РУБРИКА "ПЕРСОНА"Да здравствует танец!
С заслуженным артистом Башкортостана, солистом балета Башкирского государственного театра оперы и балета Андреем Брынцевым мы встретились после премьеры «Анюты», где он выступил в одной из главных партий, но разговор был не только об этом спектакле.
- Интересно, как творческий человек приходит в свою профессию. Бредит ею с детства? Или неожиданно осеняет идея выбрать именно это? - Со мной не происходило ни того, ни другого. Благодарить надо родителей, хотя они к искусству непосредственного отношения не имеют: мама – бухгалтер, папа – слесарь-инструментальщик. Мой младший брат Александр состоялся совсем в другой отрасли – стал менеджером в строительной организации. Меня с малых лет мама водила по кружкам и секциям. В детском саду я всегда выступал, был маленький, шустрый, и в 5 лет меня определила в воскресную школу благородства при Доме культуры имени Калинина. Там нас к чему только не приобщали! Английский, немецкий, французский, игра на фортепиано, танцы, светские манеры, даже немного истории и теории музыки. До 7 лет там я образовывался, потом был в секциях – шахматы, бокс, танцы. Многое перепробовал. Участвовал в детских концертах, танцевал на городских праздниках. Когда окончил третий класс, педагог по танцам посоветовала проверить мои данные в хореографическом училище. Я сопротивлялся: нравится спорт, негоже мальчишке натягивать на себя колготки. Мама уговаривала дипломатично: «Раз Алла Васильевна настаивает, давай сходим. Конкурс огромный, так что не беспокойся – все равно не пройдешь. Особенно по медицинским показаниям – вон ты какой щуплый. Тебя не возьмут!» Знала, что взыграет мое самолюбие: «Как это не возьмут!» Я прошел все три тура. К счастью, попал к великолепному педагогу Венере Хакимовне Галимовой. Она обычно девочек вела, но в тот год поступал ее внук, и она взяла класс мальчиков. - Что означает определение «великолепный педагог» в балете? - Строгость и требовательность в сочетании с вниманием к каждому ребенку. Мы были довольно шебутными, Венера Хакимовна нас держала в ежовых рукавицах, но перед другими всегда защищала, на жалобы отвечала: «Я сама разберусь». Разбиралась по справедливости, нам доставалось, но и доброты ее тоже хватало. Она понимала, как сложно десятилетним детям отрываться от родных, поселиться в общежитии. Моя семья уфимская, но жили далеко, в Черниковке, а занятия начинались рано, и общежитие решало бытовые вопросы. Однако привыкнуть не смог или не захотел, заявляя, что училище брошу. Договорились: буду ночевать дома. И мы с мамой вставали ни свет ни заря, в любую погоду, спешили к трамваю, и я досыпал у нее на плече. Вскоре совершенно забыл, что собирался уйти из училища, потому что на занятиях мне стало интересно, и у меня стало получаться. Когда готовили балетные спектакли, мне доверили ответственные роли – в «Белоснежке» Ворона, в «Волшебной флейте» Люли – главную партию. Взрослые раньше меня определили, в чем мое призвание, разглядели, не дали пройти мимо, за что им великое спасибо. - Знаю, что на вас специалисты обратили внимание еще в период учебы и делали достойные предложения. Почему не поехали в Казань или Питер? - Да, в столицу Татарстана звали еще на III курсе, а с Санкт-Петербургом была договоренность, с театром Якобсона. После окончания alma mater в 2003 году поехал туда, но оказалось, что все места отдали выпускникам Вагановки. Правда, предложили подождать – возможно, появятся вакансии. Но это не по моему характеру, я возмутился нарушением обещанного и вернулся в Уфу, памятуя, что еще студентом II курса меня приглашал на работу художественный руководитель балетной труппы нашего театра Шамиль Ахмедович Терегулов. Педагог редкого таланта, человек большой души, он тут же принял в труппу и стал заниматься со мной. Он молодежи уделял невероятно много внимания, растил нас вроде постепенно, но последовательно. Па-де-де в «Жизели», танец Голубой птицы в «Спящей красавице», потом Принц в «Щелкунчике», чуть позже Шут и Принц в «Лебедином озере»… Наверное, самое ценное в моем воспитании: я не был загнан в амплуа. В творческом плане это очень важно. И спасибо Леоноре Сафыевне Куватовой, за то, что она успешно продолжает ту же политику доверия артистам. Это вдохновляет более опытных, а вчерашним выпускникам придает сил и желания трудиться. Без труда до седьмого пота в нашем деле никакой талант не добьется успеха. - Но ведь очень тяжело – ежедневный тренинг в классе, репетиции, ответственность в спектаклях… - Моя жена Оксана, с которой мы вместе уже четыре года, до нашей встречи воспринимала балетные спектакли как прекрасную сказку. Зная теперь изнутри, какой ценой достигается необходимый эффект, она переживает и проникается к нам сочувствием. На самом деле ежедневный тренинг – необходимая часть профессии. Без этой нагрузки просто не могу, и она не в тягость. Как и у спортсменов это – наша физическая безопасность, наша техническая форма. Когда она есть, то открывается главное – возможность вживаться в образ, экспериментировать, творить. Тогда каждый спектакль становится праздником и для тебя, и для зрителей. - В каждой ли партии можно раскрыться, что-то интересное показать? - Есть, конечно, классические образы, где легче идти по накатанным рельсам. Перетанцевав всех, наверное, принцев из нашего репертуара, могу сказать, что и там хочется открыть какие-то особенности в поведении. Хотя гораздо увлекательнее работать над персонажем, когда есть драматизм и в содержании, и в характере. Скажем, Шут в «Лебедином» не отличается многогранностью натуры, однако партия сложна технически, и это тоже берет за живое как исполнителя, так и публику. Но истинную сверхзадачу решаешь, если твой герой попадает в клубок страстей, как, например, обаятельный Меркуцио, верный друг Ромео, смертельно раненный Тибальдом, или Бербанто в «Корсаре», поднявший бунт пиратов против капитана, поправ его к себе доверие. В «Анюте» - последней премьере прошедшего сезона – мне повезло танцевать Модеста Алексеевича. Чиновник, раболепствующий перед начальством и унижающий подчиненных, - такое, увы, живуче и сегодня, через столетие со времен чеховской «Анны на шее». Тут широчайший спектр нюансов, искать их и в каждый спектакль вносить маленькие новшества чрезвычайно занимательно. От партнера, особенно партнерши, тоже зависит, на чем будешь акцентировать внимание: в «Анюте» заглавную партию исполняют Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Валерия Исаева. Это разные индивидуальности, и мой персонаж меняется, реагируя на «иную» Анюту. Счастливая нам всем выпала возможность общаться с постановщиком этого балета великим Владимиром Васильевым и его ассистентом Андреем Маланьиным, танцовщиком и педагогом из Большого театра. Юрий Григорович неоднократно ставил спектакли в нашем театре. Советы и замечания этих мастеров не только помогают в конкретных ситуациях, но и надолго запоминаются, как мастер-классы. - Получив высшее образование в нашей Академии искусств по педагогике балета, не собираетесь ли попробовать себя на педагогическом поприще? - Меня не раз звали педагогом в хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, но всему свое время. Пока есть силы и сцена влечет, хочется танцевать. Я занят во всех спектаклях и на работу всегда еду (как в детстве издалека – из Инорса) с удовольствием. Многое еще надеюсь успеть. Увлекает и классика, и современная хореография. К примеру, хоть и нелегко, но очень интересно было танцевать Прометея, когда Игорь Марков из Питера поставил у нас балет Рустема Сабитова. Вообще нашей труппе многое удается. Как замечательно поставлен «Спартак» Юрием Григоровичем, и он был доволен нашими артистами, да и публика приняла на ура. Мы объездили со многими постановками немало стран – были в Бразилии, Мексике, Канаде, США, Египте, Португалии, Италии, Чехии и везде имели успех. - Напоследок спрошу о далеком будущем. Это по-прежнему балет? - Конечно. Преподавательская деятельность, не исключаю и научные интересы. Мой диплом назывался «Методика восстановления после травм артиста балета». Насколько это актуально, знаю и на своем примере, перенеся операцию колена. Мой руководитель Олия Галеевна Вильданова предлагала продолжить работу и защитить кандидатскую диссертацию. Но оставим это на потом. А пока да здравствует сцена, да здравствует танец!
Алла ДОКУЧАЕВА |