|
РУБРИКА "Среда обитания"Приручение камня
Белый туман из мельчайшей гранитной пыли, маски на лицах, грохот бормашин - место работы скульпторов скорее напоминает мастерскую камнерезов. Но благодаря их творчеству и кропотливому труду в этих непростых условиях Уфа обогатится еще одной достопримечательностью - аллеей скульптуры.
Мастерам из шести стран дало приют муниципальное предприятие «Горзеленхоз», на территории которого открылся Международный симпозиум по скульптуре из камня «ArtTerria». Пока сюда никого не пускают и сами художники держат в секрете будущие творения. Но 3 августа 13 скульптур (по числу участников симпозиума) смогут увидеть уфимцы и гости города: они расположатся в пешеходном квартале по улице Ленина, от Заки Валиди до Пушкина. - Явление редкое, ведь последний симпозиум проводился в 2001 году, - оторвался от куска материала, который уже приобрел контуры песочных часов, один из его кураторов, заслуженный художник РБ Владимир Лобанов. - Результаты его деятельности должны были найти достойное место. На мой взгляд, этот участок - своего рода интеллектуальный центр, так как находится между Национальной библиотекой, Медуниверситетом неподалеку от Башдрамтеатра. И работы, которые потребуют размышлений, достойно украсят эту пешеходную зону. Место влияния Всего подобных симпозиумов в республике прошло около десяти. Скромная статистика говорит о том, что такие мероприятия требуют большой организации и средств. Нынешний, который затеяла галерея «Мирас» с информационным сопровождением компании «Ufanet», поддержали городские власти: администрация помогла художникам не только площадкой, но и решением технических и организационных задач. Так, на «КамАЗах» привезли гранит из Мансуровского карьера, что находится в Учалинском районе. Построены павильоны для каждого художника и в целом благоустроена мастерская под открытым небом. Рядом дежурит самоходный кран, готовый помочь приподнять или повернуть тяжелую гранитную глыбу. От прежних форумов осталась память в виде работ, которые сейчас украшают улицу Революционную, парк возле Дворца моторостроителей и двор у офиса администрации Калининского района, аллею у Русского драмтеатра. - Чем дальше от центра, тем больше утрат наблюдается, поэтому надеемся, что скульптуры на Ленина будут под неустанным вниманием и заботой. Ведь шедевры появляются нечасто, - отметил Владимир Лобанов. Сопротивление материала Речь не только о том, что их ваяют известные мастера. По словам петербуржца Николая Карлыханова, таких, которые бы работали по камню, в стране немного, и они следят за творчеством друг друга. Так, с уфимцем Фирдантом Салиравия он познакомился в московском Доме художника. Как известно, большинство изваяний сначала лепят из глины, потом делают с работы гипсовый слепок и уже затем отливают в металле, зачастую останавливая выбор на бронзе. Камень же требует точности, ведь неправильно отколотый кусок обратно не приклеишь. Как говорит арт-директор галереи «Мирас» Ольга Рамазанова: - Психологически важный момент: камень этот действительно очень твердый и либо подчиняет тебя, либо ты - камень. Но художники нашли к нему подход и уже видно, как он меняет свои формы. Не остается даже сомнений, что это будет уникальная аллея. Культурная столица - Великолепный, чистый, современный динамичный город, - говорит об Уфе Николай, ваяя свое «Похищение Европы». - Пространства большие и требуют памятников. У вас много скверов, парков, которые должны быть эстетично оформлены. У нас, в Санкт-Петербурге, много скульптур и XIX века, и современных, к тому же аналогичные фестивали постоянно проводятся. Он пояснил, что надо различать парковую скульптуру и тематическую, посвященную эпическим героям и легендарным личностям. По его наблюдениям, первое направление оформления городской среды от второго отстает. - Как уроженцу Азербайджана, мне нравятся ваши просторы, чистые и зеленые, - выразил свое мнение москвич Фахраттдин Рзаев. - Но скульптур маловато, после этого симпозиума, надеюсь, один из уголков Уфы изменится, станет местом для философского созерцания. Его работа под названием «Евразия» являет собой прикрученные друг к другу веревкой половинки. По его мнению, раньше это понятие было единым целым, но теперь раскололось, и нужны усилия, чтобы соединить их под эгидой мира и согласия. Тагир Субханкулов родился в Уфе, но переехал и давно считает Москву своим родным домом. - Навещаю родных и вижу, как преобразился город за последние годы, от старой Уфы почти ничего не осталось, - признал Тагир. - Хорошо бы теперь его заполнить современным оформлением. Болгарин Камен Танев, впервые посетивший Уфу, поразился большому количеству красивой молодежи, чистоте улиц. Его работу в виде мужского торса, но из бронзы, можно уже увидеть в галерее «Мирас» на выставке скульптуры малых форм. Трансформация пространства Работу одного из авторов памятника Михаилу Нестерову Фирданта Салиравия «Белая река» можно лицезреть там же в виде лежащей женщины. По его словам, эта фигура из проекта «Гипербола времени» характеризует трансформацию нашей хроники: ее ход то ускоряется, то замирает как в стоп-кадре, чтобы снова взлететь в космос. Все эти фантастические переходы отражены в уже определившейся контурами скульптуре. С другой стороны, она олицетворяет реку, которая начинается в Учалах, откуда привезен гранит. - Художник всегда в поиске нового, тем более скульптор. Любой смысл пластической культуры - это завоевание пространства. Красота изваяния зависит не от его внешнего выражения, а от сюжета, внутреннего содержания. Даже если постоянно вытачивать шары, и то они будут разными не только по весу, рисунку, но и энергетике, которая перелилась из рук скульптора в момент работы над ним. Кореец из Сеула Со Донг Чой не считает себя гением, хотя один из многодетной семьи крестьян занимается, в отличие от многочисленных сестер и братьев, творческой работой. По его мнению, хотя труд скульптора нелегок, а порой жесток, но он мечтает прожить так до конца своих дней. - Техника исполнения, как и идея, тоже имеет для меня значение, я ее постоянно совершенствую и меняю со времени учебы в университете, - говорит он. - Но самое сложное - найти вдохновение. Кто знает, откуда оно берется и куда уходит! Это величайшая загадка бытия. В поисках новых идей и форм Со Донг Чой много ездит по свету, участвует в симпозиумах разных стран. Место силы Среди мужской тусовки заметно выделяются две изящные француженки Бландин Готье и Марика Лессиа, которые много лет работают в паре и, по их словам, никогда не рассматривают свои работы отдельно от мира и людей. Для них это первая встреча с гранитом, он у них вызвал настоящий профессиональный интерес: можно ли справиться с самым жестким материалом? В Уфе они не первый раз и воспринимают ее не как очередной туристический город, а живой организм с улицами-артериями, скверами-легкими и сердцем - галереей «Мирас», с которой сотрудничают несколько лет. Помимо Парижа, где они живут на Монмартре, главной улице творческого бомонда, второй страной, где находится их резиденция, стала Буркина-Фасо. С африканскими детьми занимаются рисованием, дарят им краски, альбомы и даже современные средства связи, такие как айпад. Рисунки детишек время от времени выставляются в столице Франции и вызывают живейший интерес пресыщенной изысками публики. Их творения разнообразны - это может быть легкая вязь медных фигурок или мраморные изваяния на площадях. Аполитичные по характеру и образу жизни, они сейчас ваяют композицию «Европа и Азия», как необходимый союз двух начал. - Поскольку место, где мы находимся, располагается на границе Европы и Азии, это будет символизировать единение двух континентов, - говорит участница творческого проекта Ange&Dam Марика Лессиа. - Именно по этой причине наша мастерская в Париже всегда открыта и находится в одном из самых смешанных кварталов города, и со временем мы хотели утвердиться также в Буркина, в Бобо-Дюлассо, в мастерской, которая, как во Франции, является местом творчества, разделенного с другими. Уфа тоже стала территорией встречи разных культур, гармонично соединившихся на симпозиуме. Если некоторые художники давно сотрудничают с уфимскими галеристами, другие приехали к нам в первый раз. Хитоши Танака из Японии приглашен по соцсетям. Известный скульптор показал свой проект: это половинка яйца, чей неровный край символизирует, по словам гостя из Миядзаки, беспокойную жизнь человека и уходит в бесконечность. - Сложно словами выразить замысел моей скульптуры, но это точно мое пожелание всем уфимцам, чтобы их энергетика, их сила продолжали развиваться. Там будет присутствовать волна, которая олицетворяет жизнь, в том числе горожан, которые живут в этом городе. Я хочу, чтобы люди здесь жили вечно. По замыслу Хитоши Танака, его работа станет местом силы, которое будет заряжаться от взглядов людей и наладит обмен положительными энергиями. - Если мы говорим об Уфе как о туристическом регионе, развитом мегаполисе, который не стоит на месте и движется в мировом ритме, в нем необходимы знаковые культурные центры, места встреч с искусством, своеобразные точки притяжения, - заметила директор галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина. - И, на наш взгляд, современные арт-объекты и скульптуры могут выполнять эту роль. Полагаясь на наш опыт и понимание искусства, мы очень надеемся, что город примет и полюбит будущую аллею ArtTerria.
Зиля БАДРИЕВА |
|
|