ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Шиханы под защитой
Рустэм Хамитов: «Тратау не станет сырьем для «Башсоды».
- Эта позиция для н...

По пути в Китай

В Самаре обсудили строительство транспортного коридора «Европа – Зап...

В тройке лидеров
Уфа вошла в тройку лучших городов-миллионников. Данные рейтинга были озвучены ...

Флаг вернулся на родину

Побывавшие в Арктике флаги возвратились в Уфу. 
На двухдневном ...

Пятый воздушный
В микрорайоне Спутник запланировано масштабное строительство. Это – продолже...

Памятник афганцам
По улице Степана Кувыкина, 7а появилась пятитонная гранитная композиция. 
...


Детский сад с бассейном
К концу года в столице появятся два детских сада.
Они возводятся в микрора...

Ледовые развлечения
25 декабря открываются городские елки. Сказочные ледовые городки ждут и ребят, и...

В Кремль на елку
26 декабря 11 лучших школьников города отправятся в Москву на ежегодную Президен...

Станут на время туристами

На новогодних каникулах уфимским школьникам скучать не придется. Их жд...

Интернациональная химия

Команда студентов и аспирантов из БашГУ завоевала специальный приз VI М...

«Зимние грезы»
Виолончелист Антон Павловский впервые будет дирижировать оркестром в родной У...

Образы предков



     №12 (169)
     декабрь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"

Торатау: рождение новой легенды


Властители зимы
Деревня Йоулупукки, Беловежская Пуща, Аляска (город Северный Полюс), французский Либурн, удмуртский Шаркан, татарская деревня Яна Кырлай, город Улан-Удэ и, конечно, Великий Устюг - что объединяет все эти места? Там обитают Деды Морозы! 

Стоит отметить, что сегодня уже в 17 регионах России зимой управляют местные волшебники. К примеру, Сагаан Убугун - Белый Старец из Бурятии. Он приглашает всех желающих к себе в гости на озеро Байкал. Если встретить его на празднике и рассказать, сколько добрых дел ты совершил за прошедший год, он может щедро одарить здоровьем, любовью близких и достатком в году грядущем. У удмуртского Тол Бабая шуба фиолетовая, посох кривой от долгих странствий, а подарки он носит в берестяном коробе. Ямал Ири («Дедушка Ямала») подпоясан кушаком с украшениями из кости мамонта. У него есть волшебный бубен из оленьей шкуры для совершения обрядов, вместо посоха - лопатка с бубенцами. Говорят, звуки бубна и бубенцов отгоняют злых духов от тех, к кому он приходит в гости. А вот Паккайне, карельский Дед Мороз - персонаж молодой и шаловливый. Разъезжая по миру, он оставляет в зеркалах свои отражения. К зиме все они отправляются на его родину - в Олонец, где устраивают состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.
У башкир и татар за празднование Нового года отвечает веселый дедушка Кыш Бабай. После самой длинной ночи в году (22 декабря) древние тюрки праздновали рождение верховного бога Тенгре, а зимой управлял Кыш Тенгресе (в народе называемый Кыш Бабаем). Праздник Нардуган продолжался до 1 января и подразумевал множество разнообразных развлечений: и гадания, и переодевания до полной неузнаваемости. Он был знаком многим народам Поволжья. И вот недавно башкирский Кыш Бабай решил осесть на одном месте и выбрал в качестве будущей резиденции подножие шихана Торатау. Наши корреспонденты не могли не отправиться на место действия. 

К волшебству готовы
У подножия величественной белой горы в Ишимбайском районе раскинулось село Урман-Бишкадак. Согласно ревизским сказкам, ему более 250 лет (к примеру, в документе 1757 года уже упоминаются «башкиры Бишказакова роду»). Однако сначала деревня называлась Кунзакаево - возможно, по имени первого жителя, которого звали Кунзакай Азнагулов. Нынешнее название она получила в начале XX века, тогда же возникло предание, что пятеро братьев, живших в селе Яр-Бишкадак (то есть на берегу Агидели, «яр» по-башкирски - «берег»), решили переселиться поближе к лесу - так и возник Урман-Бишкадак. Здесь есть и свои традиции празднования Нового года: в селе устанавливают несколько елок, в местные клубы (с учетом объединения соседских сельсоветов их несколько) Дед Мороз знает дорогу уже давно.
- А еще раньше, когда телевизоры были не у всех, - вспоминает 65-летняя Фания Рашитова, - мы очень любили ездить на санях на Биик-Юл - «Высокий путь». На Торатау - слишком круто, но вокруг много других красивых холмов, так что было весело! Теперь, правда, лошадей все меньше становится, - констатирует Фания-апа.
Она - активистка местного объединения «Ак Инэйлер» («Белые бабушки»). Бабушки увлекаются и вязанием (все кресла в гостеприимном доме Фании Зуфаровны украшены ярким изящным рукоделием, праздничный костюм вышит собственными руками), и фитнесом (спонсоры подарили тренажер), и пением, и танцами. А весной и летом, когда природа открывает все свои богатства, «Белые бабушки» отправляются за травами, и получается очень вкусный (в чем редакция убедилась лично) «майский», «июньский», «июльский» чай. Возможно, и Кыш Бабай в отпуске им подкрепляется. 
Когда-то здесь располагался большой откормочный комплекс крупного рогатого скота - на 4000 голов, он обеспечивал сельчан работой, а комбинат в Стерлитамаке - мясом. «Перестроилась» деревня таким образом, что колхоз исчез. Правда, сегодня появилось несколько фермеров, решивших возродить местное животноводство, хотя пока и не в прежних объемах. В основном жители села нашли себе рабочие места в Стерлитамаке, Ишимбае и на далеких северах. Дочь Фании Рашитовой - парикмахер в Ишимбае, старший внук учится там же - в гимназии, сын трудится крановщиком в Салавате. 

«А он настоящий?»
- Как только стало известно, что к нам приедет Кыш Бабай-агай -говорят, почта еще не открылась, а уже двое детей сидели с письмами! Говорили: если одно не дойдет - и пять, и десять пошлем! - рассказывает учитель башкирского языка и литературы Ильвира Захарова. - Все дети - в ожидании какого-то чуда. И спорят. Пятиклассники пришли ко мне и говорят: «Регина не верит, что Кыш Бабай настоящий!» - «Конечно, самый настоящий, - отвечаю я. - Сначала он зажжет все елки в Уфе, а потом прилетит к нам!».
Ну а местный фольклорный ансамбль недавно прошел второй тур республиканского телеконкурса исполнителей башкирского танца  «Баик». Так что талантами село богато, встречать гостей есть кому. Сельчан, которых бы не снедало легкое нетерпение, нам не встретилось. 

«Юрматинцы, на йыйын!»
Ильвира Захарова и учитель истории и обществознания Зухра Искандарова - энтузиасты истории родного края, сохранения шихана и приумножения его славы. Ими изучено немало биографий первых жителей деревни, проведены исследования в Центральном историческом архиве республики, собраны все легенды и предания о Торатау. Одна из легенд гласит: когда Иван Грозный шел завоевывать Казань, то ногайский хан укрылся от его войска на Торатау. Он ведь как естественная крепость. А на Шахтау заняли позицию башкирские ханы, и от одного шихана до другого летели стрелы, продолжалась кровопролитная битва, в результате которой эта земля осталась за башкирами. 
- Старожилы знают: Торатау веками была священным местом племени Юрматы. На его вершине проходили йыйыны: вопросы войны и мира, раздела родоплеменных территорий, - все самое важное решалось там. Также на вершине найдено несколько  захоронений - ясно, что это были непростые люди. Отправляясь на войну, юрматинцы всегда поднимались на гору: оттуда прощались с родными местами, давали обет храбро сражаться и обязательно вернуться. А тревожить Торатау просто так - без большой надобности, без обета, - запрещалось. Гору уважали, как старшего мужчину в роду. В 1920-1930-е годы туда поднимались  комсомольцы - приносили клятвы, не жалея сил, строить новую жизнь. Молодежь, разумеется, стариков слушает не всегда, поэтому слышали и о таких «результатах экспериментов»: будто бы, если бросить в пещеру (в верхней части горы их несколько) деревянную ложку, то она может всплыть в примыкающем к ней озере Тугар-Салган…  
Но в 1947-м рядом с горой возникли бараки исправительной колонии №16, которая действовала до 1953 года. Заключенные добывали известь. Гора была огорожена, подход запретили - и выросло целое поколение людей, не ведавших о ее священной роли. Возрождение старинных обычаев началось в 1990-х. Теперь ежегодно 25 мая выпускники окрестных школ поднимаются на Торатау и просят благословения на дальнейший жизненный путь. И дети ждут этого праздника, наряжаются - наверное, это в крови у тех, кто здесь родился.

Трон на коралловых рифах
Музей школы поражает разнообразием экспонатов: здесь и коллекция монет, собрание утюгов, трехведерный самовар, фотоистория школы, собрание наконечников стрел, мечей и древний топор. И, конечно же, каменные породы с горы - остатки барьерного рифа в теплом море, которое плескалось здесь в пермском геологическом периоде, начавшемся примерно 290 миллионов лет назад. Словом, чудеса такие же древние, как смена зимы и лета. А вот осколок челюсти мамонта…
Учителям и школьникам приходится регулярно устраивать субботники: место становится даже слишком популярным. Каждую субботу сфотографироваться на фоне величественного купола приезжают новобрачные. Много и туристов, и «черных копателей», ищущих «ханское золото» (этих подогревает мысль о том, как в 1980 году во время работы тракторист нашел здесь кольчугу, которая ныне находится в запасниках Стерлитамакского краеведческого музея). Большого уважения к верованиям предков они, видимо, не испытывают, и мусора остается немало. 
- Мы очень опасаемся того, что гору начнут разрабатывать, - говорят местные жители. - Взглянуть с нее - вокруг много углублений, карстовых воронок. Рядом с нами - огромные запасы каменной соли; крепкий рассол гонят на соду, вместо него закачивают нефтяные отходы. Уберут Торатау, как Шахтау - кто знает, какая экологическая катастрофа может произойти?
…Трудно не опасаться за место, которое хранит столь много тайн и легенд. Над Торатау идет легкий снежок: гора не так-то легко пускает к себе всякого и каждого. С другой стороны, не многие Деды Морозы могут похвастаться резиденциями в столь древних и священных местах. Так что башкирский Кыш Бабай, видимо, обладает немалой мистической силой! 
…Нужно срочно припомнить все сделанные в уходящем году добрые дела. И готовиться к судьбоносной встрече.


Как стало известно редакции, аутентичный Дед Мороз прибудет в Уфу 25 декабря. Повеселив горожан на столичных елках, он не забудет также посетить детский дом, ну а 
2 января примет на себя руководство праздником у Торатау. Здесь раскинутся его юрта, трон, домики для гостей, подразумевающие ночлег; для посетителей предусмотрены развлекательные программы, продажа лакомств и сувениров. Возродится старинная традиция Урман-Бишкадака - катание с гор на санях, ее дополнит новомодное развлечение - гонки на снегоходах… Веселье продлится до 10 января. «В гости к Кыш Бабаю» будут ходить экскурсионные автобусы, цены на билеты установят ниже обычных.


Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости