|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Дорога открытий
«Кливденский лес был одет в свой прекрасный весенний убор и склонялся к реке сплошным рядом зеленых ветвей всевозможных оттенков. В своей ничем не омраченной прелести это, пожалуй, одно из самых красивых мест на реке, и нам не хотелось уводить оттуда нашу лодку и расставаться с его мирной тишиной».
Идиллические пейзажи, физические нагрузки, приключения, а главное, отдых от суматошной жизни редактора, издателя и банковского служащего - за этим и отправились в путь герои бессмертной повести-путеводителя «Трое в одной лодке». Ну а наши родные реки Агидель и Уфа разве уступают старушке Темзе по части красоты, легенд или неожиданностей? …Катер отчаливает от станции спасателей, расположенной рядом с мостом у Монумента Дружбы, в уютном заливе на левом берегу. Внизу на правобережье растут аккуратные контуры новой набережной, вверху Южный склон Белой утонул в пышной темной зелени. Мы ловим в объектив открыточные виды Висячего моста, парка и Соборной мечети. Когда-то домики старинной слободы Архиерейки покрывали склон почти целиком, сегодня их скопление значительно поредело. А когда-нибудь на этом месте возникнет парк: не воспользоваться таким видом просто невозможно! Статуи, сцены-ракушки, кафе будущего парка видятся современными по тематике, но стилизованными под старину, белеющими посреди пышных ив и кленов, гармонично сочетаясь с беседками на Случевской горе. Представляете, какая будет красота? Между тем мимо проплывает торжество лаконичной выразительности - новая гостиница, плавные очертания Конгресс-холла, готовится к прыжку в забельские дали свободолюбивый дух Салавата… Высочайший склон венчает старая Водонапорная башня. Построенная в начале XX века, по прямому назначению она функционировала до 1950-х, а потом вмещала астрономическую станцию для наблюдения и контроля искусственных спутников Земли с огромным телескопом, переданным впоследствии планетарию. За железнодорожным мостом нас встречает скопление гигантских пеликанов-кранов: Нижегородка - район традиционно промышленный. Дальше берег плавно поднимается от кромки воды, покрытой нежно-зеленой порослью. Солнце, тишина, безлюдье, простор - какой подарок для горожанина! Водись, лещ и стерлядка А вот и люди: на левом берегу расположились двое рыбаков. Запрет на рыбалку в связи с нерестом уже снят. (К сожалению, соблюдали его не все: в связи с нарушениями в республике изъято свыше 33 тысяч метров сетей, 453 запрещенных орудия лова, 1246 килограммов рыбы). Улов Айдара и Раяна Исхаковых - пока что три крупных серебристых леща. - Лещ любит глубокие заводи, глинистое, немного иловатое, но не тинистое дно. Об этом еще Сабанеев писал. И, по-моему, вкуснее рыбы нет! - говорит Раян. Кроме леща, в Белой водятся щука, жерех, судак, окунь, карась, линь - всего 16 промысловых видов. Есть и стерлядь, однако она занесена в Красную книгу Башкортостана, и ловить ее запрещено. Правда, для спасения вида этого недостаточно, и уже несколько лет проводится зарыбление Белой ее мальками. Необходимость этого возросла еще и из-за строительства моста: оказывается, оно нарушает кормовую базу. - Малек от естественного нереста стерляди сегодня практически не выживает. Видимо, вода у нас все-таки не очень чистая, - сообщил председатель Рыбохозяйственного совета РБ Равиль Юсупов. - Зарыблять Белую и Уфу необходимо, иначе получится как с белорыбицей: единственным местом нерестилища этого вида осетровых до революции была Уфимка. И когда поставили каркас плотин, она не смогла воспроизводиться и исчезла. Хорошо, что в Кармановском рыбхозе есть маточное стадо осетровых, что и позволяет нам выпускать мальков. Делается это на деньги, взысканные с предприятий за ущерб, наносимый рыбному хозяйству. Однако объемы необходимо увеличивать. …Справа перед нами встают купол железнодорожного вокзала и замковая стена многоэтажек по улице Карла Маркса. Тут и там над берегом господствует зубец очередной высотки. А мы приближаемся к Сафроновской переправе, где строительство второго Затонского моста входит в завершающую фазу. Сборка его металлических конструкций (которые подогнаны с идеальной точностью - допуск составляет не более двух миллиметров) уже завершается, и скоро надо будет писать другой репортаж: сооружения, монтируемые на правом и левом берегах, соединятся! Историческое событие, можно сказать, на носу. Волжанам на зависть На самом деле затонов на Белой много, но мы заплываем в самый большой - в старицу, туда, где стоят суда Башкирского речного пароходства. Теплоходы, огромный грузовой корабль «Алушта», нефтеналивной катер, впечатляющие приспособления для заполнения барж сыпучими грузами - целый корабельный остров! Однако он же свидетельствует о том, что с речным транспортом далеко не все благополучно: слишком много здесь ржавых судов, которые явно не скоро соберутся в рейс… Когда-то судоходство у нас было намного более интенсивным. Только песка и щебня в год перевозилось 15 миллионов тонн, ведь водный транспорт - один из самых дешевых: в вагоне умещается 60 тонн груза, а на барже (не самой большой) - 1000 тонн. По реке приходило оборудование в контейнерах, доставлялись арбузы и помидоры. - В 1980-е годы по Белой ходило до 500 судов за навигацию от одного только БРП. Скоростные суда типа «Заря», суда на подводных крыльях - «Ракета», «Восход» - совершали рейсы по Уфимке и Павловскому водохранилищу, по Белой до Набережных Челнов. Сегодня частных судовладельцев много, а судов все меньше, - сообщил нам директор Уфимского филиала Московской академии водного транспорта Николай Бричкин. «Зори», «Ракеты» и «Восходы», созданные для перевозки пассажиров в труднодоступные по суше места, с развитием автодорог отошли в прошлое, а вот на туры по реке есть спрос и сегодня, считает капитан Башкирского речного пароходства Владимир Костин. - Раньше у нас были очень популярные маршруты: Уфа - Красный Яр, Уфа - Кабаково, Монумент Дружбы - Зеленый Мыс на Уфимке. В Красном Яру, где есть на что посмотреть (там находится Музей Чапаева) планировалось обустроить пляж, клуб выходного дня. Двухпалубные теплоходы в трехдневном рейсе Уфа - Сергеевка - Уфа всегда были переполнены. Наши реки отличаются особой красотой, и живописные места, какие и на Волге не всегда найдешь, идут одно за другим. И любовь к отдыху на воде никуда не делась. Граждане нанимают суда с почасовой оплатой либо сами покупают моторные лодки и катера - индивидуальное судовладение растет просто гигантскими темпами. Что сегодня больше всего развивается по всему миру? Туры выходного дня: собрались с семьей, с друзьями и пошли в водные дали неописуемой красоты. Так почему бы не организовать такие поездки? Для этого нужны малые теплоходы пассажировместимостью до 20-30 человек. Пассажирские суда сейчас строятся в Москве, Костроме, Санкт-Петербурге. И хотя дело это дорогое, но перспективное. Да и ресторан на реке, если все сделано на современном уровне, обязательно привлечет как уфимцев, так и гостей города. Если же вы любите еще более близкое соприкосновение с водой - вперед! Сплавы вокруг Уфы по маршруту Монумент Дружбы - СОК «Биатлон» предприимчивые турклубы организуют уже сегодня. Расчистим - и вперед! Однако для этого необходимо еще и обеспечить достаточную глубину реки. Об этом нам рассказал начальник Бельского района водных путей и судоходства ФБУ «Камводпуть» Марат Актуганов: - Раньше гарантированная глубина на Белой (она считается по самому мелкому месту) составляла 2,25 метра, сегодня мы обеспечиваем 1,8 метра. Для прогулочных теплоходов этого более чем достаточно: их осадка - 1,5 метра, впрочем, если бы была потребность, построить суда малой осадки особой проблемы не составляет. Уровень воды и параметры судового хода сообщаются всем судоводителям ежедневно. Самые мелкие места - на перекатах, которые на наших реках встречаются буквально через каждые километр-два. Какие-то половодье промывает, другие, наоборот, - заиливает. Съемки глубин мы проводим ежегодно. Если нанесло ила, на этом месте дно углубляем, в широких местах - сужаем русло путем строительства полузапруд. Наши специалисты умеют не только выстраивать судовой ход в заданных габаритах, но и сделать его плавным - иначе большое судно может не успеть повернуть. В этом году мы получили задание сделать промеры глубин на Верхней Белой от устья Сима до устья Уфы. Возможно, этот участок снова станет доступным для судоходства, тем более что заинтересованность в этом есть: нужно возить грузы в район Шакши - на «Кроношпан». Сегодня же выше устья Уфы судоходен лишь участок до «Золотых песков», на самой Уфимке - 23-километровый участок до переправы на ДОКе. Развитый речной флот - это и рабочие места для города, и престиж Уфы и республики. Представьте: фирменный теплоход «Башкортостан» с нашей командой, совершающий перевозки по реке Москве. Наши корабли работали в тех местах, капитаны прокладывали грузовые и пассажирские маршруты до Астрахани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, до Черного моря. Однако плавать так далеко необязательно. Умиротворяющие пейзажи, всевозможные приключения, красота, здоровье, экзотика - все это лежит буквально у наших ног. А на нижней площадке под Конгресс-холлом (или любом другом пологом берегу) хорошо было бы построить лабиринт. Чтобы самоуверенные молодые люди, желая произвести впечатление на девушек, смело забегали в него и… терялись. Или находили выход - на радость спутницам.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|