|
РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Ильяс Муниров: Эффект модернизации почувствуют все
- Ильяс Яхиевич, практически каждого из нас, так или иначе, затрагивает пресловутый жилищный вопрос. Доступность жилья также влияет на многие отрасли экономики и социальной сферы: от привлечения в регион квалифицированных специалистов до демографической ситуации. В каком положении находится строительная отрасль республики? - В целом по республике в этом году планируется ввести в строй 2,7 миллиона квадратных метров жилья. В прошлом году было введено 2 млн 698 тысяч «квадратов» - это четвертый показатель в России и первый в Приволжском федеральном округе. В настоящее время в нашем регионе строится 482 многоквартирных жилых дома площадью 2,7 миллиона квадратных метров. Стоимость их строительства составляет около 95 миллиардов рублей.
- С началом последнего кризиса многие предрекали стремительное падение строительного рынка, как это произошло в 2008-2009 годах, но вроде бы худшего не случилось. Благодаря чему? - Думаю, здесь сказался целый комплекс причин, главные из которых - стабильность и экономическая устойчивость нашего региона, что напрямую влияет на рынок жилья. Если экономика работает и люди получают достойную зарплату, они будут инвестировать средства в недвижимость, если же доходов нет, население покупает лишь еду и одежду. При этом мы должны иметь четкое планирование и строить ровно столько жилья, сколько нам действительно нужно. На данный момент в республике в улучшении жилищных условий нуждается 89 тысяч человек. Для решения этой проблемы на региональном уровне принят ряд значимых решений. Разработана концепция обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписан указ главы Башкортостана о единовременной социальной выплате молодым семьям на приобретение или строительство жилья.
- Одна из главных проблем современных н овостроек – обилие личного транспорта. Сегодня автомобиль имеет каждый третий уфимец, и дворы часто превращаются в автостоянки. Однако целый ряд жилых комплексов Уфы строится по принципу «двор без машин», с расчетом только на подземные паркинги. Насколько такой подход оправдан в реалиях современного города? - В двухтысячные годы была такая стратегия: необходимо обеспечить парковку транспортных средств. Стоянки во дворах увеличивали, и мне кажется, это не совсем правильно. Сегодня при строительстве жилья мы, согласно проектной документации, обеспечиваем порядка 15-20% от реальной потребности в стояночных местах. Так повелось, так и проектируем. Но, может, нам стоит сменить концепцию, сделав двор пространством только для отдыха, а парковки вынести за его пределы? В этом вопросе каждый многоквартирный дом, наверное, должен сам решать, что для него в приоритете. Я думаю, если в 500-метровой или даже километровой зоне от двора будет парковка, любой родитель поставит машину и без особых проблем пройдет это расстояние пешком. При этом у него будет чистый уютный двор и свободный пожарный проезд, а дети смогут гулять спокойно, не боясь попасть под колеса внезапно появившегося автомобиля.
- Многие уфимцы и жители других городов с районами исторической застройки порой крайне болезненно реагируют на снос старых построек, особенно если они относятся к категории памятников архитектуры. Можно ли увязать неизбежный процесс развития города и сохранения старины? - Это очень непростая и многогранная тема. Согласитесь, не совсем нормально, когда люди в самом центре современного города-миллионника по сути живут в условиях начала прошлого века: ходят за водой на колонку и имеют все удобства только на улице. Я уже не говорю о ветхости, а часто и аварийности самих исторических домов. Поэтому что-то все равно придется сносить, а наиболее значимые объекты интегрировать в среду современного мегаполиса. В качестве примера такой интеграции можно привести сохранение фасадов исторических особняков, гармонично вписанных в здание ТРК «Галерея «ART», или расположенный на пересечении улиц Цюрупы и Заки Валиди дом дворян Россинских, который после комплексной реконструкции превратился в уютный ресторан. Если исторический объект связан с именем человека, известного в масштабе страны, а тем более за ее пределами, его нужно реставрировать и превращать в музей, который станет центром туристического интереса, делая Уфу более привлекательной для гостей.
- Вернемся к современности. Большая часть многоквартирных домов сегодня возводится по схеме долевого строительства. Однако именно она стала причиной появления тысяч обманутых дольщиков, проблемы которых в конечном итоге пришлось решать республике и муниципалитетам. Насколько эта проблема актуальна сейчас? - В 2010 году у нас было 4 тысячи обманутых дольщиков, и нам пришлось решать эту проблему, привлекать средства, и в итоге практически все они получили жилье. Из-за несовершенства законодательства и доверчивости граждан проблема долевого строительства, хотя и в меньшем масштабе, есть и сейчас. Сегодня в республике строится 482 дома, из них 28 находятся в зоне риска. Из этих 28 домов по 10 точно есть решения, их мы достроим чуть попозже. Еще по 10 домам мы понимаем, как эту проблему решить, но вопрос находится в стадии разработки. И по шести-семи, может быть, даже восьми домам ситуация сложная. Там и стройки не начаты. Просто мошенники, обманув людей, выманили деньги и скрылись. Для того чтобы не быть обманутым, перед вложением средств в долевое строительство люди должны изучить рынок строительных фирм и доверять только проверенным компаниям.
- Большой проблемой уже построенных домов остается высокий износ инженерной инфраструктуры, что влияет как на качество жизни, так и уровень платежей. В развитых странах эта задача давно и успешно решается за счет частных инвесторов. Будет ли республика идти в этом направлении? - Действительно, износ инженерных систем остается серьезной проблемой, и для ее решения мы ведем работу по их ремонту и модернизации, в том числе с привлечением средств инвесторов. На сегодняшний день в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения утверждено 37 инвестиционных программ, из них 25 - в 2016 году. Мы стараемся системно идти к достижению основных целей, поставленных перед коммунальным комплексом, – замещение бюджетного финансирования внебюджетным и выход на безубыточный уровень работы предприятий к 2020 году.
- Можете привести конкретные примеры? - В республике с 2015 года действует программа по переводу жилфонда на индивидуальные системы отопления и установке блочных котельных. Она позволяет ликвидировать неэффективные, выработавшие срок эксплуатации котельные и теплосети, уйти от потерь энергоресурсов на пути к потребителю и сложностей с расчетом за газ. Общий объем финансирования мероприятий в 2017-2019 годах составит 650 миллионов рублей, в том числе 503 - из бюджета РБ. Это позволит до конца года ввести в эксплуатацию 21 блочно-модульную котельную, перевести на индивидуальное газовое отопление более 2 200 квартир, вывести из эксплуатации 37,8 километра ветхих теплосетей и 16 неэффективных котельных. Добавлю, что по итогам 2015-2016 годов на индивидуальное отопление было переведено 2 683 квартиры, построено 20 блочных котельных.
- И тем не менее, судя по сохраняющимся жалобам населения, объем модернизации инженерных сетей пока отстает от потребностей. - Нужно понимать, что проблемы, копившиеся десятилетиями, нельзя решить за короткий срок, а на объемы ремонта и модернизации коммунальной инфраструктуры влияет дефицит финансирования. На 2017 год в силу разных причин, в том числе законодательных ограничений, республиканские тарифы для всех коммунальных организаций не достигли экономически обоснованного уровня. В них также не была включена инвестиционная надбавка для всех организаций, разработавших и утвердивших инвестпрограммы. Поэтому в текущем году у нас сохранится потребность в господдержке коммунального комплекса. Но, несмотря на объективные сложности, работа по повышению эффективности сферы ЖКХ набирает обороты, и это будет выгодно, прежде всего, самим жильцам, которым не придется переплачивать за потери и утечки в сетях.
- Жителей многоэтажек серьезно волнует вопрос замены лифтов, многие из которых уже выработали установленный заводом ресурс. А ведь лифт, по сути, является транспортным средством и объектом повышенной опасности, что делает вопрос очень актуальным. - Мы знаем о необходимости замены лифтов и делаем ряд шагов для ускорения данного процесса. У нас в республике 9 тысяч лифтов, и к 2021 году мы должны заменить более 3 тысяч. С учетом стоимости монтажа и сопутствующих мероприятий замена одной единицы стоит около двух миллионов рублей. С согласия жильцов на замену лифтов мы направляем половину средств, собранных на капремонт, и таким образом в этом году заменим 100 единиц, а еще 200 установим с рассрочкой платежа. В следующие годы эта работа будет активизирована. Мы будем искать новые финансовые механизмы, взаимодействовать с Минпромом на предмет получения капитальных грантов на производство лифтов, которое сейчас налажено в Стерлитамаке, совместно с корейскими партнерами. С банками будет вестись диалог по предоставлению средств, с возможностью рассрочки платежа.
- Ильяс Яхиевич, позвольте перевести разговор к другой, не менее важной дорожной теме, которая традиционно становится особенно актуальной весной. Какие планы по ремонту и строительству дорог есть на этот год? - Общий объем дорожного фонда в республике на 2017 год превышает 18 миллиардов рублей. Мы планируем отремонтировать порядка 1000 километров региональных, межмуниципальных и местных дорог. В том числе планируется завершить ремонтные работы на участках протяженностью 442 километра дорог регионального межмуниципального значения и 468 км местных дорог, софинансирование которых осуществляется за счет субсидий из Дорожного фонда РБ. Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством у каждого муниципалитета существует свой дорожный фонд, за счет которого также проводятся работы по ремонту автодорог местного значения. В целом по республике для улучшения обстановки на транспортных магистралях мы должны ежегодно ремонтировать в общей сложности не менее 400 километров сети региональных дорог, и сегодня мы стабильно выдерживаем и даже превышаем эти объемы.
- Какие работы будут проводиться в Уфе и близлежащих районах? - Хочу особо отметить, что с этого года часть дорог Уфы и так называемой Уфимской агломерации, куда входят шесть прилегающих к столице районов республики, будет ремонтироваться в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», в который вошли 34 региона России. Он предусматривает ежегодное выделение республике из федерального бюджета 1 миллиарда рублей до 2025 года и региональное бюджетное софинансирование в таком же объеме. В текущем году федеральный бюджет выделяет на эти цели субсидию в миллиард рублей, республиканский - 951 миллион, а бюджет Уфы добавит еще 49 миллионов. В плане на 2017-2018 годы по Уфимской агломерации указан ремонт участков Старочишминской дороги (за два года - 21 километр), дороги 8 Марта - Алексеевка (4,9 км), Федеральная трасса М-5 - Шмидтово (4 км), Николаевка - Казырово (3,4 км), Мокроусово - Ольховое (4,9 км), Благовещенск - Павловка (2,4 км). Непосредственно в Уфе в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017–2018 годах запланировано отремонтировать 79 улиц протяженностью 139 километров, что повысит комфорт и безопасность движения.
- Какие новые технологии применяются и будут применяться при строительстве и ремонте дорог? - Устойчивость дорог определяется тремя основными факторами – качеством используемых материалов, их соответствием реальным условиям эксплуатации магистрали и соблюдением технологии работ. Для повышения срока службы асфальтового покрытия мы переходим к использованию более прочного износостойкого щебня и новых видов полимерно-битумных вяжущих, продлевающих срок службы асфальта как в межсезонье, так и в условиях низких и высоких температур. В республике разработаны и приняты к исполнению новые региональные нормативы для дорожных битумов, на которые будут ориентироваться производители асфальта и контроль качества выполненных работ. Все это в комплексе должно дать хороший эффект, который мы почувствуем уже в ближайшее время.
- Какую помощь республике в дорожном вопросе оказывает федеральный центр? - Мы очень активно работаем с Федеральным дорожным агентством. К примеру, в прошлом году по системе «Платон» мы получили около 1,5 миллиарда рублей для завершения второго Затонского моста. Если говорить в целом по республике, то из 18 миллиардов рублей, которые будут направлены в этом году на строительство и ремонт дорожной инфраструктуры, 9 миллиардов выделит федеральный бюджет. По показателю привлечения федеральных средств в дорожную отрасль Башкортостан входит в число ведущих регионов страны.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
|