ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Старт дан
На  XIX Петербургском экономическом форуме главы трех регионов (Башкортостан...

Безопасность проверена
В преддверии проведения международных саммитов ШОС и БРИКС в Уфе  усилены ме...

Душа и лицо города
Так  в МУП «Горзеленхоз» называют  цветы. Их начинают высаживать на едва п...

Ночь. Улица. Фонарь.
Вечернюю Уфу невозможно представить  без уютного и яркого освещения. А светоди...

Сезон в разгаре
Ремонты домов, фасадов, кровель, восстановление памятников архитектуры - все надо ...

Мишки на «Ufa-city»
На фасаде автосервиса  по улице Менделеева, 162 а, рядом с гостиницей «Ufa-city», &nb...

Инновации «Уфаводоканала»
Начата масштабная реконструкция  водопроводно-канализационного хозяйства ...

Эколидеры
Среди 87 городов России Уфа уверенно держит лидерство по работе над улучшением ...

Диплом от БРИКС
БашГУ вошел в состав участников сетевого университета БРИКС. 
Подготов...

Лекарства на экспорт
На  предприятии «Фармстандарт-Уфавита»  совместно с компанией «Johnson and Johnso...

Тысяча рук за дружбу
Процесс южноафриканского вызывания дождя, элементы бразильского карнавала, фр...

Фитнес на Зорге
Одному из крупнейших спортивных оздоровительных комплексов -  «Zorge fitness» - ис...

Салям, друзья!

-К нам из Китая приехали восемь девочек из малообеспеченных семей, - гов...

Шульган-Таш еще удивит
В Бурзянском районе прошел международный  симпозиум «Древние святилища: арх...

Не только Нестеров и Бурлюк



     №07 (164)
     июль 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "БРЕНД УФЫ"

Школа Нуреева


Он словно взлетел на  сцену школьного театра - и зал взорвался аплодисментами… 
Выдающийся танцор современности, народный артист России и СССР, лауреат всевозможных премий Владимир Васильев, болеющий за судьбу русского балета, не случайно именно здесь высматривает завтрашних звезд.

Присутствие мэтра в стенах Башкирского хореографического колледжа,  где много лет назад учился Рудольф Нуреев, будущая мировая балетная звезда   (в этом старинном здании начала XX века раньше располагалась средняя школа №2),  само по себе символично.  Атмосфера дома освещена его незримым присутствием. Звуки фортепиано, уносящиеся в высоту арочных потолков,  па, батманы и  арабески под аккомпанемент пуантов – словно подтверждение нуреевских слов: «в каждом, кто выходит на сцену, есть частичка меня».
-  Мы в один год оканчивали хореографическое училище: я – в Москве, а он – в Ленинграде. С Рудиком  увиделись в 1958 году на смотре балетных школ. Его головокружительные прыжки и вращения, мощные каскады сложных движений поражали. Если к этому добавить темперамент, то впечатление он производил  потрясающее, - рассказал ребятам Владимир Викторович.-  Самое значительное, что сделал ваш земляк, -  разнес по всему миру славу русского искусства. Благодаря ему во многих странах заговорили языком классического танца. Он – ваше достояние, и об этом необходимо помнить.
Башкирская школа
Важно понимать, что появление балетного гения Нуреева, как и рождение башкирской школы, предопределили традиции народного танца, которые подхватил заявивший о себе еще в 40-е годы прошлого века ансамбль Файзи Гаскарова. 
Уфа - город с давними театральными традициями.  Здесь  начинал свой путь к вершинам вокального искусства великий Шаляпин. Здесь пели Сергей Лемешев и Ирина Масленникова, которых слышал Рудольф. 
В 1934 году тут волею судеб оказался знаменитый хореограф Карл Матсон, преподавала артистка труппы Дягилева Анна Ивановна Удальцова, оказавшаяся в нужное время в нужном месте словно для того, чтобы оценить дар Рудольфа  и заявить: «Ты должен обучаться классическому искусству».
В середине  1930-х  молодой балетмейстер, выпускник МХУ Файзи Гаскаров набрал группу детей с хорошими данными и повез их учиться в Ленинградское хореографическое училище, где по его  инициативе была создана Башкирская студия. Ее выпускники и стали солистами балетной труппы в театре оперы и балета, открывшемся в 1938 году.  
И кто знает,  получил бы мир своего гения, если бы однажды  маленький Рудольф не попал на первый национальный балет «Журавлиная песнь», где блистала начинающая свою карьеру  Зайтуна Насретдинова.  Будущая народная артистка СССР, обладательница премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» произвела на семилетнего мальчика ошеломляющее впечатление. «Со мной что-то произошло, из своего одинокого мира я перенесся прямо на небеса. ...Я потерял дар речи», - позднее вспоминал Нуреев. 
В то же время музыкальность, пластичность  башкирского и татарского  танцев  не могли не повлиять на некоторые особенности таланта Нуреева: его эмоциональность,  темперамент, экспрессию. 
В 1953 году Рудольф  из танцевального кружка при  Доме пионеров на улице Карла Маркса поступает в балетную студию, открывшуюся тогда же  при Уфимском оперном театре. Ему уже 17, и для учебы в хореографическом училище нет шансов. Но судьба благоволила к Нурееву. Выход был найден. Министерство культуры Башкирии при поддержке примы-балерины Зайтуны Насретдиновой ходатайствовало перед Москвой о направлении его в Ленинград. В порядке исключения уфимскому дарованию дают согласие на учебу, но с условием: необходима оценка возможностей ученика специалистами. 25 августа  1955 года на окончательном просмотре в Ленинградском хореографическом училище,  который проводила славившаяся строгостью Вера Костровицкая, «лучшая из женщин-педагогов России», он получает ныне уже ставшее известным заключение: «Молодой человек, либо вы станете блестящим танцовщиком, либо потерпите полный крах. Скорее всего, полный крах!». Вердикт оказался пророческим в своей первой части.
Так закончился уфимский период жизни Рудольфа Нуреева. 
Наследники Нуреева
О триумфальном пути гения русского балета написано огромное количество статей и книг. Заметим только, что, когда  в Уфе в 1986 году открылось хореографическое училище, его имя гремело по всему миру.
Первый  директор элитного образовательного учреждения талантливый танцовщик, отдавший башкирской сцене много лет, Алик Бикчурин хорошо знал Нуреева.  Они почти одновременно учились в Ленинграде и, как потом выяснилось, ходили даже в один уфимский детский сад. Во время короткой встречи с Рудольфом в 1989 году в  Петербурге  Алик Салихович пообещал, что училищу присвоят его имя, и свое слово  сдержал. 
Уже через шесть лет после открытия, в 1992 году,  при поддержке своего знаменитого земляка  воспитанники башкирской школы  отправились с трехнедельными гастролями в Англию. Местная публика восторженно принимала юных артистов. Газета «Курьер Тудей» писала: «…Уфимское хореографическое училище имеет выдающуюся репутацию в России. Оно гордится своими исключительно национальными танцевальными традициями». В другой газете – лондонской «Таймс» – в развернутой статье «В Уфе подрастают Нуреевы» Майкл Банион  также высоко оценил талант башкирских танцовщиков.
- В 50-60-е годы на Западе балет был на низком художественном уровне. Танцовщики двигали ногами, как деревянные куклы. О создании на сцене образа не было и речи,  - говорит художественный руководитель балетной труппы театра и худрук Башкирского хореографического колледжа имени Нуреева, народная артистка России и Башкортостана Леонора Куватова. – Дух, эмоциональное состояние, которое трогает зрителя, - заслуга русской школы, традиции которой мы наследовали и продолжаем.  Наши питерские педагоги говорили: «Не надо три пируэта, сделай два тура, но чисто». Конечно, в балете, особенно современном, спорт имеет место, но без поворота головы, взгляда, игры спины – нет танца. Можно иметь хорошие физические данные, школу, но если ты холоден – никогда не тронешь сердца. Если зритель не замечает, как танцовщик высоко прыгнул или сколько фуэте сделала балерина, а плачет или смеется – значит, он встретился с настоящим искусством.  Все это подарил Западу наш Нуреев. 
И сегодня будущих артистов балета готовят на  основе русского классического танца. Причем, по признанию тех же питерских педагогов, в Уфе сохранилось то, что уже потеряно в столицах: например, постановка рук. 
- Если убрать нашу школу, то через два-три года рухнет не только театр, но и лучшие хореографические ансамбли: имени Файзи Гаскарова и «Мирас» - подпитки не будет, - резюмирует Леонора Сафыевна. – Наши выпускники не только работают в этих коллективах, но и  востребованы во многих российских театрах.  Те, кто, например, оканчивает колледж в этом году, имеют  по нескольку предложений из Казани, Самары, Екатеринбурга, Ростова, Астрахани. Востребованы и исполнители классического танца, и народного отделения. Но есть и проблемы. Из-за того что сегодня  огромное количество театров и трупп, в том числе и за рубежом, многие наши ученики  уезжают из родного города, не встав твердо на ноги.  А  начинать карьеру нужно с классического репертуара, который могут себе позволить не все театры. 
Продолжая традиции  ленинградской школы балета, нуреевцы рано выходят на сцену. Без практики   танцевать не  научишься. В спектакле соединяются  классический танец, характерный, историко-бытовой танец, актерское мастерство, грим, костюмы, манера, стиль, эпоха. 
Воспитанники школы никогда не забывают, что представляют на балетных сценах страны и мира единственное учебное заведение, носящее имя корифея танца. В декабре прошлого года они побывали с балетом «Лебединое озеро» на гастролях в Германии. Зрители Дрездена, Франкфурта-на-Майне, Берлина, Потсдама, Эрфурта встречали молодых башкирских артистов очень тепло. Когда на афише написано: «Академия Нуреева» – это не только заявка на успех, но и огромная ответственность. Во всех городах на спектаклях был полный аншлаг, юным танцовщикам довелось выступать даже в концертном зале на две тысячи мест, и в нем не нашлось ни одного свободного кресла.
Спектакль «Анюта» в постановке Владимира Васильева, представленный на нынешнем Нуреевском фестивале,  стал дебютом для двух воспитанников колледжа Данилы Игнатьева и Искандара Абильгузина. На роли братьев главной героини их выбрал сам народный артист СССР Владимир Васильев.
Первоклассника Данилу воспитывает бабушка. Каждый день она сопровождает его на занятия. Танцевать, по рассказам Магнолии Талгатовны, он начал еще в детском саду. Увидев увлеченность внука, она привела его в четыре года в детскую школу искусств №3. Талантливого мальчишку заметили педагоги, и через несколько лет на конкурсе в Турции он получил первую премию. Когда узнал, рассказывает бабушка, что знакомые ребята поступили в колледж, а он опоздал, то плакал навзрыд. Но дело оказалось поправимым: мальчишку пригласили на просмотр в БХК и приняли. Сегодня Данила – ученик 1/5 класса:
Искандар Абильгузин учится классом выше,  родом из поселка Красноусольский, танцевал в самодеятельном хореографическом ансамбле и был замечен педагогом колледжа.
- Меня удивило, что здесь учат играть на фортепиано и французскому языку. Поначалу я хотел танцевать народные танцы, но сейчас мне все больше нравится классика. После «Анюты» во мне многое изменилось, я понял, что балет – не только прыжки, но и настроение, эмоции.
Для непосвященных  поясним, «нуреевцы» обучаются по стандартным для хореографического учебного заведения программам. В них есть дисциплины, позволяющие  получить разносторонние знания по истории  классического танца и теории музыки, истории театра и изобразительного искусства, мировой культуры. 
- Рудольф Нуреев был не только великим танцовщиком, хореографом, но и  тонким знатоком и поклонником искусства, - говорит преподаватель музыкальных дисциплин Зульфира Ахметзянова. - Оригинальность мышления, эстетизм, чувство стиля, вкус сделали Нуреева одной из самых ярких личностей в искусстве ХХ века.
Приобщение ребят к сокровищам мировой культуры не ограничивается только уроками. «Нуреевцы» – завсегдатаи концертов классической и современной музыки (благо, возможностей для этого в Уфе достаточно), балетных и оперных спектаклей в БГТОиБ, участники творческих встреч с выдающимися деятелями культуры и искусства.
...Утро ученика колледжа начинается с урока классики, или правильнее – экзерсиса. Это основа основ. Два спаренных академических часа, при  необходимости дополнительные занятия.  Непременный атрибут урока – полотенце, без него не обойтись. Его в прямом смысле этого слова после занятий хоть выжимай. 
…Расписание построено так, что общеобразовательные предметы чередуются со специальными. После классики – русский язык или математика, на курсах (три последних класса)  изучают даже философию и экономику. 
- Иногда приходится переодеваться по нескольку раз, - откровенничают студенты, - и опаздывать нельзя – поблажек не делают никому. 
Даже первоклашки умеют пришивать ленточки на балетные тапочки (на профессиональном языке – мягкие). А студенты – уже асы по «приготовлению» пуантов.
Завтрак, обед и ужин – по расписанию. Но и тут есть своя специфика. За каждый съеденный пирожок приходится расплачиваться. Природа порой непредсказуема: особенно для девочек. За лишний килограмм-два - низкая оценка на экзаменах по специальности (их сдают каждые полгода). Поэтому до последнего курса доходят не все. После отчисления вернуться в обычную школу сродни маленькой трагедии.
- Легкость в танце  дается тяжелым трудом, - говорит педагог-репетитор Галина Сабирова. – Только превозмогая себя, перешагивая через боль, можно достичь результата.
В этом году у заслуженной артистки Таджикистана выпускной класс: в самостоятельную жизнь отправятся 14 девушек и семь юношей. А  пока они сдают экзамены и готовятся к отчетному концерту. 
- За руками следи,  нос выше, смотри на зрителя, - Галина Георгиевна – преподаватель строгий, выпускница Московского хореографического училища, бывшая солистка Башкирского театра оперы и балета, знает цену успеха.
После трехчасовой репетиции  можно перевести дыхание, принять душ и… снова в зал. Самые упорные исправляют замечания педагога уже самостоятельно. 
Белла Оздоева, дипломант Всероссийского конкурса «Русский балет-2015», оттачивает движения перед зеркалом: 
- Чтобы сегодня пробиться на большую сцену, надо много работать над собой, лениться нельзя. Каждый день я встаю в половине седьмого. Завтрак (в основном это каша, кусочек сыра, кофе). Сладкое позволить могу только утром. Потом бегу в зал – тело перед уроком надо разогреть – иначе можно получить травму. Мой «рабочий день» в основном заканчивается в девять вечера. Бывает, что сил нет даже раздеться, а надо приготовить вещи на завтра, книгу почитать. И друзья обижаются: почему ВКонтакте не отвечаешь?
Колледж готовит и артистов народного танца. Выпускники этого отделения работают в лучших хореографических ансамблях страны: от Гаскаровского до Моисеева. В этом учебном году студенты первого курса Сергей Боссерт и Ильяс Фазлиев  на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в Москве представили номера «Башкирский танец» и «Матросский танец» и были удостоены бронзовой и серебряной медалей.  Подготовил ребят преподаватель колледжа Ильнур Аюпов. Он  выпускник  БХК 2003 года. Восемь лет танцевал в ансамбле Гаскарова, сейчас -  в «Мирасе».
- Когда ты  сам еще выступаешь, то это подстегивает, потому что на тебя смотрят ученики. Надо постоянно держать себя в форме, подавать пример, чтобы потом требовать с них, - считает Ильнур Рафикович. – В нашей профессии 90 процентов - труд, остальное – талант. 
Традиционно руководство училища приглашает для постановки номеров лучших российских балетмейстеров. В этом году в Уфу вновь приезжал профессор Московской государственной академии хореографии, художественный руководитель труппы Большого тетра в 2009-20011 годах Юрий Бурлака, один из ведущих специалистов по реставрации старых балетов.  В прошлый визит он попросил показать «Журавлиную песнь», так как много  слышал о легендарном башкирском  балете. Ему показали адажио, так как в те дни спектакль не шел. Юрий Петрович  был в восторге от увиденного и заметил,  что только  ради этого стоит посетить Уфу. Ему понравились и рисунок танца, и поддержки. По его словам,  для  1940-х годов – это был настоящий прорыв, но и сейчас балет ничуть не устарел. 
- Мы  стремимся, чтобы наши дети участвовали во всех профессиональных конкурсах,  - говорит директор колледжа Олия Вильданова. – Они не только набираются опыта, но обращают на себя внимание специалистов. В этом году  первокурсницу Адель Музафарову, ставшую дипломантом Красноярского конкурса «Балет XXI века», пригласили в Московскую академию хореографии, немного раньше туда уехал Денис Захаров. Об уровне нашего училища говорит и тот факт, что оба учатся на той же параллели, что здесь.
- Главное, что ребята реализовали свою индивидуальность, - считает Олия Галеевна. – Рудольфу Нурееву это удалось в высшей мере.



Наталья Сологуб, выпускница 1995 года, лауреат российской национальной премии «Золотая маска», Международного конкурса артистов балета в Лозанне, солистка Мариинского театра  и первая солистка Дрезденской труппы.

Андрей Меркурьев, выпускник 1996 года,  лауреат «Золотой маски», заслуженный артист России, ведущий солист Большого театра.

Роман Рыкин, выпускник 1993 года, золотой призер Международного конкурса в Лозанне (Швейцария), бронзовый - Международного конкурса в Джексоне (США). После него приглашен в  Английский национальный балет. Сейчас солист  Бостонской балетной компании (США).  

Гузель Сулейманова, выпускница 1997 года, заслуженная артистка России и народная артистка РБ, прима-балерина Башкирского театра оперы и балета.

Гульсина Мавлюкасова, выпускница 1999 года,  народная артистка РБ, лауреат международных конкурсов, прима-балерина Башкирского театра оперы и балета.


Ильдар Маняпов, выпускник 2001 года, народный артист РБ, премьер Башкирского театра оперы и балета.


Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости