ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Без бюрократии в науке
Первое заседание Совета по науке прошло под председательством главы республики Р...

Приедут учиться
Уфа принимала делегацию из Челябинска в составе 14 человек. Цель посещения – ознак...

Заслуженные и народные
48 лучших представителей отраслей экономики, образования, культуры, здравоохранен...

Изменим Устав вместе
Публичные слушания по изменению городского Устава пройдут 9 марта на семи городск...

Не здание, а ребус
Здание, словно выросшее из земли,  – так будет выглядеть музейный комплекс «Дре...

Чак-чак - рекордсмен
Уфимский чак-чак весом 1143,5 кг воше
л в Книгу рекордов Гиннесса. Таким образом поб...


Очереди больше нет
В Уфе ликвидирована очередь в детские сады среди малышей от трех до семи лет.
- Э...


Красников покорил Европу
Уфа принимала чемпионат Европы по мотогонкам на льду. В соревнованиях участвовал...

Совместные проекты
Между медицинскими университетами Башкортостана и Китая налажено тесное сотрудн...

Прирост сохраняется
Уфа – единственный город-миллионник, сохранивший естественный прирост населения...

Лебеди улетают в Париж
Балетная труппа БГТОиБ  собирает чемоданы. В марте артисты  отправляются в д...

Большой спорт начинается во дворе
150 ребят от 10 до 14 лет приняли участие в Молодежном хоккейном турнире «Дворовая ли...

Свой облик обретет в Уфе
Уфимскому ученому, известному антропологу Алексею Нечвалоде предстоит создать 3D ...

Ретрокалейдоскоп
140. 7 марта 1876 года Александр Белл получил патент на первый пригодный к использован...




     №3 (172)
     Март 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ИННОВАЦИИ"

Рождение двигателя


Цех, где сегодня испытывают новые двигатели, произведенные на ПАО УМПО, выделяется среди остальных заводских объектов, прежде всего, своей высотой и характерными особенностями архитектуры. На крыше расположены шахты для забора воздуха, которого двигатель реактивного истребителя потребляет более 100 килограммов в секунду. К задней стене цеха примыкают газоотводные трубы, на верхней части которых установлены массивные металлические короба, играющие роль глушителей. Последние практически полностью гасят мощнейший звук, способный повредить барабанные перепонки.  
- Нашу систему глушения звука в принципе можно сравнить с той, что устанавливается на автомобилях с поправкой на очень большой размер, - поясняет заместитель начальника испытательного цеха ПАО
УМПО Артем Беляков. – Внутри нее расположены перегородки с отверстиями, образующие своеобразный лабиринт. Когда отработанные раскаленные газы идут по такому лабиринту, происходит рассеивание звуковых волн, благодаря чему работы двигателя, даже в режиме «форсаж» на улице практически не слышно.
- Такая система появилась на заводе где-то в конце 1980-х годов, - вспоминает ветеран испытательного цеха с 42-летним стажем Валерий Кочкин. – В советские времена, а наш цех действует с 1947 года, объемы производства самолетов и двигателей к ним были большими, испытания нередко шли поздним вечером и ночью, что, конечно, мешало жителям близлежащих домов.      
Испытательная часть
Сегодня на УМПО есть шесть универсальных стендов испытания двигателей, на которых можно проверять работоспособность не только силовых установок для авиации, но и созданных на их базе наземных приводов газоперекачивающих агрегатов.  
- Все двигатели проходят два испытательных цикла  – первый длится двое суток, а второй – около 90 часов, - рассказывает Артем Беляков. – На первом этапе происходит приработка деталей и узлов, проверка качества сборки. Вторая часть испытательной программы включает в себя окончательную отладку и, собственно, проверку работы нового изделия в самых разных режимах, от малого газа до форсажа. У нас используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из нескольких компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Обработка результатов идет в режиме реального времени, а вся информация выдается в виде протоколов, графиков, таблиц как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Если в ходе испытаний  будут выявлены какие-то проблемы, то часть из них мы можем устранить сами, а при  более серьезных дефектах привлекаются технические службы объединения.  
Собственно испытания проходят в специальном боксе цеха, отделенном от операторской кирпичной стеной с небольшим окошком, через которое можно визуально наблюдать за ходом процесса. Сначала двигатель устанавливают на стенде на специальные опоры, способные надежно удерживать агрегат, развивающий максимальную тягу свыше 12 тонн и разгоняющий истребитель до двух скоростей звука. Затем подключаются несколько питающих трубопроводов, по которым идет подача топлива и гидравлической жидкости. После присоединения датчиков и системы управления двигатель готов к своему первому пуску.
- Хотя мы работаем в цехе уже много лет, каждый первый запуск нового двигателя немного волнителен, - делится впечатлениями ведущий испытатель-механик Владимир Вериго. – И если раньше для этого приходилось использовать много кнопок и тумблеров, то сегодня большая часть систем управляется обычной компьютерной мышкой, а контрольные параметры выводятся не на стрелочные приборы, а LCD-монитор.
Тест в режиме «форсаж»
Итак, испытания начались. Запущенный двигатель постепенно набирает обороты, выходя на рабочий режим. Подачу топлива регулирует установленный на операторском пульте небольшой рычаг управления  двигателем. Примерно такой же есть и в кабине самолета.  
Сначала испытываемый силовой агрегат издает ровный свистящий шум, который усиливается с увеличением оборотов. Перед выходом на форсаж у двигателя появляется характерная вибрация, а затем из сопла начинает выходить метровый шлейф пламени, наминающий тот, что идет из газовой горелки. Шум при этом переходит в рев и становится настолько сильным, что испытатели надевают наушники.       
- На самолете форсаж используется на взлете, выходе на сверхзвуковую скорость и во время боя, - поясняет Артем Беляков. – Под этим термином понимается подача топлива в специальную камеру двигателя, которое, сгорая, дает дополнительную тягу, обеспечивая самолету скоростной бросок. Мы испытываем двигатель на всех режимах, которые могут быть использованы в полете, в том числе при выполнении боевых задач. Кстати, посещавшие наш цех летчики, посмотрев на ход испытаний, признались, что редко  используют режимы с максимальной тягой. По словам пилотов, это нужно лишь в реальном бою, когда противник, что называется, «висит» на хвосте, а в самолет может в любой момент попасть вражеская ракета.  
Звуковой контроль
Во время испытаний, которые длятся по нескольку дней, у нового двигателя отслеживается около 200 различных параметров. Проверяется исправность многочисленных насосов, перепускных клапанов, встроенных датчиков, снимающих всевозможные параметры во время полета. Компьютерная система позволяет имитировать различные ситуации в воздухе, например, пуск ракет, после которого самолет несколько мгновений летит в облаке раскаленных газов.  
- Хотя все детали изготавливаются по очень жестким стандартам точности, каждый двигатель имеет свою индивидуальность, проявляющую себя только во время работы, - говорит Артем Беляков. – Сегодня у нас широко используются компьютерные технологии, но опытные специалисты могут по звуку очень точно, не хуже компьютера,  установить, в каком из нескольких тысяч узлов есть дефект и что работает не совсем так, как нужно. У нас есть много опытных сотрудников с большим стажем и около 22 рабочих династий, уже несколько поколений которых трудятся испытателями.    
Хотя точное выявление дефектов лишний раз подтверждает профессионализм,  коллектив цеха больше всего любит, когда испытания идут как по маслу, а проверенный двигатель надежно прослужит все указанные в его техническом паспорте летные часы.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости