ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Евразия: навстречу интеграции
Глава республики Рустэм Хамитов принял участие во встрече министра иностранных д...

Прогноз стабилен
Агентство Standard & Poor`s вновь подтвердило стабильный прогноз Уфы в рейтинге кредит...

Инновациям - зеленый
22-24 марта на площадках ВДНХ-Экспо в рамках Российского промышленного форума прошл...

Чей двор лучше?
Столичная мэрия выступила с инициативой проведения нового общегородского конкур...

«Сбросились» на подгузники
Депутаты городского Совета провели благотворительную акцию в детской клиническо...

Питание по-новому
С 1 апреля детские сады столицы республики перешли на аутсорсинг. Теперь питание б...

Черниковка хорошеет
В текущем году в рамках Программы комплексного развития транспортной инфраструк...

Жи-ши - с буквой «И»
8 апреля в 13.00 начнется Международная образовательная акция по проверке грамотнос...

Корона для Земфиры
17-летняя уфимка Земфира Байдавлетова стала обладательницей Гран-при конкурса кра...

Такие взрослые куклы
21 марта Башкирский государственный театр кукол отметил 85 лет со дня образования. <...

«Папа» уфимского джаза
Саксофонист Марат Юлдыбаев выступит 7 апреля в Башкирской государственной филарм...

Победил всех
Рапирист Тимур Сафин успешно выступил на Кубке мира по фехтованию-2017.
В финале т...


Забуксует ли «Локомотив»?
В начале апреля футболисты ФК «Уфа» проведут две встречи с московскими железнодо...

Ретрокалейдоскоп
775. 5 апреля 1242 года войско Александра Невского разгромило рыцарей Тевтонского орд...




     №4 (185)
     апрель 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РОДОСЛОВНАЯ УФЫ"

Несуетные люди


Дворянское село
Шланлыкулево Буздякского района могло бы посоперничать с любым другим селом по числу знаменитых уроженцев из дворянских семей. Шахайдар Сыртланов, депутат Государственной думы I созыва и II созыва от Уфимской губернии, почетный мировой судья, вошел в историю как просветитель и гуманист. Его сыновья стали крупными военачальниками царской армии и продолжили начатую отцом общественную деятельность. Старший Алиоскар, подполковник в отставке, присяжный поверенный, был депутатом Госдумы III созыва, а его брат Равиль - генерал-майор Генерального штаба, участник Первой мировой войны. Из рода Сыртлановых вышли известные деятели культуры, врачи, а в советские годы и нефтяники, инженеры, ученые.
Не менее прославленная фамилия Мавлютовых. Легендарный ректор Уфимского авиационного института Рыфат Рахматуллович, его старший брат Рашид Рахматуллович - доктор наук, востоковед, средний - Мидхат Рахматуллович - тоже доктор технических наук - все они стали достойными продолжателями крепкого рода. Как, впрочем, их двоюродные братья и сестры. Одна из них - Роза Шайдулловна Мавлютова. О ее дедушке по материнской линии Зинатулле Хабибулловиче Сакаеве, имевшем дворянский титул, старожилы села до сих пор пересказывают дошедшие до них факты из жизни этого уникального благороднейшего человека. После октябрьских событий 1917 года он вынужден был приспосабливаться к новой власти - отдать, как требовалось, все лишнее. Хотя в многодетной семье ни скотина, ни домашняя утварь, ни запасы продуктов таковыми не являлись по определению! Помогать же беднякам от чистого сердца по велению души - было в правилах этой семьи. Зинат, как звали его соседи,  первым на селе взял в дом двух сирот с Украины и растил их как своих собственных, дал обоим хорошее образование.  Добро имеет свойство возвращаться. Когда в 30-м году вновь начались раскулачивания, когда чекисты, неожиданно появляясь с очередным расстрельным списком, выводили людей на улицу и тут же  приводили приговор в исполнение, беда пришла и в дом Зинатуллы. Но спас его приемный сын Николай Дмитриевич Данец, работавший к тому времени в Буздякском райкоме партии. Он примчался в Шланлыкулево на коне и буквально вырвал отца из-под дула: «Вы на кого замахнулись?! Бессребреника трудягу, который меня воспитал и человеком сделал?!» - кричал он на оторопевших вояк и, приобняв Зинатуллу, увел в дом.
…При советской власти путь к образованию открылся детям рабочих и крестьян. «Буржуям и кулакам» пришлось туго. И если в больших городах дворянские дети могли затеряться, устроиться на работу, поступить на рабфак, то в деревне - все были на виду. Вот и приезды Давида Бурлюка, тогда еще молодого художника из Москвы, не оставались незамеченными. Старики поговаривали, что он скрывался в большом доме Зинатуллы от призыва в Красную армию. Он писал этюды и портреты колоритных татар, их ребятишек. У многих мальчишек тогда зародилась мечта - стать таким же мастером, как заезжий гость. Но детям из зажиточных семей не давали учиться, под разными предлогами выгоняли из школы.
Однако порода брала свое! Шайдулла Мавлютов, как и сотни других  целеустремленных сельчан, сумел проявить свои лидерские качества на родной земле, со временем возглавил местную заготконтору. Время было голодное, каждая горсть зерна на учете. А чекисты использовали любую ситуацию, чтобы заработать «наверху» авторитет «в разоблачении врагов» народа. Как-то к дому подъехал мужчина на подводе с мешком зерна и  сказал, что, дескать, Шайдулла-абый передал. Быстро оценившая ситуацию жена директора Ракия закричала во весь голос: «Ну-ка убирайся отсюда немедленно,  ничего мой муж не передавал!»  Каково же было удивление соседей, когда буквально через пяток минут нагрянули энкэвэдэшники с обыском - уехали разочарованными. Вскоре Шайдуллу  Гибадуллича, как способного руководителя, назначили директором заготконторы  в Кармаскалинский район. Следуя семейным традициям благотворительности, они с женой и на новом месте нередко собирали бедствующих сельчан на коллективные обеды: в больших казанах варили суп, кашу. Их забота спасла от голода десятки семей. И когда по очередной разнарядке следователи НКВД явились за Мавлютовым, все село встало на защиту своего кормильца! Общественное мнение, оказывается, и тогда имело вес и даже порой побеждало.
...Дочь Шайдуллы Роза по примеру многих родственников мечтала стать врачом. И хотя в 50-е послевоенные годы уже мало кто знал, тем более говорил о своих корнях и предках, Роза всегда помнила наставления родителей: не позорь дворянский род. Вот и при распределении, несмотря на возможность остаться в Уфе, поехала в Туймазы, где нужен был врач ее профиля - инфекционист. Там встретила свою судьбу - нефтяника Нуруллу  Иманаева - человека с непростой биографией.

Он говорил на фарси…
Он оказался родом из Еремеево Чишминского района. Старинный аул основал еще в XVII веке предводитель племени Мин Ярми-бий, давший селу и название. При генеральном межевании в 1742 году земля башкир-вотчинников была отдана припущенникам-мишарям. Издревле село славилось своей духовностью. Одной из первых здесь открылись мечеть и  медресе, где обучались дети со всей округи. Затем появилась смешанная школа для мальчиков и девочек. Видимо, не случайно в этом селе родился народный сэсэн, член Союза писателей СССР (1938 г.) Саит Ахметович Исмагилов (1884-1970) - поэт, фольклорист, классик башкирской литературы. Он и стал для маленького Нуруллы, смышленого соседского мальчугана, завороженно слушавшего его бесконечные сказания и легенды, проводником в мир литературы. Именно от Исмагилова впервые Нурулла услышал персидскую речь. Язык Омара Хайяма его очаровал и пленил: юноша захотел непременно его выучить. Но сначала татарину пришлось подтянуть русский - за два года учебы в геологоразведочном техникуме он освоил его блестяще. А потом началась война. Служил в десантных войсках, несколько раз был ранен, вернулся -  грудь в орденах. Не заезжая домой, отправился в Москву в специальный  войсковой институт восточных языков. Ему посчастливилось побывать на Параде Победы на Красной площади. Шел дождь. Нурулла стоял под черным зонтом, испытывая гордость за армию, страну, строил грандиозные планы и при этом не стеснялся своих фронтовых слез.
В институт поступил легко. Блестяще учился, увлекался не только поэзией, но и историей Востока, трудами древних мыслителей, эхо которых несли на территорию Российской империи первые исламские проповедники. Но способному, подававшему большие надежды в изучении языков студенту  кто-то очень позавидовал. Стукачи востребованы властью во все времена! Вот и на Иманаева поступил донос. Шел 1948 год - вторая волна сталинских репрессий. Его осудили по 58-й статье и сослали в тайгу на лесоповал, откуда возвращались немногие.
Но небеса все же его берегли. Начальником канцелярии в лагере служил крымский татарин. Пригласив Нуруллу на беседу, он убедился в его компетентности и поручил канцелярскую и архивную переписку, освободил от изнурительного труда. А в 1953 году после смерти Сталина случилась долгожданная реабилитация. Однако Нурулла не стал возвращаться в Москву, чтобы восстановиться в институте. Он поехал на родину в Башкирию - в молодой город Октябрьский, где тогда гремела Всесоюзная стройка и где открылся филиал Уфимского нефтяного института. Так несостоявшийся востоковед стал нефтяником.

Туймазы - Октябрьский - Уфа
С откры
тием в 1937 году на западе Башкортостана нефтяных месторождений на правом берегу реки Ик вблизи древних сел Старые Туймазы и Верхнее Заитово заложили город Октябрьский  под руководством прибывших со всего СССР инженеров и строителей, а в 1941-1942 годах к ним присоединились сосланные сюда поволжские немцы и армяне. Свою существенную лепту внесли узники спецлагеря - элита страны -  военачальники, ученые, осужденные на длительные сроки.
Роза и Нурулла, переехав сюда, были очарованы не только городской архитектурой, напоминавшей кварталы Москвы и Ленинграда,  но еще больше новыми друзьями и коллегами - во всех сферах тон задавали интеллектуалы. Здесь родились их дочери-двойняшки. Счастливый молодой отец привез жену из роддома, взял в руки малышку и запел свою любимую народную песню «Нурия» - так девочку и назвали. Вторую нарекли Альфией.  Обожавший книги, нередко до утра корпел то над диссертацией, то над новым «толстым» журналом, что одалживал у друзей на денек, Нурулла Гиниятуллович  сызмальства пристрастил своих дочурок к чтению. И мыслимое ли дело - «Войну и мир» его любимица Нурия прочитала еще в начальной школе! А на ночь папа шептал им свои любимые стихи на фарси, переводил, пересказывал глубокий смысл древних поэтов. Девочки успевали не только по всем предметам, но еще и в музыкальной школе. Особенно увлеклась игрой на фортепиано Альфия. Строгая мама спуску не давала: дочери вместе с ней возились на кухне, стряпали, тонко резали лапшу, сами пекли торты по переписанным у подружек рецептам. У каждой сложились свой характер и круг интересов. Маша Шапиро, родители которой приехали из Баку, и Люда Олещук, чьи мама с папой прибыли из Львова, стали лучшими подругами Нурии на всю жизнь. В этих необыкновенно эрудированных и дружелюбных семьях она черпала новые для себя знания и традиции, проводила параллели во взаимоотношениях людей, сравнивая с любимыми героями «Двух капитанов» Каверина и «Письмом незнакомки» Стефана Цвейга.
И лишь когда пазлы ее наблюдений, логики и душевных переживаний не совпадали, обращалась к самому умному и знающему ответы на любые вопросы папе…

Возвращение домой
Устоявшаяся жизнь в Октябрьском семью вполне устраивала, и они не помышляли о возвращении в Уфу, хотя время от времени поступали заманчивые предложения по работе и отцу, и матери. И вот после нескольких дней перешептывания родителей на кухне за вечерним чаем детям объявили о переезде в Уфу. Девочки восприняли новость как трагедию. 8-й класс - впереди экзамены, в ход пошли даже слезы, к чему сестрички прибегали крайне редко. Школу (тогда №2, сегодня там хореографическое училище) выбрали рядом с пятиэтажкой, где отцу выделили квартиру от «Башнефти», в системе которой он продолжал трудиться. Маму пригласили в известную всем инфекционную больницу на Ворошилова. Она была счастлива оказаться в одном коллективе с такими авторитетными докторами, как Мария Ефимовна Сас, Райля Рустамовна Бакирова. И с гордостью всегда рассказывала дочерям, что врачи-инфекционисты справедливо признаются лучшими диагностами. К тому времени и Нурия окончательно решила учиться на врача. Папа ее решение поддержал и специально взял отпуск на время вступительных, чтобы побаловать дочь редкими блюдами: необыкновенно вкусным молочным супом с овощами, итальянской пастой, о которой в то время еще мало кто слышал. Нурия поступила легко. Правда, преподаватель из БГУ, приглашенный в экзаменационную комиссию, прочитав ее сочинение, обескуражил Нурию и всех присутствующих: «А вы не хотите учиться на филолога? У вас хорошие способности к написанию текстов». «Это у меня от папы», - улыбнулась про себя Нурия и счастливая побежала домой, осознав, что стала студенткой.
Она легко адаптировалась в вузе, ее абсолютно не пугала анатомка, а в высказывании, висевшем над входной дверью, - «Здесь царствует смерть во имя жизни» - она видела глубокий смысл выбранной ею профессии. Студенты боготворили преподавателя анатомии Антонину Ивановну Лоцманову. Она не просто давала отличные знания, но и воспитывала в студентах культуру врачевания, общения с больными. А в первый же день занятий Антонина Ивановна заинтриговала своих первокурсников: «Я буду к каждому из вас присматриваться, а к концу семестра уже смогу дать совет: какую кому специальность лучше выбрать». Нурие посоветовала стать неврологом, и это совпало с желанием самой девушки. Почти сорок лет отдано любимому делу, и Нурия Нурулловна ни разу не пожалела о выборе.
Ей посчастливилось распределиться в 5-ю городскую больницу и поработать в тандеме с замечательными докторами: Валентиной Владимировной Мавринской, Радмиром Анваровичем Шахмаметовым, а к своему наставнику Риму Валеевичу Магжанову она и сегодня в особых случаях обращается за советом. Заведуя почти 20 лет отделением неврологии в РКБ №2, сама стала для коллег авторитетным учителем. По ее настоянию несколько способных медсестер продолжили образование и стали врачами. Она радуется успехам молодых, как собственным, и гордится своей сплоченной командой.
А вот единственного сына Искандера Назмиева увлечь медициной не удалось. Окончив 35-ю школу с медицинским уклоном, он целенаправленно пошел на экономический факультет УГАТУ, чтобы стать банкиром. Азы профессии  постигал еще в детском банке «Восток», в начале 90-х пользовавшемся невероятной популярностью у подростков. В результате из него вышел успешный руководитель: возглавляет региональное отделение одного из международных банков. Глядя на брата, дочь Альфии Саида работает в Сбербанке. Теперь уже у самого Искандера растут двойняшки - Артур и София. И Нурия Нурулловна старается передать внукам генетическую память предков, достойно живших на этой земле, наследуя потомкам пытливый ум, усердие и душевную чистоту.
Сестры стараются вместе с внуками бывать в театрах, на филармонических концертах, приходить в Нестеровский музей и вглядываться в полотна Бурлюка, с которых словно звучит родная речь их прадедов. А на
9 Мая семья непременно смотрит по Интернету черно-белую хронику Парада Победы, пристально всматриваясь в толпу, - где-то там стоит папа…

Алина БУЛАТОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости