|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "НАРОДНАЯ СТРАТЕГИЯ"С горожанина - по идее
При разработке стратегий развития территорий и их брендинга без экспертного мнения не обойтись. Но мировой опыт показывает: долгосрочное планирование возможно только в кооперации с горожанами через открытое обсуждение всех аспектов городской жизни.
- Мы четко определили – создавать Стратегию развития необходимо только в контакте с гражданским обществом, - заявил глава администрации Уфы Ирек Ялалов, когда разработка документа только начиналась. – Прежние генеральные планы были либо воплощены частично, либо не реализованы вовсе ввиду отсутствия такого взаимодействия. К тому же в них оказались упущены важные для горожан вещи и не учтены в полной мере особенности городского ландшафта, рельефа территории. А ведь Уфа удивительна именно этим. Так, одна из особенностей города и его преимуществ – 180 километров береговой линии. Проведена огромная работа, чтобы вовлечь в разработку Стратегии тысячи горожан. Но именно благодаря этому в документе будут отражены все направления, волнующие жителей столицы. В современных условиях фраза английского классика Уильяма Шекспира «Что есть город, как не люди?» обретает новые смыслы. По мнению специалистов, главный недостаток прошлого Генплана Уфы состоял как раз в том, что имел административный характер и не опирался на мнение горожан. При создании будущей Стратегии эти минусы учтены. Разработчики документа провели ряд мероприятий, часть из них была локализована по «естественным», а не административным районам. Так, на первом этапе они организовали «Дни соседа» в Деме, Черниковке, Сипайлово, Зеленой Роще и других уголках Уфы. На праздниках удалось совместить приятное с полезным. На площадках развернули мобильный мини-фестиваль с развлекательными, спортивными, исследовательскими зонами. Здесь же специалисты познакомились с активистами районов, провели социологические опросы жителей. На втором этапе сотрудники отдела стратегического планирования МУП «Архитектурно-планировочное бюро» и приглашенные эксперты вместе с жителями детально исследовали территории – изучали восприятие границ, центра района, неблагоприятные места, выявляли основные пути перемещения жителей. Третьим и самым ключевым этапом вовлечения уфимцев стали проектные семинары. В них участвовали горожане, представители власти, бизнес и девелоперские организации. Самый успешный из них прошел в Деме и собрал более 300 человек, которые предложили немало интересных проектов, добавленных в копилку инициатив по развитию района. Большое внимание при разработке Стратегии Уфы уделяется вопросам пространственного развития. Это требует сбора значительного массива данных. - Совершенствование транспортной системы и улучшение мобильности – ключевая задача для развития мегаполисов, - говорит главный архитектор Уфы Ильдар Ибрагимов. - Город, в котором отсутствует современный общественный транспорт, где неудобно перемещаться, в долгосрочной перспективе неконкурентоспособен. Развитие этой системы требует больших инвестиций. Поэтому принимаемые решения должны быть тщательно оценены и просчитаны, что может быть осуществлено при помощи транспортного моделирования. Таким образом, муниципалитеты находятся в поиске недорогого способа сбора и обработки данных. Сложность заключается в том, что для моделирования необходимы данные о реальных потоках и результаты социологического опроса граждан, причем требуемая выборка значительно превышает обычные значения. Если делать это по стандартной схеме, потребуется много времени. В Уфе для ускорения процесса опрос проводился с помощью электронных анкет с привязкой геоданных, что позволило наглядно визуализировать результаты исследования. - Отдел стратегического планирования МУП АПБ города разработал веб-анкету, которую можно найти на сайте: http://ufazavtra.ru/, - поясняет Ильдар Ибрагимов. - Благодаря ей собрано более 2000 релевантных ответов. При содействии уфимского Управления образования опрос был также распространен через учебные учреждения. Школьников просили выступить в роли интервьюеров, опросить своих родных. Для контроля качества ответов разработана система с проверочными кодами. Итоговая информация автоматически обрабатывалась и визуализировалась в формате, позволяющем наблюдать изменение структуры поездок в течение дня и недели. Куратор форума UrbanБайрам Александра Катасонова отмечает, что самореализация – одна из базовых человеческих потребностей. - Горожане должны иметь возможность преобразовывать пространство вокруг себя, находить оптимальные решения, - говорит она. – Понятно, что экономикой, транспортом и другими глобальными вопросами занимаются власти. Но жители могут принимать решения по более локальным темам. В российской столице действует программа «Чего хочет Москва», где каждый может предложить свой проект. Если он найдет отклик у населения и многие за него проголосуют, инициатор идеи получает грант на ее реализацию. В Уфе запущена аналогичная программа. Жители не просто определяют проблему и выдвигают инициативу, но и софинансируют и контролируют ее реализацию. Проекты отбираются на конкурсной основе по ряду критериев: они должны быть обсуждены на общем собрании, подготовлены совместно с администрацией, обеспечены поддержкой местного бизнеса и завершены в течение года. В результате конкурсного отбора идея принимается к реализации, а часть затрат финансируется из республиканского бюджета. Огромное количество идей внесли уфимцы на мероприятии под названием «Народная стратегия». Они сформулировали около 200 предложений по развитию города. Все проанализированы специалистами, четверть из них приняты на вооружение и, возможно, воплотятся в готовящейся Стратегии.
Динара САЙФУЛЛИНА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|