в танковых башнях имели качественные прицелы и высокую начальную скорость снаряда, благодаря чему могли бороться с большинством типов немецкой бронетехники, в том числе на дальних дистанциях боя.
Зенитное вооружение также было намного более мощным. «Суворов» и «Александр Невский» могли отражать авиаудары лишь с помощью 12,7-миллиметровых пулеметов ДШК, что обусловило высокие потери от авиации. Новые бронеплощадки ПВО-4 имели на вооружении две 37-миллиметровые автоматические пушки и бронирование ходовой части, что выгодно отличало их от аналогичных платформ  более раннего выпуска, давая возможность отражать массированные атаки бомбардировщиков. 
При постройке новых бронепоездов, названных в честь Уфы и Салавата Юлаева, сказался опыт, полученный инженерами и рабочими УПЗ при создании первой пары «крепостей на колесах», а также налаженная система снабжения комплектующими. Если строительство первой пары бронированных составов растянулось почти на полгода, то вторая была сдана намного быстрее, к примеру «Уфа» - всего за восемь дней, причем деньги на ее постройку  собрали сами уфимцы.                
Готовые бронепоезда отправились в войска в июне 1943 года, войдя в состав 60-го отдельного дивизиона. Правда, в отличие от «Суворова» и «Александра Невского», их экипажи уже не комплектовались уфимцами и рабочими железнодорожных мастерских. Боевые посты заняли уцелевшие члены экипажей, потерянных в сражении на Курской дуге бронепоездов №737 и «Московский метрополитен».   
На пути к победе 
Боевой путь «Уфы» и «Салавата Юлаева», начавшийся в феврале 1944 года, на 1-м Прибалтийском фронте, существенно отличался от условий, в которых два года назад пришлось воевать их предшественникам. С началом масштабного наступления советских войск «крепости на колесах» больше не использовались в качестве последних заслонов на пути прорвавшихся немецких танков, вступая в ожесточенные встречные бои и неся потери, а в основном оказывали огневую поддержку своим наступающим войскам. Немецкая авиация, доставившая столько проблем в первые годы войны, теперь утратила былое господство в воздухе, а ее атаки стали носить эпизодический характер.  
3-4 марта 1944-го «Уфа» и «Салават Юлаев» произвели пять огневых налетов по немецким позициям, уничтожив склад боеприпасов и подбив две артиллерийские батареи. Все весенние месяцы бронедивизион периодически привлекался к огневой поддержке наступающих частей 332-й пехотной дивизии. Затем он принимал участие в боях за станцию Обеляй литовской железной дороги и наступлении в направлении Клайпеды. Сухие сводки боевого пути дополняют воспоминания командира бронеплощадки  «Салават Юлаев» Бориса Перлина.  
- В недавних боях (май 1944 г.) бронепоезд прикрывал наступление нашей пехоты, - вспоминал ветеран. - Его огнем уничтожена батарея немецких орудий и три пулеметные точки. Отличившиеся бойцы из команды были награждены медалями «За отвагу». 
На заключительном этапе войны бронепоезда участвовали в ожесточенных боях в Прибалтике и Восточной Германии. По воспоминаниям Перлина, «в декабре 1944 года советские войска по льду замерзшего Немана пошли на штурм Тильзита. Был восстановлен железнодорожный мост, по которому наши бронепоезда переправились на территорию Восточной Пруссии». 
Последней боевой операцией 
60-го бронедивизиона стал штурм города-крепости  Кенигсберга (ныне Калининград). Орудия «Салавата Юлаева» и «Уфы» вместе с артиллерией фронта били по вражеским фортам, поддерживая атаки танков и пехоты. 9 апреля 1945 года Кенигсберг пал, что стало конечной точкой боевого пути  второго поколения уфимских бронепоездов. 
Вечная память    
После окончания Великой Отечественной войны многочисленные бронепоезда стали массово выводиться в резерв. Военные понимали, что в условиях современной войны и резко возросших возможностей танков и авиации «крепости на колесах» стали слишком уязвимы в бою. В 1945 году 60-й бронедивизион, куда входили «Уфа» и «Салават Юлаев», передислоцировался в Брянск, где два года спустя был расформирован. Поезда и бронеплощадки сдали на склад, а затем они были разобраны на металл. 
Сегодня о боевом пути уфимских бронепоездов напоминают лишь пожелтевшие фотографии и строки военных отчетов. И эта память очень важна, ведь «крепости на колесах» строились руками работников уфимских железнодорожных мастерских, горожане, испытывавшие острую нужду буквально во всем, добровольно сдавали на их постройку свои скудные сбережения. Четыре бронепоезда стали пусть небольшим, но весьма символичным вкладом Уфы в общую Победу.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости