РУБРИКА "ИЗ АРХИВОВ"В музыке я посещаю другие миры
В этом году к многочисленным званиям Рима Хасанова прибавились еще два – народный артист Башкортостана и почетный гражданин Уфы. Но это лишь официальная констатация его вклада в музыкальную культуру республики. Самое высшее звание композитору присвоил народ, признавший его песни своими.
- Вы родом из села Языково Благоварского района. А какое место занимает в вашем сердце Уфа? - Я люблю ее, и звание почетного гражданина – большая честь для меня. Значит, мои скромные заслуги отмечены наряду с Владимиром Спиваковым, Гюлли Мубаряковой, Михаилом Чвановым и другими не менее известными людьми, сделавшими не-мало для нее. Впервые приехал в Уфу в 1960 году на пионерский слет. Первый раз увидел асфальт. Проехала поливальная машина, и в нос ударил запах свежего гудрона, абсолютно не знакомый для деревенского мальчишки. Широкие улицы, люди, спешащие по своим делам. Город меня ошеломил, я в него влюбился. А в 1964-м приехал поступать в училище искусств и в этом же году вышел в телеэфир, спел вместе с созданным мною инструментальным квартетом песню «Аклима».
- Как рано вы поняли свое предназначение и какую роль в этом сыграла ваша семья? - Нотам меня научил отец, остальное, как говорится, - дело техники. По тем временам он был передовым сельчанином: окончил ФЗУ. И для этого были основания: мой дед, Гайса Хасанов – указной мулла, человек образованный, выписывал из Петербурга газеты на русском и немецком языках. Я его еще застал. Помню, как в 94 года он рубил дрова колуном у нас во дворе. Так вот, папа всегда возил с собой мандолину. А потом обменял ее на скрипку приезжего москвича. Отец очень бережно относился к инструменту, никому трогать не разрешал. Мама давала мне скрипку тайком. Когда научился играть, она предложила: давай отцу покажем. Папа очень удивился, услышав, как освоил скрипку шестилетний мальчик. И я получил официальное разрешение. Мама же очень любила народную музыку и красиво пела башкирские и татарские песни. Старшая сестра Хадича могла бы стать большой певицей, она прекрасно перепевала арии из оперетт, услышанные по радио. Мне кажется, и село наше было какое-то необыкновенное, здесь жили интересные люди. Помню простого механизатора Фарида Ахсанова, он вполне профессионально играл на баяне. Когда я научился играть на этом инструменте, меня пригласили поработать в детском саду. Окончив 9 классов, я поступил на дирижерско-хоровое отделение училища искусств. А уже через полгода перевелся на теоретическое - там обещали открыть класс композиции. На мое счастье в Уфу приехал преподаватель из Гнесинки Сергей Петрович Панкратов. Он и стал моим первым педагогом. Вообще сочинять я всегда любил, и не только музыку. Начитавшись фантастов Александра Беляева, Ивана Ефремова, Айзека Азимова, буквально заболел космосом и начал писать рассказы. Некоторые храню до сих пор. Наивные, конечно, но вполне приемлемые для семилетнего мальчишки.
- В ваших песнях соединились народные мелодии и классическая музыка. - Национальное – от мамы, оно впиталось в меня с детства. А от отца перенял любовь к классической. Из командировок в Уфу он привозил ноты Мусоргского, Рахманинова. Шабалина. По соседству с нами, в колхозе «Россия», жили приволжские немцы. У них был собственный камерный оркестр. Заслушивался вальсами и польками. Наверное, все синтезировалось позднее в собственные произведения.
- Вы получили большую популярность как композитор-песенник… А какой жанр любим вами? - Еще 10 лет назад очень тосковал по симфонической музыке. Сочинял поэмы, зарисовки. Очень рано выучил все инструменты в оркестре, знал все возможности, в каком строе кто играет, выше или ниже. Много дала практика в кинотеатре «Родина», где пел под живой оркестр. Бывало, что песню сочинял накануне, а вечером мы уже выступали. Успевал разложить голоса и партитуру, делал сам аранжировки.
- Как рождается песня? - Музыкальные образы рождают стихи, не всякие, конечно, а певучие, такие как у Есенина. Люблю творчество Газима Шафикова и Расиха Ханнанова и других наших стихотворцев. Георгий Кацерик из Бурзяна – удивительный поэт. По профессии врач, но это не мешает ему писать хорошие книги, любить простых башкир, говорить на их языке. Я буду хлопотать о выдвижении его на золотую есенинскую медаль. Из молодых нравится Марианна Плотникова, талантливая молодая поэтесса. Но главный двигатель создания музыки - развитая фантазия, воображение. Сегодня встал в пять утра и сочинил мелодию, назвал «Тяжелое разочарование». Музыка - она с неба приходит, но не всякий может ее услышать. Пишу каждый день, без этого не могу. Поэтому, наверное, не даю концертов в больших залах. Чтобы собрать публику, и не только взрослую, нужно показать и молодежи, что я еще могу. Но чтобы выложить песню на youtube, нужны и средства, и силы. Тогда не останется времени на творчество. Да и спонсорам кланяться не хочу.
- Не боитесь, что в скором времени электронная музыка поглотит живую? - Этого не произойдет. Живая симфоническая музыка – основа современной, она связывает нас с прошлым. Предков нельзя забывать, мы развиваемся, опираясь на них. В музыке я посещаю другие миры. Когда я пишу «Марсианскую ночь», представляю себя там. В этом смысле электронная музыка дает безграничные возможности для создания различных эффектов и технологий. Использую айпад как многоканальный рекордер. В 700 граммах – 128 треков. Фантастика. Сегодня появились такие программы, что можно писать все. Через 20-30 лет роботы музыку будут сочинять. Но композиторы останутся. Все будет развиваться параллельно, обогащая друг друга.
- Быть свободным художником сложно? - Трудно постоянно думать, как обеспечить семью, совмещать быт и творчество. У кого-то получается. Но свобода не только в этом. Она и в самоограничении. Никогда не гнался за большими деньгами. Хотя мог и на дом, и даже на замок заработать в роли уличного музыканта. Самые щедрые в этом плане Берлин и Хельсинки. Москва – единственный город в мире, где нужно платить за право играть или петь на улице. Был у меня такой эксперимент в 2006 году. Выступал в метро, дрался за место, гитару разбивал, в милицию попадал. Непременно опишу этот опыт как литератор. Большие деньги – всегда сделка с собой. Писать то, что можно выгодно продать. У конъюнктурщиков это неплохо получается, они способные люди, а есть гениальные и талантливые. Те, что вкладывают в черные точечки – ноты - теплоту души. Вот тогда слушателя цепляет. Стремление стать богатым естественно, но есть и большая прослойка людей, мечтающих стать творцами: писателями, художниками, музыкантами.
- В родных краях часто бываете? - Последний раз в сентябре 2017-го. Земляки пригласили на уже второй по счету Открытый фестиваль-конкурс исполнителей песен Рима Хасанова. То, что увидел, ошеломило: свет, звук, декорации – на высочайшем уровне. Не стыдно пригласить и зарубежных коллег. Без всяких протоколов, торжественных речей, от души. И спели очень достойно. Еще раз удивился, сколько же в глубинке самородков. Один камерный хор из Мияков чего стоит. К таланту отношусь с радостью. Например, мой земляк Денис Мусин. Из него может вырасти сильный композитор. Парню еще 13, посоветовал ему освоить гитару, на ней можно солировать и аккомпанировать, играть полноценные произведения. Я тоже с этого начинал. С возрастом набираешься опыта – и негативного, и позитивного, но в душе все равно остаешься мальчишкой.
Светлана ЯНОВА |