ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Праздник добра и милосердия
24 сентября в день Курбан-байрам глава республики Рустэм Хамитов посетил мечеть...

Компактный город
В Уфе прошла сессия «Скрытые ресурсы развития города», посвященная взаимосвяз...

Наш человек
Управляющим директором УМПО назначен Евгений Семивеличенко, являющийся также ...

Аксаков и поклонники

XХV Международный Аксаковский праздник посетили известные общественны...

На экскурсию в УМПО
Представители городской администрации ознакомились с промышленным потенциал...

До Шакши - 42 минуты
На участке Дема - Шакша начали курсировать семь электропоездов.
Пригородн...

Попали в десятку
Уфа отмечена в десятке лучших городов России в рейтинге экологического развит...

Показали класс
В Жуковском завершился Международный авиационно-космический салон МАКС-2015, со...

Жилищники столицы - лучшие
Семь уфимцев стали лучшими работниками жилищно-коммунального хозяйства респу...

Сохранить счастье в доме
Уфимцы приняли участие в форуме «Вместе - ради детей!» в Ставрополе,  собравш...

О будущем Черниковки
Данный вопрос обсужден в Республиканском музее Боевой славы. Организаторы пос...

«Уфа» едет в Сочи

Команда КВН «Уфа» стала вице-чемпионом премьер-лиги международного со...

Не чихать!
В этом году будет использована новая отечественная противогриппозная вакцина ...

«Семь девушек» прославились



     №10 (167)
     октябрь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПРЕМЬЕРА!"

«А вас, комсорг, попрошу остаться»


Женька. К черту! До двадцати пяти лет молодость, а потом можно и воспоминания писать!
И кто же это говорит? «Взрослая» сегодняшняя студентка, героиня эпохи перестроечного бунта?  А вот и нет! Ударница-прядильщица, член лучшей комсомольской бригады, героиня пьесы Александра Володина «Фабричная девчонка» Женька Шульженко.


Самая живая, остроумная девушка из всей группы. Если честно, комсомолок я представляла другими. Такими, например, как комсогрупорг Леля Комелькова - серьезными, выполняющими все поручения старших товарищей. А вот теперь ей поручено написать в «Комсомольскую правду» статью «о девушке, которая относится легкомысленно, в общем, о моральном облике». И независимая Женька - подходящая кандидатура…
Да, город Ленина вместе со всей страной готовился к встрече тридцать девятой годовщины Великого Октября, и в стране царил сплошной коммунизм. Все это в оттепельной пьесе показано довольно сатирически - чего только стоят одни ухаживания комсомольского вожака Бибичева («Что такая бледная? Иди на улицу, там кислород!»). Или лекция «Любовь. Брак. Семья»: «В капиталистическом обществе вся любовь сводится к влечению одного пола к другому…» Но все это, конечно, не мешает девушкам мечтать о любви. Автор выписывает четыре женских характера, и каждый по-своему привлекателен. У кокетливой Надюши есть жених, но уже хочется кого-то другого. Ирина собирается замуж за товарища из соцстраны, но все же заграницы - Болгарии. «Ведь если ты его любишь, то считаешь самым лучшим человеком. Так? А он почему-то вдруг любит тебя!» - озвучивает она дилемму всех застенчивых девушек. И «правильная» Леля знает о любви больше, чем говорит. У «самоуверенной» Женьки тоже есть своя тайна, и она о ней не кричит – прячет за напускной дерзостью, никогда не показывает своей боли. «С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться…» Видно, авторы тех песен, которые украсили спектакль и стали отдельным подарком для зрителей, действительно что-то знали о любви и жизни. 
В конце концов затравленная Женька уходит из общежития. А конфликт с коллективом или партией тогда обходился дорого. Показателен диалог Бибичева с вахтершей: человек на маленькой должности может себе позволить слегка насмехаться над начальством. Однако параллельно режиссер прочерчивает и линию дружбы. В конце концов государственный строй, начальство - внешние обстоятельства. Но если после четырех лет жизни в одной комнате нет подруг, готовых помочь, то это - приговор не только группе, но и всей фабрике. И стране, и даже миру.

Товарищ в красном платье
Успех постановки создан прекрасной игрой всех актеров, невыразительных ролей здесь просто нет. А я решила побеседовать с исполнительницей роли Женьки Ларисой Капустиной, влившейся в труппу в этом году.
- Вам нравится ваша героиня? 
- Очень. Женька как мотылек: порхает, порой раздражает, но когда она исчезает - жизнь становится скучнее. Она живой, свободный человек, в отличие от практически всех остальных персонажей. 
- Сегодня считается, что уверенность в себе (а верней, любовь к себе) - необходимое женщине качество. Здесь героиня довольно современна. Или нет?
- Мне кажется, раньше отношение к женщине было другим. Пусть ее называли «товарищ» и прорабатывали на комсомольских собраниях, зато больше уважали, уступали место в транспорте. А сегодня - при всей якобы свободе, равноправии - внутренне мы все довольно зажаты.
Готовясь к спектаклю, мы очень много перечитали и пересмотрели. Я изучала, в чем ходили, о чем думали… Кстати, это исторический факт: с 1953 по 1958 год в Москве и Ленинграде открылось немало магазинов одежды, было очень много красивых, ярких платьев. (А у нас пьеса про Ленинград). Поэтому и у нас в спектакле яркие наряды. Потом Хрущев запретил артельное предпринимательство, и новая мода сошла на нет. 
- Верите ли вы в женскую дружбу?  
- Верю и считаю, что эти девочки на самом деле – семья. Вместе на работе, вместе в общежитии. Тем более это много значит для Женьки, ведь у нее нет родных. 
- Можно многое простить подруге, но то, что сделала Леля…
- Когда мама или бабушка хотят тебя вразумить, они могут сделать очень больно. Но все-таки Женька и Леля - лучшие подруги. В этой пьесе каждый получает свой урок, в том числе и Леля. 
«Мы слишком оберегаем 
личное пространство»
Режиссер, сумевший через конфликт ушедшей эпохи сказать нечто важное нам и сегодня, уже знаком уфимскому зрителю по спектаклю «Преступление и наказание». Это доцент кафедры актерского мастерства ВГИКа, автор постановок в Москве, Екатеринбурге, Познани, Ханое, новый художественный руководитель Севастопольского драматического театра Григорий Лифанов.
- Мне кажется, эта пьеса скорее антисоветская, - заявила я ему.
- Не соглашусь с вами. Через нее проходит посыл: любите, берегите друг друга! А сейчас время диктует иные отношения: появилось очень много агрессии. Тогда люди были более уверены в завтрашнем дне, были добрее, потому что больше общались. Раньше мы недоумевали: как это на Западе неудобно пойти к соседке попросить, скажем, соли? А сегодня сами живем в таком мире: с соседями незнакомы. Появились компьютеры, айфоны, и мы слишком оберегаем свое личное пространство.
Самым трудным было снять карикатурность, с которой молодые актеры изображали комсомол, заставить их полюбить то время: без этого пьесу хорошо не сыграть. Мы же просто с этим жили. А вообще здесь мне удалось поработать с одной из интереснейших в стране трупп. Есть актеры всех возрастов, и все они не простаивают, все «разогреты» - долго настраивать никого не надо.
- Вы сказали, что современная драматургия вам нравится меньше…
- Прочитаешь пьесу современного автора - и жить не хочется. Такое впечатление, что он вложил в нее все плохое, что только может быть. Правда, в начале 2000-х появилась Ольга Мухина. Но в целом я думаю: чтобы создать произведение о сегодняшнем дне, должны прийти драматурги, которые рассматривают его более отстраненно.

«Она была 
под юбкою герой»
«Отказалась принять специфический женский удел и одевалась, сражалась и вела солдатскую жизнь наравне с мужчинами. Она пренебрежительно отвергала планы генералов и приводила их войска к победе на основании собственных планов. Неудивительно, что ее сожгли», - заключил Бернард Шоу. (То есть Жанна д’Арк была, кроме всего прочего, и первой феминисткой). В то время как король Карл VII ухаживал за Агнессой Сорель и уже готовился к изгнанию, молодая девушка, считая себя посланницей Бога, возглавила войско и сняла осаду Орлеана. Однако нашлись люди, усмотревшие в этом козни дьявола, Жанна же не может считать себя праведницей - ведь, вопреки обету, она полюбила бургундского рыцаря Лионеля… Романтическая драма Шиллера о ней была очень популярна в прогрессивных кругах российского общества, Мария Ермолова нередко читала монологи из нее на вечерах студенческой молодежи. Затем ею заинтересовался и Чайковский. 
16 сентября Театр оперы и балета открылся премьерой оперы «Орлеанская дева». В партии Иоанны блистали Лариса Ахметова и прима из Екатеринбурга Надежда Бабинцева, Агнессу Сорель воплотили Резида Аминова и сопрано из Перми - Зарина Абаева, партию слабого, но благодарного короля Карла спели Артем Голубев и Сергей Сидоров, партию Лионеля – Эдуард Морозов (Пермь) и Ян Лейше, партию верного рыцаря Дюнуа - Владимир Копытов, ее отца Тибо - Раиль Кучуков. Высокие стены Орлеана, чертоги дворца, луг, где девушка услышала голоса святых, - все это создал на сцене художник из Германии Эрнст Гейдебрехт (а в сцене казни пригодились и новые возможности, появившиеся после реконструкции: Иоанна эффектно вознеслась на небо, а все проклинавшие ее опустились еще ниже). Драматизма всему происходящему добавили пластические сцены в духе современной хореографии (постановщик - Ольга Даукаева). 
- Это одна из вершин творчества Чайковского, она полна потрясающей лирической музыки, - считает дирижер-постановщик спектакля - художественный руководитель театра, лауреат «Золотой Маски» Валерий Платонов. - Можно было пригласить маститого режиссера и получить добротный спектакль. Но откровение случилось бы необязательно. Я очень рад, что пригласил Филиппа: чувствую его молодую дерзость. Есть много спектаклей, в которых персонажи переодеты в современные костюмы, но это не мешает им быть совершенно архаичными. Мне кажется, у нас получилась опера XXI века. 
Главный режиссер Театра оперы и балета Удмуртии Филипп Разенков известен также своим видением «Аиды». Обновленная опера уже три года с успехом идет в его родном театре. 
- Сегодня я бы поставил ее по-другому, - считает он. - Есть вещи, которые с годами беспокоят все острее: желание быть любимыми, умение любить и бороться с тем ужасом, который нас окружает – неисчерпаемая тема. Жанна д’Арк - уникальная личность, она идет в самый мрак и побеждает его, не боится смерти. К сожалению, жизнь так устроена, что лучшие люди человечества часто оказываются в руках худших.
Так в чем же современность оперы? Я увидела не сценическое воплощение героического эпизода Столетней войны, а историю любви к родине и абсолютной веры, возникшей практически из ниоткуда и всепобеждающей - среди обычных людей, отягощенных саном, должностью, предрассудками, желаниями. Но настоящая чистота не может считать сама себя «святой и чистой», правой во всем - потому Жанне и не защититься, не выжить в этом мире своекорыстия. В финальной сцене она стоит в клубах дыма, а толпа меняет жалость на злобное торжество: люди падки на зрелища и легко управляемы. А главное, будучи грешниками сами, не могут поверить в высокие чувства других.



Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости