РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Газомоторная экология
Постоянный рост числа автомобилей в крупных городах приводит к тому, что они становятся основным источником выбросов в воздух загрязняющих веществ. Если в 2002 году в Уфе насчитывалось 230 тысяч машин, то сейчас – около полумиллиона, при этом ежегодный прирост измеряется тысячами единиц. Поскольку горожане не готовы отказаться от автомобилей, а возможности расширения дорожной сети имеют свой предел, реальных путей снижения экологического ущерба всего два – внедрение электромобилей и использование в качестве топлива нефтяного и природного газа. Последний вариант наиболее предпочтителен по соотношению качество-цена, ведь электромобили стоят весьма дорого и сложны в эксплуатации в зимний сезон.
Обладая самыми большими в мире запасами природного газа, в плане использования газомоторного топлива Россия существенно отстает от многих стран с гораздо худшей сырьевой базой или не имеющих ее вообще. Так, в Китае на голубом топливе ездит 4 миллиона машин, Индии и Бразилии – порядка 1,8 миллиона, Италии – 900 тысяч, Аргентине – 2,5 миллиона единиц. В России насчитывается всего около 100 тысяч газобаллонных автомобилей, что крайне мало для газовой сверхдержавы. Эксперты связывают такое положение дел с пресловутым нефтяным лобби, не желающим терять доходы от продаж традиционного топлива, а также технологическими проблемами, связанными с использованием газа и созданием инфраструктуры газовых заправок, которые обходятся значительно дороже обычных. Ситуация начала меняться лишь в последние годы, что стало прямым следствием сложностей с экспортом российского газа в Европу и растущими экологическими проблемами крупных городов, буквально задыхающихся от избытка транспорта. Согласно 767-му постановлению Правительства РФ, в городах с населением более миллиона человек к 2020 году половина общественного автотранспорта и техники коммунальных служб должна работать на природном газе. Кроме того, с 2012 по 2016 год на поддержку производства и продаж газомоторной техники из федерального бюджета было выделено 11,2 миллиарда рублей, что обеспечило поставку 5,2 тысячи автомобилей и автобусов. В 2017 году на эти цели планируется выделить еще 3 миллиарда рублей, что обеспечит поставку 1,5 тысячи единиц техники. Меры поддержки действуют и на уровне регионов. Так, в Башкортостане для предприятий, использующих для перевозки пассажиров автобусы на газе, предоставляются льготы в размере 20 % от действующих ставок транспортного налога.
Экологично и экономично Перевод автотранспорта на газ имеет экологические и экономические аспекты. Газ как моторное топливо представлен двумя основными разновидностями: компримированный природный газ (метан) и сжиженный углеводородный газ (обычно пропан-бутановая смесь). В отличие от метана, изначально природного компонента, пропан-бутан получают при производстве нефтепродуктов или разделении попутного нефтяного газа, в связи с чем он менее экологичен, хотя и значительно выигрывает в этом плане у дизтоплива и тем более бензина. Если же сравнивать метан с бензином стандарта «Евро-4», то, по данным Минэнерго России, выбросы оксидов азота при его сгорании в двигателе будут меньше в три раза, углеводородов – в 14, а бензопирена – более чем в 16 раз. Еще одним важным преимуществом метана является его низкая цена. На сегодняшний день он примерно втрое дешевле бензина и дизеля и на треть дешевле пропан-бутана. Как показывает практика, при интенсивном использовании газового автомобиля расходы на топливо будут меньше в разы. Тем не менее на российском рынке газомоторного топлива доминирует пропан-бутан, что связано прежде всего с его физическими свойствами. Пропан-бутановую смесь можно без особых проблем переводить в жидкий вид, а баллон с его запасом будет не больше обычного бензобака на примерно равный объем топлива. Метан сжижается сложно, в связи с чем на транспорте его обычно используют в сжатом виде, что заставляет устанавливать несколько объемных и тяжелых баллонов с толстыми стенками, способными держать большое давление. Набор метановых баллонов для грузового автомобиля или автобуса весит несколько сот килограмм и занимает приличный объем, что является одной из главных проблем использования наиболее экологичного метана как моторного топлива, особенно для легковых машин. Заправочный фактор На сегодняшний день в Уфе насчитывается около 700 автобусов на газомоторном топливе, в том числе 154 автобуса «НефАЗ» на метане. Кроме того, на газе работает около 110 единиц техники уфимских дорожно-коммунальных служб. Точных данных по числу транспорта на голубом топливе у коммерческих предприятий и частных лиц нет, однако навряд ли оно превышает несколько тысяч единиц при полумиллионном парке автомобилей. Одной из главных причин низкой популярности голубого топлива, особенно метана, являются не столько упомянутые выше сложности его использования, а, прежде всего, неразвитость сети газозаправочных станций. Сегодня в Уфе насчитывается всего 16 АГЗС, из них 4 – метановые. С учетом того, что заправка газом занимает заметно больше времени, чем обычным топливом, для миллионного города этого мало. И такая проблема характерна для всей страны. На 100 тысяч газобаллонных автомобилей в России приходится всего 270 метановых заправок, а в США, где таких машин всего в два раза больше – 200 тысяч единиц, создана сеть из 1700 метановых АГЗС! В странах – лидерах по газификации автопарка заправиться голубым топливом вообще не представляет каких-либо проблем даже в самых отдаленных районах. Понимание того, что популярность газа как топлива напрямую зависит от числа заправочных станций, приходит и в нашей стране. «Газпром» планирует существенно расширить в регионах страны, в том числе и в Башкортостане, сеть своих метановых заправок. В последнее время основной акцент делался на Уфе, где за три последних года было введено несколько новых АГЗС на природном газе и модернизированы существующие, что стало большим шагом вперед. Новые метановые АГЗС к 2020 году появятся в Янауле и Сибае, селе Архангельском, а также в Уфе. Стоимость строительства одного такого объекта составляет 150-200 миллионов рублей. Реализация намеченных планов будет означать фактически полуторакратное увеличение сети автозаправочных станций «Газпрома», что должно обеспечить рост популярности экологичного голубого топлива у автомобилистов республики и, прежде всего, ее столицы.
Алексей ФАТЫХОВ |