 |
РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ"Подростки сделали выбор
Недавно проведенный ВЦИОМ опрос подтверждает тревожную тенденцию: современной молодежи для счастья вовсе не обязательно рожать детей. Многие уверены, что свой след в мире можно оставить и иным способом. К тому же в детородный возраст вступило поколение 90-х, известное своим инфантилизмом. И это не принимая во внимание экономического фактора и желания современных родителей обеспечить будущее отпрысков по максимуму. В таких условиях введение в школьную программу специального курса приобретает особую актуальность. Проект реализуется в течение трех лет и будет иметь продолжение. Инициаторами и организаторами выступили Уфимский филиал РГСУ совместно с Региональным общественным движением поддержки и развития семьи «Семья» и Фондом общественного развития «Мир без границ». Ученики 8-9 классов 10 общеобразовательных учреждений осваивают предмет в четыре этапа: «Семья как ресурс для формирования личности», «Мужчина и женщина», «Культура взаимоотношений», «Семейные ценности». - Эксперимент показал, что материальный достаток высоко ценят все опрошенные, - говорит директор РОД, соавтор учебно-методического комплекта «Семьеведение» Гульнара Тарасова. - Большинство подростков придерживались лозунга «Бери от жизни все», но они же считают, что важны отношения между людьми и реализация творческого потенциала. В процессе изучения «Семьеведения» произошло изменение мировоззренческой позиции – центрирование на материальном достатке, прагматичном отношении к жизни уступило место традиционным семейным ценностям. Можно ли научиться созданию счастливой семьи? В ответе на этот вопрос родители и дети в начале эксперимента были настроены весьма скептически. Но после прохождения программы 92 процента учащихся высказались однозначно: «Нужно учиться обязательно». - Практическая работа велась на протяжении трех лет, - рассказывает заместитель директора школы №104 Елена Павлова. - Были проведены открытые занятия, практические семинары, родительские собрания, круглые столы с участием детей, родителей и педагогов, интересные встречи со специалистами. За это время у ребят не только повысился уровень информированности по темам курса, но и появились навыки общения при обсуждении брачных отношений, распознавания конфликтной ситуации в семье. Также изменились их личностные качества, повысился авторитет родителей, дети словно увидели свою семью в ином свете. Современные подростки мало верят в вечную любовь и о продолжительности семейного союза высказались неоднозначно. И юноши, и девушки отметили, что он зависит от крепости изначальных чувств и от того, как «понимает меня партнер». К концу эксперимента 64 процента учащихся пришли к мнению: большое влияние на длительность брака имеет «наличие совместных интересов, наличие детей и развитие любви и взаимоотношений». Что подтверждает супружеская пара Минсылу и Альберта Алмаевых. Вместе они уже 33 года, из них 21 преподают в школе №127. - Совместное участие в эксперименте имеет неоспоримое преимущество, - считает Альберт Наилович, - прежде всего в качестве живого примера для наших учеников, как дружно и счастливо можно прожить столько лет, если есть общие интересы. Несмотря на то, что в школе мы пересекаемся чаще в столовой и на педсоветах, разговоры дома все равно касаются работы. Новый курс, по мнению педагогов, дал возможность ребятам открыто высказать свое мнение по проблемам семьи, и их точка зрения не всегда совпадала с учительской. - Взрослые хотят уберечь нас от ошибок, - поделилась восьмиклассница Регина Маликова, - например, при выборе партнера, Я думаю, что все-таки лучший урок – личный опыт, хотя, возможно, не стоит делать то, о чем в дальнейшем можно пожалеть. Мне кажется, учитель должен направить ребенка по правильной дороге, но никак не определять этот путь за него. Новый предмет также может помочь взглянуть на собственную семью с другой стороны. Что-то изменить или поправить. Некоторым ребятам, в том числе и мне, курс дополнил уже имеющееся представление о союзе между мужчиной и женщиной. Настя Шерстобитова считает, что перед тем, как вводить такие уроки, необходимо провести тест о базовых понятиях курса «Семьеведения». После чего учитель сможет сфокусировать круг проблем для определенной группы или класса. На занятиях мы получили много полезной и важной информации. Любые знания важны, но их нужно получать добровольно. Если человека заставляют делать что-либо, он поступает наоборот. Педагоги также высказали свое мнение: - Нужны подготовленные специалисты, желательно психологи. Дети часто задают вопросы, на которые обычный учитель не в состоянии ответить. Очень сложно затрагивать интимные вопросы, хотя они и входят в учебную программу. При чтении отрывков из классики дети резонно замечают: «Сейчас не XIX век!». В целом же апробация внедрения учебного комплекса «Семьеведение» показала единодушие учителей, родителей и школьников: проект важен и необходим, а предмет станет отправной точкой повышения роли семьи как в жизни человека, так и в обществе.
При начальном опросе учащимися были указаны наиболее интересные для рассмотрения темы (можно было отмечать несколько тем, поэтому сумма по ответам превышает 100%):
«любовь» – 92% девушек и 57% юношей, «брак» – 73% девушек и 62% юношей, «партнерские отношения» – 54% девушек и 73% юношей, «интимные отношения между мужчиной и женщиной» – 83% девушек и 64% юношей, «власть в семье» – 42% девушек и 57% юношей, «конфликты в семье» – 85% девушек и 37% юношей.
Отметим, что по результатам повторного опроса иерархия ответов несколько изменилась, что указывает на формирование ответственности за будущую семейную жизнь. Так, к концу эксперимента более 90% учащихся считают необходимым изучать темы «Как решать семейные конфликты», «Как создать счастливую семью». Также больший интерес вызвала тема организации быта и распределения власти. Это вполне объяснимо: в процессе преподавания именно этих тем учащимся были предложены ролевые игры и тестовые задания, что, в принципе, всегда вызывает живой отклик у слушателей. Темы любви и брака освещаются в большей степени аналитически и теоретически, «поиграть» здесь вряд ли возможно. Напротив, подросткам следует проникнуться пониманием серьезности рассматриваемых тем.
Светлана ЯНОВА |
|
 |