|
РУБРИКА "ПЕРСОНА"«Эта музыка осветляет сознание»
- Однажды меня пригласили в Уфу на гастроли: в опере Чайковского «Мазепа» есть партия арфы, а арфистки не было. Выступила удачно. Стояла жара, и я отправилась купаться на пляж у Монумента Дружбы – и там познакомилась с любимым человеком. Мы ушли с пляжа держась за руки и, можно сказать, так и прожили следующие 15 лет. А Валерий Платонов, главный дирижер театра, предложил мне остаться, и я обрадовалась!
Однако, кажется, в нашем городе уроженку Петербурга, артистку столичных оркестров, выпускницу Ленинградской консерватории, учившуюся вместе с Альфредом Шнитке, удержала любовь не только к человеку, но и к инструменту. Уже 25 лет оркестр Театра оперы и балета невозможно представить без голоса ее арфы. Вы смотрели «Репетицию оркестра» Феллини? Помните: инструмент – не просто вид звука. Это - взгляд на мир, характер. И сегодня заслуженная артистка РБ Эмма Щетинина рассказывает нам об арфе и о себе. - Ее можно услышать в балетах и операх, особенно когда нужно выразить лирические, нежные чувства. Только она умеет передавать дуновение ветра, плеск волн. История сохранила имена древнеегипетских арфисток, а в Двуречье она именовалась «царицей инструментов». Нас же возвращает в эпохи барокко и романтизма, когда на ней играли в церковных оркестрах, с арфами поменьше выступали трубадуры и миннезингеры; виртуозы XVII-XVIII веков сочинили немало произведений. Для нее писали Моцарт и Глинка, на ней играла знаменитая Прасковья Жемчугова - крепостная актриса, ставшая женой графа Шереметева. А баронесса Наталья Строганова не только виртуозно владела ею, но и сочиняла пьесы, которые и сегодня достаточно сложны для исполнения. А еще для нее есть немало ирландских народных песен - «Марш Бриана Бору», например, посвященный королю, жившему в X веке. Это - национальный инструмент Ирландии. Вообще музыка арфы чисто европейская: четкая гармония, плавные переходы из одной тональности в другую. Но на ней можно сыграть любую мелодию, в том числе и восточную.
- Присутствует ли она в произведениях башкирских композиторов? - Первым ее стал использовать Загир Исмагилов. И она полюбилась! Ильдар Хисамутдинов, Шамиль Кульбарисов, Салават Низамутдинов - если на пюпитре дирижера лежит произведение башкирского композитора, я точно буду занята. Кстати, сегодня существует арфатерапия - лечение музыкой. Может быть, сильная вибрация струн, богатство обертонов так благотворно воздействуют на организм? Этим занимается венгерский и российский музыкант Элизбар (Эдуард Шухари), который работает и в Уфе. А в филармонии моя ученица - первая башкирская арфистка Гульназ Саяхова дает концерты для будущих мам, и они очень популярны. Гульназ работает в Национальном симфоническом оркестре.
- Интересно, как чувствуют себя служители классической музыки в мире, где чаще звучат совсем другие мелодии? - Конечно, я больше всего люблю классические произведения – балеты «Сильфида», «Пахита», Моцарта, Баха. Чайковский, Минкус, Адан - это уже другое, романтизм. Да, классика - отдельный своеобразный мир, в который дано войти не каждому. Она осветляет сознание и позволяет немного отрешиться от сегодняшнего дня, заглянуть внутрь себя, внушает оптимизм. Хотя иногда нам кажется, что сюжеты опер и балетов слегка устаревают, ведь они развиваются медленно… Но зрителей у нас становится больше, зал почти всегда полон - значит, людям нужно? Сейчас театр восстанавливает, обновляет «Фауста», «Кармен». И они смотрятся и звучат по-новому. К тому же живое исполнение - совсем особенная вещь. Поверьте мне: одну и ту же партитуру каждый раз играешь немного по-разному, и у каждой балерины фуэте получается по-разному. И знатоки специально приходят, чтобы оценить эти нюансы. - А современные композиторы? - У нас идут балет «Анюта» Валерия Гаврилина, «Семь красавиц» Кара Караева, «Водная красавица» Николая Попова, «В ночь лунного затмения» Салавата Низаметдинова, готовится премьера «Легенды о любви» Арифа Меликова. Такую музыку я тоже люблю, она по-своему гармонична. В ней меньше созерцательности и покоя, она более точна и внимательна к деталям, она зовет к действию! Нравился мне и рок, особенно как танцевальная музыка. А в последнее время увлеклась классическим джазом, особенно в исполнении Даниила Крамера.
- Почему арфистов так мало? В оркестре должно быть двое, а вы одна. - Красота общения с арфой – самого инструмента, движений рук – сразу заставляет представить прекрасный зал в замке, изящное платье, воздушные звуки. Голос ее очень звучный и похож на эхо. Даже если просто провести пальцем по струнам, получается красивый звук - глиссандо. Я увидела ее в музыкальной школе и сразу решила - мое. Хотя тогда с шести лет на ней играть не учили. Однако… Арфа - щипковый инструмент, и подушечки пальцев должны затвердеть от тренировок. Все настраиваются перед игрой, а арфисты - дольше всех: каждую струну нужно настраивать отдельно. От большой влажности натяжение может ослабнуть, от сухости – наоборот. (А когда-то, до изобретения педалей, нужно было еще и рукой менять высоту струны, то есть тональность. На ирландской арфе и до сих пор так играют). Мы всегда на виду: инструмент привлекает внимание, особенно теперь, когда театр приобрел новую позолоченную французскую арфу, очень красивую! Скрипки, виолончели, гобои, трубы - все играют группами, а я одна. И за малейшую неточность обязательно получу замечание. Словом, инструмент нелегкий. Но зачем сетовать на то, что стало твоей судьбой? Я ни о чем не жалею. Музыка - образ жизни, и на моей памяти за всю жизнь было всего два-три случая, когда музыкант менял профессию. Даже несмотря на нашу зарплату. С 11 до 14.00 у нас репетиции, вечером - спектакли, репетировать нужно часто: говорят, не поиграешь один день - заметят домашние, два - соседи, а три - зрители. В голове постоянно звучат мелодии, а если вдруг не помнишь, где ее услышал - будешь мучиться, пока не вспомнишь. Словом, мы, музыканты, немного сумасшедшие. А разве такая увлеченность, такая «сумасшедшинка» - не верный признак счастливого человека?
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|