ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

За год до юбилея
21 сентября, в годовщину смерти народного поэта Башкортостана Мустая Карима, гл...

Новые задачи
Начал свою работу шестой созыв Госсобрания - Курултая РБ. Новый парламент отлич...

С видом на Уфимку
На комиссии по отбору инвестпроектов Минэкономразвития РБ эксперты рассмотре...

Долгожданный педиатр
В Нагаево на пересечении улиц Золотистой и Фариды Кудашевой построят модульну...

Фонтан-часы
Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы по ит...

Обновленный лицей
Школа № 1 переименована в лицей. В День знаний состоялось ее техническое открыт...

Точки притяжения
Парадный вход в морском стиле  п
одсветят светодиодными лампами, внутр...

И Пушкин, и арт-кино
С конца сентября возобновил свою работу лекторий Музея имени Нестерова и откры...

Удачи, Ms Emma!
Учитель гимназии №39 Эмма Сафиуллина представляет республику на федеральном э...

Шагнули за кубком



     №10 (203)
     Октябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

На доске по Аслыкулю


Электромотицикл E-Ti, разгоняющийся до 8 километров в час, и болид, способный проехать 133 километра на 1 литре бензина, - достижения, уже прочно вписанные в историю UGATU Racing Team (гоночной команды УГАТУ). Теперь ее капитан Николай Салатов решил обогатить новым устройством еще одну стихию - водную. Идея любителю скорости - и в том числе сноуборда - пришла сама собой, но как кататься летом, если на Белой не случается волн океанической высоты? Мотодоска на гидрореактивной тяге должна сделать серфинг доступным и для уфимцев: на ней можно кататься даже по небольшим водоемам. А для доставки до места не требуется автоприцеп. Возможно, она пригодится и спасателям… Проект завоевал грант научного конкурса «УМНИК-НТИ» в размере 500 тысяч рублей.

- Правда, мы не первые: такие устройства уже есть за рубежом, там даже проводятся соревнования по плаванию на подобных досках - Jet-Serfing, - говорит Николай. - Собственно, они и у нас проводятся - только участников очень мало, что и неудивительно: цена такой доски - 800 тысяч рублей; у гидроцикла (водного мотоцикла) - от миллиона рублей. Рассчитываем, что наше изобретение будет стоить около 200 тысяч рублей – благодаря компактности, небольшому мотору. И еще: наша конструкция отличается от всех существующих моделей. Мы придумали, как сделать лучше!
Высота – примерно в рост человека, мощность двигателя – около 15 лошадиных сил, скорость - до 40 километров в час, пробег по воде на такой скорости - около часа (это на электродвигателе, а команда собирается испробовать оба варианта: и электрический, и бензиновый «движок»). Больше ничего изобретатели сказать пока не готовы: процесс проектирования не завершен. Готовый работающий прототип по условиям договора должен быть представлен через полтора года.
Однако путь от чертежа до машины непростой - даже для команды, которая уже изготовила своими руками немало скоростных устройств. Как уже было сказано, одним из преимуществ агрегата (так же как и у новейших самолетов) должна стать легкость, достигнутая благодаря применению композитных материалов.
- Интересный и довольно распространенный композит - карбон, по сути – ткань из угля, которая потом заливается эпоксидной смолой, - продолжает Николай. - Это дает необычные свойства: в одном из направлений, в котором его растягивают или сжимают (и даже в нескольких), прочность карбона кратно выше прочности металла. Впрочем, необязательно это будет именно он - возможны и другие варианты, вдруг за это время выпустят какой-нибудь новый, еще более крутой композит?
Углеволокно мы заказываем у московской компании «Композит», а вот смол нужного качества в России пока не производят. Двигатель - из сплава авиационного алюминия, который мы берем у «Уфацветмет» (с большой скидкой, поскольку это наши партнеры). Для изготовления деталей арендуем токарную мастерскую; что-то делают на УМПО. 
- А как же болиды? После прошлогодних соревнований вы собирались создать новый… 
- И создали. В июле мы ездили в Нидерланды на соревнования «Формула-Студент» с совершенно новым болидом. На этих соревнованиях студенты представляют одноместные автомобили гоночного класса; оцениваются не только скорость, быстрота торможения, маневренность и надежность, но и сама конструкция, и бизнес-план: как будто команда конструирует прототип для производства. 
- И каков результат?
- 17-е место из 22. Но надо сказать, что это был наш первый опыт – собственно говоря, мы и отправились туда скорее за наработками: соревнования начали проводить в 1981 году, и составить серьезную конкуренцию европейским командам, которые участвуют десятилетиями и к тому же спонсируются серьезными фирмами, с первой попытки нереально. А из России, кроме нас, там была только одна команда – из МГТУ им. Баумана.
Кстати, в статических направлениях - бизнес-плане и защите конструкции (почему использованы именно такие детали, и т.д.) мы как раз были довольно успешны. 
- А какова максимальная скорость вашего болида?
- 140 километров в час. Стоимость - 700 тысяч рублей.
- Почему же Европа, Америка, Австралия так увлекаются подобными соревнованиями?
- А как вы думаете, почему именно в Европе производятся Mercedes и BMW? Как раз потому, что участники команд потом приходят работать на Ferrari, Audi, «Формулу-1»: 70 % инженеров «Формулы-1» из «Формулы-Студент»! И большинство новых решений приходят в современный автопром из гонок. Вот, например, 10 лет назад много ли было в нашей стране машин с кондиционером? А теперь и у «Лады» все модели такие. А это все оттуда. 
Так что приобретение подобного инженерного опыта надо поддерживать, а у нас пока государство как будто не очень в этом заинтересовано… Хотя сдвиги уже есть: 10 лет назад в России команд, выезжавших на подобные соревнования, не было вообще - теперь их уже около 30, и спонсоры появляются. 
- Члены вашей команды тоже потом пойдут работать в автопром? И, может быть, ситуация начнет меняться и там? - с надеждой спрашиваю я.
- Что касается меня, я люблю проектировать что-нибудь гоночное, - признается Николай. - А пока учусь в магистратуре и работаю в Республиканском детском образовательном технопарке. Будущих инженеров тоже кто-то должен учить. И там система образования сейчас тоже направлена на то, чтобы ребята работали в команде, решали реальные задачи.
Болит живот? 
Дыхни в трубочку!
Выпить содержимое чашки Петри с культурой бактерии Helicobacter pylori и продемонстрировать развившийся вследствие этого гастрит - вот что пришлось сделать австралийскому врачу Барри Маршаллу, чтобы медицинское сообщество наконец поверило в роль этой бактерии в развитии желудочных болезней. Сегодня подсчитано, что во всем мире опасная бактерия ответственна за 38 % случаев язвы желудка и 56 % язв двенадцатиперстной кишки. «Подхватить» Helicobacter pylori и приобрести гастрит и другие опасные заболевания между тем очень легко: достаточно не помыть рук перед едой. Если же зловредная бактерия поразила одного из членов семьи - велика вероятность того, что она обнаружится и у остальных. И сегодня во многих странах большинство случаев язв желудка и двенадцатиперстной кишки, а также гастриты - если доказано, что в этим виноват хеликобактер - лечат антибиотиками. Но основной процедурой для выявления проблем с ЖКТ по-прежнему остается фиброгастроскопия - глотание эндоскопа, болезненная процедура, на которую со страхом идут даже взрослые, не говоря уже о детях. (А после обнаружения болезни, прежде чем прибегать к антибиотикам, нужно еще и конкретно установить, вызвана ли она бактерией - при помощи анализов крови или кала.)
Команда ученых из Авиационного университета готова предложить пациентам новый - менее болезненный и более быстрый способ определения наличия в организме Helicobacter pylori.
- Прибор работает так: человек выдыхает воздух в специальное устройство, датчики регистрируют аммиак, который он выдыхает, и просчитывают концентрацию бактерий в желудке, - объясняет магистр кафедры электроники и биомедицинских технологий Розалия Нафикова, выигравшая грант «УМНИК» на исследования по этой теме. - Точнее, сначала идет холостая проба – больной просто выдыхает в прибор воздух, затем он принимает вещество, заставляющее бактерию выделять аммиак, и снова выдыхает. А мы сравниваем результаты. 
Руководит работой над изобретением декан факультета авионики, энергетики и инфокоммуникаций УГАТУ Юлия Уразбахтина в сотрудничестве с профессором кафедры пропедевтики внутренних болезней БГМУ Рустэмом Зулкарнеевым; кроме Розалии, в проекте участвуют два аспиранта кафедры информационных технологий. 
- И на какой стадии создание вашего аппарата? – интересуюсь я.
- Собран макет. Сейчас нужно закончить расчеты по датчикам и проводить клинические испытания на базе клиники БГМУ: попробовать, действительно ли все получается, как мы задумали. Какие расчеты? Информационных датчиков, которые будут установлены в измерительной камере прибора, погрешности их показаний. У прибора будет собственный компьютер – микроконтроллер, программа для него сейчас пишется. 
- И если все получится, о мучительной процедуре ФГС можно будет забыть?
- Не совсем так. Это по-прежнему самый надежный и информативный способ диагностики ЖКТ. Но если, например, гастрит и бактерия выявлены у одного человека, а его родственники проходить ФГС не хотят - у них теперь есть другой выход.
Сверхэкономичные
флюиды
Получение бензина, различных видов топлива и смазочных материалов – есть ли в нефтехимии более изученные темы? Однако заняться здесь все равно очень даже есть чем - хотя бы для перехода на стандарт Евро-6, чтобы выхлопные газы автомобилей стали еще менее вредными, а снег на улицах к концу зимы - чуть менее черным. Для этого, как объяснил мне герой данной статьи – заведующий лабораторией газохимических процессов Института нефтехимпереработки РБ Юнир Хамзин (также победитель конкурса «УМНИК») - в технологии производства бензинов предстоит много чего сделать. Однако он сам занимается сегодня другими, не менее важными темами. Например, разработкой синтетических смазочных материалов для условий Крайнего Севера.
Причем для этого Юнир вернулся в родную республику после окончания химфака МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Я закончил Башкирскую гимназию №1 им. Рами Гарипова, поступил в МГУ. А на третьем курсе познакомился с Эльшадом Гумеровичем Теляшевым и прошел практику в Институте нефтехимпереработки. Мне здесь понравилось - вот и приехал работать, - кратко объясняет он.
- И в чем же ноу-хау получения новых смазочных материалов? О требуемом уровне качества в заявленных условиях и говорить не надо…
- Наш подход - в новой технологии получения одного из ключевых компонентов смазочных масел (это сложный эфир дикарбоновой кислоты). Обычно его - как и большинство продуктов в нефтехимии – получают при помощи катализатора. Но в сверхкритических условиях – при очень высокой температуре и давлении - вещества приобретают особые свойства. В таком состоянии их еще называют сверхкритическими флюидами. Они обладают свойствами как жидкости, так и газа, но не являются ни тем и ни другим. В таких условиях некоторые химические реакции можно проводить без использования катализатора. А это значительно удешевляет процесс - по грубому подсчету, примерно в полтора-два раза. Конечно, потребуются капитальные вложения в новую технологию, но сама она намного экономичней существующей.
- Кроме того, температура застывания смазки понижается?
- Эфиры, о которых я говорил, при любой технологии показывают низкую температуру застывания. К примеру, базовое масло держит минус 50 градусов, а нам нужно минус 70 или минус 80. Эти градусы добавляют с помощью специальных присадок. Пакет присадок давно всем известен. В мире также ведутся работы по созданию или усовершенствованию таких присадок. 
- Когда же мы увидим готовый продукт?
- Говорить об этом пока рано. Нам потребуется масштабирование технологии. Чтобы узнать это, нужно построить опытно-промышленную установку - здесь нужны спонсоры. Далее, чтобы производить продукты нефтехимического синтеза, нужно получать допуски – гарантии соответствия всем требованиям, гарантии того, что данное вещество не наносит вреда окружающей среде и будет хорошо работать. Грубо говоря, допуск получают после проверки «в полевых условиях». И это тоже стоит денег, но является реальным и неизбежным этапом. 
Правда, есть и другой путь: получение патента и продажа технологии. Тогда последующие этапы - забота покупателя. 
- Конечно, это тоже выход, однако хотелось бы, чтобы продукт производился и добавленная стоимость оставалась именно в нашей республике. 
Впрочем, данная тема - далеко не единственная среди исследований большого научного коллектива - департамента прикладных научных исследований и разработок ИНХП под руководством его директора Давлетшина Артура Раисовича и непосредственно научного руководителя института профессора Теляшева Эльшада Гумеровича и директора института Дмитрия Владимировича Шаронова.
- У нас есть свои разработки катализаторов – например, гетерогенного катализатора алкилирования для получения одного из компонентов товарного бензина. Сейчас я пишу диссертацию как раз на эту тему, - объясняет Юнир. - Такие катализаторы сейчас в России практически не используются – на заводах республики, например, применяется жидкий – серная кислота, а она вызывает коррозию, к тому же образуются токсичные кислые стоки. В общем, тема тоже перспективная. 
Стоит добавить, что большое количество поисковых исследований в данных областях ведется с привлечением студентов технологического факультета и кафедры «Газохимия и моделирование химико-технологических процессов» ФГБОУ ВО УГНТУ, где молодое поколение получает большой опыт и «вживую» участвует в технологическом процессе.
Вообще в отечественной нефтехимии пока что применяется немало импортных катализаторов и других веществ, а наши работы попадают в тренд импортозамещения. Не менее важны и технологии: они тоже зачастую импортные, а технология определяет очень многое: сырье, параметры процесса - то есть энергозатраты, и так далее. Но даже если установка импортная, технологию можно усовершенствовать и сделать нашей – правда, это очень большая работа. Мы же пока занимаемся тем, что изучаем, как ведут себя интересные нам процессы газонефтехимии и нефтепереработки при различных режимах; смотрим качество получившегося продукта и ведем работы по оптимизации технологических параметров. В институте есть цех пилотных установок - можно сказать, нефтехимический завод в миниатюре, есть на чем моделировать. И есть цели, которые нас вдохновляют. 


Текст: Екатерина Климович








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости