РУБРИКА "ARTEFAKTUS"«Зоркий» на высоте
Вряд ли кто, кроме фотографов с большим стажем, скажет, каким аппаратом сделаны эти снимки. Ведь их объединяет то, что все они получены с помощью камер с 35-миллиметровой («узкой») плёнкой с перфорацией, т.е. плёнкой, изначально предназначенной для съёмки кинофильмов.
Об Оскаре Барнаке и созданной им 95 лет назад небольшой и удобной фотокамере Leica, которую всегда можно было иметь при себе, я говорить не буду, а начну сразу с 1934 года, когда появился советский аналог– ФЭД. За двадцать лет их сделали около 800 тысяч. А в 1935-м у нас в стране поступил в продажу «Спорт» с «узкой» плёнкой. Между прочим, это была самая первая в мире «зеркалка» в привычном ныне понимании! Потом началась война… Но уже в 1946-м выпустили «Комсомолец» с широкой плёнкой, так что если где-то в семейном альбоме вы встретите совсем маленькие снимки 6 на 6 сантиметров, то знайте – их делали с его помощью или пришедшего ему на смену «Любителя». На следующий год появились две первые модели «Киева», а в 1948-м на прилавки попал ещё один новый аппарат, точнее, марка – «Зоркий». Это был всё тот же ФЭД (урождённая Leiсa II), но выпускали его уже не в Харькове, а в подмосковном Красногорске. За восемь первых лет производства «Зорких» было выпущено столько же, сколько завод ФЭД дал за всё время существования (в годы войны ФЭДы выпускались в г. Бердске). Как следствие, именно 70 лет назад фотолюбительство в стране сделало количественный и качественный скачок. Кое-кто даже пытался снимать на цветную плёнку, выпуск которой в СССР начался в 1947-м. Итак, к 1 мая 1948 года Красногорский механический завод (КМЗ) выпустил первые 50 аппаратов (первоначально на верхних щитках аппаратов гравировалось название: «ФЭД» и так называемый «гробик» – логотип без стрелки, затем надпись была такая: «ФЭД 1948 г. Зоркий»). Но это была лишь присказка. Сказка будет дальше. Да и как иначе назвать «погружение» в реальность 70-летней давности? Вот заснеженные дома на Пушкинской улице. Их давно нет, но представьте себе, что вы в 1947-м встали спиной к старому зданию нынешней 3-й гимназии: увидели бы этот самый вид! Вскоре здесь начнётся формирование Советской площади. На соседнем снимке – ученицы 3-й школы в апреле 1948 г. А на первомайской демонстрации Анатолий Бельский со своим портативным аппаратом влез в самую гущу марширующих студенток-спортсменок. Найти бы этих девчонок сейчас, ведь им уже за 80. Многие уфимцы помнят здание 29-й аптеки в Доме работников искусств (Октябрьской революции, 9). А на снимке Петра Фосса эта аптека хоть на том же месте, но в старом доме, принадлежавшем когда-то В.И. Видинееву. Кстати, в 1947-1948-м Пётр Николаевич сделал целую подборку видов Уфы. Здесь и гостиница «Башкирия» в дни празднования юбилея Октябрьской революции, и хмурая Троицкая церковь на фоне Старой Уфы, и улица Сайфи Кудаша (Новомостовая). ФЭД или «Зоркий» дали возможность делать гораздо больше кадров и значительно быстрее, чем позволял пластиночный аппарат. Фототека перестала быть складом с легко бьющимися предметами. Правда, целлулоид, из которого вплоть до 1960-х делали плёнку*, с точки зрения пожарных не самый безопасный для хранения материал. Кроме того, перфорация на морозе рвалась, да и качество фотографий заметно упало – размер негатива-то уменьшился во много раз. Что касается оперативности, то забраться на 200-метровую вышку радиостанции Коминтерна, как это сделал всё тот же П.Н. Фосс, можно было только с плёночной камерой**. Или, например, сразу после ливня, торопясь, пока не выглянуло солнце, профессор-медик Дмитрий Иванович Татаринов даже не стал выходить из дома (мокро, знаете ли), а просто нажал кнопку и запечатлел вид из окна своего кабинета на Гоголя, 26. С тех пор техника ушла далеко вперёд, но опыт наших предшественников всё так же дорого стоит. Если вам придёт в голову сфотографировать, к примеру, почтамт со стороны сквера Ленина, как это делали, пожалуй, десятки ваших предшественников (я знаю, по меньшей мере, шесть или семь фотографий с этой точки), скорее всего, никто не удивится. Но если вы не будете торопиться и дождётесь юбилейного марта 2019 года, то новый снимок сможет стать таким же эпохальным, как и фотография 1949 года, хранящаяся в музее детской библиотеки №17.
Анатолий ЧЕЧУХА |