ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Синергетический эффект
Состоялась рабочая встреча главы Башкортостана Рустэма Хамитова и главного испо...

Наш спикер в Страсбурге
Председатель Госсобрания – Курултая РБ Константин Толкачев, будучи избранным в П...

Виртуальный Конгресс-холл
Он вошел в тройку лучших конгрессных центров России по версии ежегодной професси...

Уфа - снова в лидерах
Столица республики три года подряд признавалась лучшим городом в Приволжском фед...

Ждем гостей
С 16 по 18 ноября в Уфе пройдут Форум гостеприимства и Фестиваль продуктов «Наш брен...

Юбилей дивизии
В соцсетях стартовала а
кция, посвященная 75-летию легендарной 112-й Башкирской ...


Новый памятник
На проспекте Октября, перед колледжем ремесла и сервиса, открылся памятник извест...

Танцующие огни
Площадь Гостиного двора озарилась светом светодиодных ламп.
Архитектурно-худо...


Заслужили доверие
Врачи республики вошли в ТОП-500 терапевтов России.
В первый в стране рейтинг уча...


Вернуть детство
4-5 ноября в Уфе в рамках проекта «Вернуть детство» состоится окружной финал интел...

Загадай желание!
Общественный фонд развития города и Секретная служба Деда Мороза предлагают напи...

Наше кино
В Уфе завершился Международный фестиваль национального и этнического кино «Сере...

Скоро премьера
В Уфе завершились съемки исторического полнометражного фильма «Бабич».
Весь пр...


Ретрокалейдоскоп
120. В ноябре 1896 г. Уфимская го
родская дума заключила договор с горным инженером Н...





     №11 (180)
     Ноябрь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПЕРСОНА"

«Эта музыка осветляет сознание»


- Однажды меня пригласили в Уфу на гастроли: в опере Чайковского «Мазепа» есть партия арфы, а арфистки не было. Выступила удачно. Стояла жара, и я отправилась купаться на пляж у Монумента Дружбы – и там познакомилась с любимым человеком. Мы ушли с пляжа держась за руки и, можно сказать, так и прожили следующие
15 лет. А Валерий Платонов, главный дирижер театра, предложил мне остаться, и я обрадовалась!

Однако, кажется, в нашем городе уроженку Петербурга, артистку столичных оркестров, выпускницу Ленинградской консерватории, учившуюся вместе с Альфредом Шнитке, удержала любовь не только к человеку, но и к инструменту. Уже 25 лет оркестр Театра оперы и балета невозможно представить без голоса ее арфы. Вы смотрели «Репетицию оркестра» Феллини? Помните: инструмент – не просто вид звука. Это - взгляд на мир, характер.
И сегодня заслуженная артистка РБ Эмма Щетинина рассказывает нам об арфе и о себе.
- Ее можно услышать в балетах и операх, особенно когда нужно выразить лирические, нежные чувства. Только она умеет передавать дуновение ветра, плеск волн. История сохранила имена древнеегипетских арфисток, а в Двуречье она именовалась «царицей инструментов». Нас же возвращает в эпохи барокко и романтизма, когда на ней играли в церковных оркестрах, с арфами поменьше выступали трубадуры и миннезингеры; виртуозы XVII-XVIII веков сочинили немало произведений. Для нее писали Моцарт и Глинка, на ней играла знаменитая Прасковья Жемчугова - крепостная актриса, ставшая женой графа Шереметева. А баронесса Наталья Строганова не только виртуозно владела ею, но и сочиняла пьесы, которые и сегодня достаточно сложны для исполнения. А еще для нее есть немало ирландских народных песен - «Марш Бриана Бору», например, посвященный королю, жившему в X веке. Это - национальный инструмент Ирландии.
Вообще музыка арфы чисто европейская: четкая гармония, плавные переходы из одной тональности в другую. Но на ней можно сыграть любую мелодию, в том числе и восточную.

- Присутствует ли она в произведениях башкирских композиторов?
- Первым ее стал использовать Загир Исмагилов. И она полюбилась! Ильдар Хисамутдинов,  Шамиль Кульбарисов,  Салават Низамутдинов - если на пюпитре дирижера лежит произведение башкирского композитора, я точно буду занята.
Кстати, сегодня существует арфатерапия - лечение музыкой. Может быть, сильная вибрация струн, богатство обертонов так благотворно воздействуют на организм? Этим занимается венгерский и российский музыкант Элизбар (Эдуард Шухари), который работает и в Уфе. А в филармонии моя ученица - первая башкирская арфистка Гульназ Саяхова дает концерты для будущих мам, и они очень популярны. Гульназ работает в Национальном симфоническом оркестре.

- Интересно, как чувствуют себя служители классической музыки в мире, где чаще звучат совсем другие мелодии?
- Конечно, я больше всего люблю классические произведения – балеты «Сильфида», «Пахита», Моцарта, Баха. Чайковский, Минкус, Адан - это уже другое, романтизм. Да, классика - отдельный своеобразный мир, в который дано войти не каждому. Она осветляет сознание и позволяет немного отрешиться от сегодняшнего дня, заглянуть внутрь себя, внушает оптимизм. Хотя иногда нам кажется, что сюжеты опер и балетов слегка устаревают, ведь они развиваются медленно… Но зрителей у нас становится больше, зал почти всегда полон - значит, людям нужно? Сейчас театр восстанавливает, обновляет «Фауста», «Кармен». И они смотрятся и звучат по-новому.
К тому же живое исполнение - совсем особенная вещь. Поверьте мне: одну и ту же партитуру каждый раз играешь немного по-разному, и у каждой балерины фуэте получается по-разному. И знатоки специально приходят, чтобы оценить эти нюансы.
- А современные композиторы?
- У нас идут балет «Анюта» Валерия Гаврилина, «Семь красавиц» Кара Караева, «Водная красавица» Николая Попова, «В ночь лунного затмения» Салавата Низаметдинова, готовится премьера «Легенды о любви» Арифа Меликова. Такую музыку я тоже люблю, она по-своему гармонична. В ней меньше созерцательности и покоя, она более точна и внимательна к деталям, она зовет к действию! Нравился мне и рок, особенно как танцевальная музыка. А в последнее время увлеклась классическим джазом, особенно в исполнении Даниила Крамера.

- Почему арфистов так мало? В оркестре должно быть двое, а вы одна.
- Красота общения с арфой – самого инструмента, движений рук – сразу заставляет представить прекрасный зал в замке, изящное платье, воздушные звуки. Голос ее очень звучный и похож на эхо. Даже если просто провести пальцем по струнам, получается красивый звук - глиссандо. Я увидела ее в музыкальной школе и сразу решила - мое. Хотя тогда с шести лет на ней играть не учили.
Однако… Арфа - щипковый инструмент, и подушечки пальцев должны затвердеть от тренировок. Все настраиваются перед игрой, а арфисты - дольше всех: каждую струну нужно настраивать отдельно. От большой влажности натяжение может ослабнуть, от сухости – наоборот. (А когда-то, до изобретения педалей, нужно было еще и рукой менять высоту струны, то есть тональность. На ирландской арфе и до сих пор так играют). Мы всегда на виду: инструмент привлекает внимание, особенно теперь, когда театр приобрел новую позолоченную французскую арфу, очень красивую! Скрипки, виолончели, гобои, трубы - все играют группами, а я одна. И за малейшую неточность обязательно получу замечание.
Словом, инструмент нелегкий. Но зачем сетовать на то, что стало твоей судьбой? Я ни о чем не жалею. Музыка - образ жизни, и на моей памяти за всю жизнь было всего два-три случая, когда музыкант менял профессию. Даже несмотря на нашу зарплату.
С 11 до 14.00 у нас репетиции, вечером - спектакли, репетировать нужно часто: говорят, не поиграешь один день - заметят домашние, два - соседи, а три - зрители. В голове постоянно звучат мелодии, а если вдруг не помнишь, где ее услышал - будешь мучиться, пока не вспомнишь. Словом, мы, музыканты, немного сумасшедшие.
А разве такая увлеченность, такая «сумасшедшинка» - не верный признак счастливого человека?

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости