ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Семья - территория счастья
Женщин республики, собравшихся накануне Дня матери в Государственном концертн...

За талант - полмиллиона
В Башкортостане учреждена Государственная премия имени Михаила Васильевича Н...

Умный регион
В Конгресс-холле состоялся первый республиканский IT-форум «Смарт-регион 2017. Ци...

Новогодний хоровод
В этом году первую новогоднюю елку установили перед ТРЦ «Июнь», а первая муници...

Школьный переезд
После новогодних праздников закроется на реконструкцию школа №44. Во время про...

Реновация «хрущоб»
С учетом мнения экспертов в муниципалитете создана рабочая группа для анализа ...

Книга памяти
На Мусульманском кладбище установлен информационный стенд, с помощью которого...

Билборды уходят
Глава столичной администрации Ирек Ялалов поручил МКУ «Городская реклама» сок...

Зулейха выходит на сцену
В Башкирском драматическом театре имени Мажита Гафури премьера. В нем постанов...

Формат меняет границы



     №12 (193)
     Декабрь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ИЗ АРХИВОВ"

В музыке я посещаю другие миры


В этом году к многочисленным званиям  Рима Хасанова прибавились еще два – народный артист Башкортостана и почетный гражданин Уфы. Но это лишь официальная констатация его  вклада в музыкальную культуру республики. Самое  высшее звание композитору присвоил народ, признавший его песни своими.

- Вы родом из села Языково  Благоварского района. А какое место занимает в вашем сердце Уфа?
- Я люблю ее, и звание почетного гражданина – большая честь для меня. Значит, мои скромные заслуги отмечены наряду с  Владимиром Спиваковым, Гюлли Мубаряковой, Михаилом Чвановым и другими не менее известными людьми, сделавшими не-мало для нее.  Впервые приехал в Уфу в 1960 году на пионерский слет. Первый раз увидел асфальт. Проехала поливальная машина, и  в нос ударил запах свежего гудрона, абсолютно не знакомый для деревенского мальчишки. Широкие улицы, люди, спешащие по своим делам. Город меня ошеломил, я  в него влюбился. А в 1964-м приехал поступать в училище искусств и в этом же году вышел в телеэфир, спел вместе с созданным мною инструментальным квартетом песню «Аклима». 

- Как рано вы поняли свое предназначение и какую роль в этом сыграла ваша семья?
- Нотам меня научил отец, остальное, как говорится, - дело техники.  По тем временам он был передовым сельчанином: окончил ФЗУ. И для этого были основания: мой дед, Гайса Хасанов – указной мулла, человек образованный, выписывал из Петербурга газеты на русском и немецком языках. Я его еще застал. Помню, как в 94 года он рубил дрова колуном у нас во дворе. Так вот, папа всегда возил с собой мандолину. А потом обменял ее на скрипку приезжего москвича. Отец очень бережно относился к инструменту, никому трогать не разрешал. Мама давала мне скрипку тайком. Когда научился играть, она предложила: давай отцу покажем. Папа очень удивился, услышав, как освоил скрипку шестилетний мальчик. И я получил официальное разрешение. Мама же очень любила народную музыку и красиво пела башкирские и татарские песни. Старшая сестра Хадича могла бы стать большой певицей, она  прекрасно перепевала арии из  оперетт, услышанные по радио. Мне кажется, и село наше было какое-то необыкновенное, здесь жили интересные люди. Помню  простого механизатора Фарида Ахсанова, он вполне профессионально играл на баяне. Когда я научился играть на этом инструменте, меня пригласили поработать  в детском саду. Окончив 9 классов, я  поступил на дирижерско-хоровое отделение училища искусств. А уже через полгода перевелся на теоретическое -  там обещали открыть класс композиции. На мое счастье в Уфу приехал преподаватель из Гнесинки Сергей Петрович Панкратов. Он и стал моим первым педагогом. Вообще сочинять я всегда любил, и не только музыку. Начитавшись фантастов Александра  Беляева, Ивана Ефремова, Айзека  Азимова, буквально заболел космосом и начал  писать рассказы. Некоторые храню до сих пор. Наивные, конечно, но вполне приемлемые для семилетнего мальчишки. 

- В ваших песнях соединились народные мелодии и классическая музыка. 
- Национальное – от мамы, оно впиталось в меня с детства. А от отца перенял любовь к классической.  Из командировок в Уфу он привозил ноты Мусоргского, Рахманинова. Шабалина. По соседству с нами, в колхозе «Россия», жили приволжские немцы. У них был собственный камерный оркестр. Заслушивался вальсами и польками. Наверное, все синтезировалось позднее в собственные произведения. 

- Вы получили большую популярность как  композитор-песенник… А какой жанр любим вами?
  - Еще 10 лет назад очень тосковал по симфонической музыке. Сочинял поэмы, зарисовки. Очень рано выучил все инструменты в оркестре, знал все возможности, в каком строе кто играет, выше или ниже. Много дала практика в кинотеатре «Родина», где пел под живой оркестр. Бывало, что песню сочинял накануне, а вечером мы уже выступали.  Успевал разложить голоса и партитуру, делал сам аранжировки. 

- Как рождается песня?
- Музыкальные образы рождают стихи, не всякие, конечно, а певучие, такие как у Есенина. Люблю творчество Газима Шафикова и Расиха Ханнанова и других наших стихотворцев. Георгий Кацерик из Бурзяна – удивительный поэт. По профессии врач, но это не мешает ему писать хорошие книги, любить простых башкир, говорить на их языке. Я буду хлопотать о выдвижении его на золотую есенинскую медаль. Из молодых нравится Марианна Плотникова, талантливая молодая поэтесса. Но главный двигатель создания музыки - развитая  фантазия, воображение. Сегодня встал в пять утра и сочинил мелодию, назвал «Тяжелое разочарование». Музыка - она с неба приходит, но не всякий может ее услышать. Пишу каждый день, без этого не могу. Поэтому, наверное, не даю концертов в больших залах. Чтобы собрать публику, и не только взрослую,  нужно показать и молодежи, что я еще могу. Но чтобы выложить песню на youtube, нужны и средства, и силы. Тогда не останется времени на творчество. Да и спонсорам кланяться не хочу.

- Не боитесь, что в скором времени электронная музыка поглотит живую?
- Этого не произойдет. Живая симфоническая музыка – основа современной, она связывает нас с прошлым. Предков нельзя забывать, мы развиваемся, опираясь на них. В музыке я посещаю другие миры. Когда я пишу «Марсианскую ночь»,  представляю себя там. В этом смысле электронная музыка дает безграничные возможности для создания  различных эффектов и технологий. Использую айпад как многоканальный рекордер. В 700 граммах – 128 треков. Фантастика. Сегодня появились такие программы, что можно писать все. Через 20-30 лет роботы музыку будут сочинять. Но композиторы останутся. Все  будет развиваться параллельно, обогащая друг друга. 

- Быть свободным художником сложно?
- Трудно постоянно думать, как обеспечить семью, совмещать быт и творчество. У кого-то  получается. Но свобода не только в этом. Она и в самоограничении. Никогда не гнался за большими деньгами. Хотя мог и на дом, и даже на замок заработать в роли уличного музыканта. Самые щедрые  в этом плане  Берлин и Хельсинки. Москва – единственный город в мире, где нужно платить за право играть или петь на улице. Был у меня такой эксперимент в 2006 году. Выступал в метро, дрался за место, гитару разбивал, в милицию попадал.  Непременно опишу этот опыт как литератор. Большие деньги – всегда сделка с собой. Писать то, что можно выгодно продать. У конъюнктурщиков это неплохо получается, они способные люди, а есть гениальные и талантливые. Те, что вкладывают в черные точечки – ноты - теплоту души. Вот тогда слушателя цепляет. Стремление стать богатым естественно, но есть и большая прослойка людей, мечтающих стать творцами: писателями, художниками, музыкантами.

- В родных краях часто бываете?
- Последний раз в сентябре 2017-го.  Земляки пригласили на уже второй  по счету Открытый фестиваль-конкурс исполнителей песен Рима Хасанова. То, что увидел, ошеломило: свет, звук, декорации – на высочайшем уровне. Не стыдно пригласить и зарубежных коллег. Без всяких протоколов, торжественных речей, от души. И спели очень достойно. Еще раз удивился, сколько же в глубинке самородков. Один камерный хор из Мияков чего стоит. К таланту отношусь с радостью. Например, мой земляк Денис Мусин. Из него может вырасти сильный композитор.  Парню еще 13, посоветовал ему освоить гитару, на ней можно солировать и аккомпанировать, играть полноценные произведения. Я тоже с этого начинал. С возрастом набираешься опыта – и негативного, и позитивного, но в душе все равно остаешься мальчишкой.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости