|
РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Операции в сердце города
«Проект застройки квартала, ограниченного улицами Октябрьской революции, Посадской, Коммунистической и проспектом Салавата Юлаева, создан известным петербургским архитектором Сергеем Орешкиным. Это новый формат в градостроительстве», - отметил главный архитектор Уфы Ильдар Ибрагимов. В чем заключается новый формат и почему потребовалось обращаться к специалистам из Петербурга? Об этом нам рассказал начальник отдела жилищного строительства заказчика проекта - ОАО «Акционерная компания «Востокнефтезаводмонтаж» Дмитрий Мельников. - Чтобы выбрать проектировщика, мы проводили всероссийский конкурс. Было три интересных проекта, в том числе два от уфимских архитекторов. Однако большую часть местности прорезает глубокий узкий овраг, по дну которого течет ручей, и главная сложность состояла в том, как лучше преобразовать эту территорию. Самую реализуемую, жизнеспособную идею предложила петербургская архитектурная мастерская «А.Лен»: у них все минусы рельефа превратились в плюсы. (Кстати, ответственный за проект архитектор мастерской Павел Кочнев вырос в Уфе). Овраг предложено подсыпать, расширить (но не засыпать полностью) - на его месте возникнет прогулочная зона, а склоны должны превратиться в четырехуровневые парковки. Собственно говоря, многоуровневые подземные пространства предусмотрены для всех домов. Для ручья будет спроектирована дренажная система. Комплексные инженерные изыскания выполнены опытными уфимскими геологами, а для разработки концепции закрепления склона оврага мы привлекли московский НИИОСП им. Н.М. Герсеванова - крупнейший в России специализированный институт в области оснований и подземных сооружений, ответственный, например, за самый большой в Европе котлован, из которого выросли небоскребы «Москва-Сити». - Какова этажность будущего комплекса? - Со стороны проспекта Салавата Юлаева здесь запроектированы 8-этажные офисы с фитнес-центром - чтобы не заслонять вида на Соборную мечеть. Жильё предполагается разместить «на второй линии» от магистрали, чтобы защитить жителей от шума и пыли; с удалением от проспекта его высота увеличивается. Внутри жилых групп организованы дворы без машин с комфортной для проживания средой. Здания максимальной этажностью - 30 и 28 этажей - вырастут у Монумента Дружбы, образуя визуальный акцент со стороны въезда в город. Это в случае сноса пятиэтажек. Их в Уфе еще не расселяли, но если мы хотим создать действительно красивый квартал, оставлять их нельзя. Если построить на месте пятиэтажек высотки, получим 122 тысячи квадратных метров жилья, если нет - 75 тысяч. - Квартал расположится в знаковой для города территории, в месте его зарождения, и мне кажется, что там должен проявляться национальный колорит. - Здания имеют необычную форму - «скошенные», непрямоугольные крыши. Это создает необычный, запоминающийся силуэт. В процессе развития проекта возник образ «белой крепости» - дань историческому факту существования на этом участке Уфимского кремля. Он сохраняет дух места. Элементы декора в национальном стиле, скорее всего, появятся на фасадах, в ограждениях балконов, детских площадок. Они не будут видны издалека - на мой взгляд, их нужно вплести в общую концепцию тонко и ненавязчиво. - На данной территории расположено немало объектов культурного наследия… - Это дом купца Палатина, усадьба Герасимова, усадьба Поносовых (они находятся на улице Октябрьской революции с №63 по №67). Проектом планировки предлагается их реконструкция и наделение новыми функциями. Также Научно-производственным центром по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия при Министерстве культуры РБ проведена археологическая разведка территории. Мы получили рекомендации по ее хозяйственному освоению, а в ходе проведения земляных работ будет проводиться археологическое наблюдение. Все пойдет по плану Сегодняшний подход властей к строительству кардинально отличается от установок предыдущего десятилетия: проекты отдельных зданий более не актуальны - территории должны развиваться квартально, с формированием общественного пространства. «К сожалению, в законодательстве такого требования нет, но мы настаиваем на том, чтобы девелоперы выполняли проекты планировки и межевания участков», - подчеркивает Ильдар Ибрагимов. - Проект планировки и межевания подразумевает комплексный подход к застройке территории квартала. Его главная цель - обоснование строительства не только жилых домов, но и объектов социальной инфраструктуры. Также определяется наиболее рациональный способ организации транспортного и пешеходного движения, - разъясняют в Главархитектуре. - Коллектив архитекторов и инженеров совместно с заказчиком несет ответственность за его реализацию. Естественно, наличие такого проекта означает, что застройка не будет точечной. - Есть мнение, что традиционная транспортная инфраструктура, созданная или заложенная в советские времена, - широкие магистрали, большие кварталы - сегодня устарела, и нам нужна более частая дорожная сеть… - Обоснованием расстояний между улицами и магистралями являются, в первую очередь, требования градостроительных норм по пешеходной доступности остановок общественного транспорта, которые располагаются на магистральных улицах. Однако необходимость изменения подходов к планированию городской структуры действительно назрела. Но улучшить ее можно только разработав новый генеральный план, определив вектор развития транспорта для города в целом, а также направления развития всех остальных элементов. Поэтому сегодня мы видим необходимость утверждения в Уфе единой градостроительной политики, которая будет служить основанием для корректировки проектов на этапе их предварительной проработки. Качество городской среды зависит от труда многих и многих людей. Для ее создания необходимо готовить больше специалистов- градостроителей, инженеров, транспортников, повышать их профессионализм. Отдельная важная задача - обеспечение таких условий, когда затраты по подготовке и обеспечению участков строительства не будут ложиться исключительно на плечи застройщика. Строительство столиц – государево дело - Я живу в центре Уфы уже 10 лет, буквально каждый день прохожу его из конца в конец. Наконец-то на улицах появились скамейки! Как раньше, в советские времена - тогда в них не было недостатка. Хотя новые скамьи и фонари в сквере около Медуниверситета выглядят более стильно. Ну а фонтан «Семь девушек» моментально стал любимым местом для прогулок и фото, - радуется писательница Зухра Буракаева. «Ознакомилась с несколькими проектами застройки. Спору нет, современное жилье нельзя сравнить со стандартными доперестроечными девятиэтажками. На моей родной улице Цюрупы возведено несколько очень интересных зданий. Однако хочется, чтобы новые постройки как-то перекликались с оставшимися старинными. Возможно ли это?» - спрашивает наша читательница Марина Ахмадеева. Красоту обновленной южной части Уфы признают все. Но как сделать так, чтобы памятники старины слились в единый ансамбль с сегодняшними достижениями строительной мысли? - Стилизация новой застройки под сохранившиеся памятники, или гибридная архитектура, в историческом центре города необходима, - считает доцент кафедры архитектуры УГНТУ Константин Донгузов. - В результате советской и постсоветской градостроительной деятельности историческая ткань сегодня в значительной мере стерта, и таким образом можно ее частично воссоздать - ведь восстанавливать утраченное один к одному уже никто не будет. Между тем архитектурное наследие минувших веков - неотъемлемая принадлежность любой столицы. И если хотим быть ею на мировой карте, рассматриваться как площадка для событий мирового уровня, мы должны его сохранять и воссоздавать. Историзм - это еще и признак того, что новые поколения не находятся в конфликте с предыдущими, что им не все равно, что было здесь раньше. Нельзя допускать в исторический центр застройщиков, которые под соусом современной архитектуры возведут очередные стеклянные высотки: модернизм и голая функциональность не добавляют центру красоты и респектабельности, а эффект новизны выветривается уже на следующий день. Ведь не зря в советское время, когда главной задачей было только дать людям жилье, многие площадки в центре оставили незастроенными - для чего-то более впечатляющего. Я отнюдь не сторонник сталинизма, но из той эпохи можно взять хороший пример: в 1930-50-х годах за ансамблевую застройку каждого старого района Москвы отвечали специальные бюро. Да, в «сталинских высотках» жили знаменитости, но эти улицы принадлежат всем, и мы ими по праву гордимся. Уж если строить жилье в центре, то пусть оно будет представительского класса. - Есть ли примеры, когда современные здания по-новому воплощают классику или модерн, вступают в диалог с историей? - Такой тренд в мире существует, хоть и не привлекает так много внимания, как ультрасовременные проекты. Примеры можно найти, скажем, в Петербурге. Дом на улице Победы, 5 (рядом с Мариинским театром) архитектора Евгения Герасимова выполнен в стиле неоклассики, украшен флорентийской мозаикой и витражами из цветного стекла с геральдической тематикой. Естественно, такой подход встретил полное одобрение профессиональной общественности и питерцев. Руководство Лондона допускает оригинальные современные проекты в старинных районах - в виде, так сказать, пряной приправы, освежающей восприятие. Но для начала нужно иметь эти старые районы или хотя бы современные, несущие их отпечаток. Территория для всевозможных небоскребов, экспериментов в духе модернизма у нас тоже есть - вдоль того же проспекта Салавата Юлаева. - В преддверии саммитов была сделана серьезная попытка оживить городскую ткань центра: фонари, скамейки, фонтан, малые скульптурные формы… - И вдруг оказалось, что это нам очень нужно, что мы хотим пользоваться городом не только как обитатели квадратных метров. Разворот в сторону историзма происходит и в профессиональном сообществе архитекторов. Яркий пример гибридности - гостиница Holiday Inn рядом с Гостиным двором. «Исторической» стороной она обращена к Театральному скверу и зданиям вокруг него, а «современной» - к корпусу Авиационного университета (кстати, это одна из первых построек в Уфе в стиле конструктивизма). Все значимые проекты у нас выносятся на рассмотрение Градостроительного совета и Союза архитекторов РБ. И я не жалею, что мы одобрили этот проект, хотя у краеведов и были сомнения из-за его высотности. Теперь сквер обрел свою законченную форму. Случаи, когда предложения не получают одобрения, тоже бывают: к примеру, недавно был отправлен на доработку проект подземной парковки на Советской площади. - А как появился сам термин «гибридное проектирование»? - В 1992 году прошел мировой архитектурный конкурс для студентов под председательством недавно умершей звезды современной архитектуры Захи Хадид на тему сочетания старого и нового. Конкурс по замыслу жюри, которое она возглавляла, был призван разрушить парадигму монообъектности в проектировании, узаконить смешанный гибридный принцип современной архитектуры. В Королевской академии искусств в Лондоне, где мы побывали на награждении, было выставлено около 1500 работ. Попадались очень интересные: случаи, когда осколки старого гармонично соединяются с оригинальной новой идеей, не так уж часты, попытки сочетать несочетаемое могут дать очень интересный эффект. Был там и наш проект. Мы взяли за основу исторический памятник - так называемый Дом специалистов на Ленина, 2. Он построен в стиле постконструктивизма и имеет интересную особенность: между корпусами есть некоторое расстояние - вот сюда мы и спроектировали вставку - новую архитектурную школу, соединив все стили, которые встречаются в нашем городе, включая даже памятник Ленину (не правда ли, это одна из его характерных примет?). И заняли третье место! С тех пор гибридное проектирование стало одним из направлений деятельности моего бюро. К примеру, этот подход использован в проекте реконструкции пятого корпуса Нефтяного университета: он перекликается с классической застройкой района Восьмиэтажек, а также со зданием Башнефти (угловой комплекс с часами на Советской площади). Также мы создали проект реконструкции квартала вокруг мечети на проспекте Салавата Юлаева. Здесь моделью послужила застройка вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, повторенная во многих средиземноморских мегаполисах. Она отражает дух зарождения религиозной толерантности, свойственный и нашей республике. Для сегодняшних студентов этот принцип я преподаю на курсе региодентики - региональной архитектуры, формирующей идентичность нашего города и республики. Цель экспериментальных проектов этого курса - соединить наследие русского авангарда с фактурой и мотивами огромного фольклорного богатства Башкортостана.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|